Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Архіеп. Макарій Миролюбовъ († 1894 г.)
Слово въ недѣлю Сыропустную и въ день рожденія благовѣрнаго Государя Наслѣдника Цесаревича и Великаго Князя Александра Александровича, произнесенное въ Архангельскомъ каѳедральномъ соборѣ, 26 февраля 1878 года.

Боже, судъ Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву: судити людемъ Твоимъ въ правдѣ, и нищимъ Твоимъ въ судѣ (Псал. 71, 1-2).

Словами этими царь Давидъ просилъ отъ Господа Бога себѣ и сыну своему Соломону правды въ судѣ. Причина прошенія сего заключается въ томъ, что правда составляетъ особенное достоинство и утвержденіе не только царей, но и царствъ. Правда цѣнилась высоко у всѣхъ народовъ. Она возвышаетъ и престолы царей и самыхъ подданныхъ. Ею прославилось, какъ правленіе Давида, такъ и правленіе Соломона. По примѣру Давида, и мы въ настоящій высокоторжественный день просимъ у Господа правды какъ Царю нашему, такъ и сыну Цареву, Наслѣднику Его престола. Если и всегда молитва сія должна имѣть силу и значеніе, то тѣмъ болѣе въ настоящіе дни. Теперь рѣшается судьба умиротворенныхъ славянскихъ племенъ, бывшихъ въ турецкомъ порабощеніи, и оцѣвиваются подвиги и побѣды нашего христолюбиваго воинства надъ врагами нашей вѣры и отечества.

По суду правды, Турція должна оставаться у насъ въ неоплатныхъ долгахъ. Предъ началомъ войны, мы предлагали ей нѣкоторыя уступки, только бы православные славяне были освобождены отъ турецкаго деспотизма и притѣсненій. А теперь, изъ за ея несогласія и противленія, поддерживаемыхъ союзными къ ней державами, сколько пролито нашей христіанской крови, сколько употреблено силъ, орудій и денежныхъ расходовъ? Однихъ воиновъ мы лишились выбывшими изъ нашей строевой арміи до девяноста тысячь. Правда могла бы требовать полнаго возмездія за всѣ потери и лишенія. Правда не должна бы дѣлать никакой уступки въ завоеваніяхъ, не должна подчиняться никакимъ постороннимъ притязаніямъ. Но вотъ нынѣ же, кромѣ правды, требуется отъ насъ церковію другая не менѣе необходимая и благотворная обязанность. Настоящій воскресный день именуется у насъ прощеннымъ. По принятому христіанскому обычаю, мы должны прощать ближнимъ во всѣхъ причиненныхъ намъ оскорбленіяхъ и обидахъ. Подобнаго прощенія ожидаетъ отъ насъ и Спаситель, обѣщавая намъ за сіе отпущеніе грѣховъ (Матѳ. 6, 14). Что же это значитъ? Почему прощеніе такъ высоко цѣнится въ жизни нравственной и общественной?

Милость и снисхожденіе требуются отъ насъ, потому что самъ Господь милосердъ къ намъ. Милость Его видимъ мы повсюду и во всемъ. По милрсти Своей, Онъ сотворилъ и сохраняетъ насъ во всей нашей жизни. По милости, Онъ прощаетъ намъ грѣхи и оставляетъ ихъ безъ наказанія. Вмѣстѣ съ благостію является надъ нами и правосудіе Божіе, но не столько, сколько слѣдовало бы по нашимъ грѣхамъ. Мы постоянно грѣшимъ и прогнѣвляемъ Бога, нашего Создателя и Промыслителя. По грѣхамъ нашимъ, мы постоянно должны были бы испытывать наказаніе Божіе. А между тѣмъ большею частію пользуемся мы здоровьемъ и другими. земными благами, какъ будто заслужили своими добрыми дѣлами. Таковое неравенство судьбы нашей съ нашимъ поведеніемъ указываетъ намъ на то, что въ настоящей жизни правосудіе Божіе прикрывается милосердіемъ. Здѣсь Господь долготерпитъ нашимъ грѣхамъ и ожидаетъ нашего исправленія. Его правда во всей силѣ откроется въ будущей жизни.

По примѣру Господа Бога, и мы должны оказывать ближнимъ нашимъ болѣе милость и снисхожденіе, нежели правду. Въ самомъ дѣлѣ, прилично ли взыскивать съ другихъ за малое оскорбленіе, когда Господь, Творецъ нашъ, прощаетъ намъ бóльшія обиды? Справедливо ли требовать, безъ всякаго снисхижденія, съ другихъ долгъ во сто динаріевъ, когда намъ самимъ прощаютъ и до десяти тысячъ талантовъ (Матѳ. 18, 23-35)? Съ другой стороны, не можетъ быть столько вреда отъ излишней милости, сколько бываетъ отъ чрезмѣрной строгости и взыскательности. Милость скорѣе можетъ привести къ раскаянію, нежели строгость суда. Въ этомъ увѣримся мы, когда вспомнимъ о прежнихъ пыткахъ, казняхъ и истязаніяхъ. Въ нихъ находили нѣкогда лучшее средство къ дознанію истины и исправленію. А между тѣмъ опытъ показалъ, что люди послѣ всѣхъ наказаній пребывали во лжи и оставались безъ исправленія. Грубое обращеніе съ виновными нисколько не смягчало ихъ, а еще болѣе ожесточало и приводило къ безсознательному положенію.

На этомъ основаніи тѣ законы назывались жестокими, въ которыхъ не оказывалось снисхожденія къ немощамъ человѣческимъ. Таковыхъ законовъ было не мало въ мірѣ языческомъ. Но христіанская вѣра измѣнила взглядъ на человѣка и на его отношенія къ закону. Подобно евангельскому закону, и въ нашемъ церковно-гражданскомъ законѣ правда всегда растворялась милостію и снисхожденіемъ. Не даромъ и наша мудрая Екатерина поставила въ основаніе издаваемыхъ ею законовъ общее правило, что лучше десять виновныхъ оправдать, нежели одного невиннаго наказать. Причиною этому служитъ то, что для виновныхъ будетъ еще судъ праведный, на которомъ они получатъ возмездіе, а оказанная имъ милость удостоится похвалы отъ Бога и отъ людей. По этому и не удивительно, если мы слышимъ, что нынѣ оправдываются предъ закономъ и тѣ, кои съ перваго взгляда не заслуживаютъ оправданія. На вѣсахъ правды много бываетъ причинъ, оправдывающихъ преступленіе. Не говоримъ уже о евангельскомъ законѣ, заповѣдующемъ прощать всѣ грѣхи ближнимъ. Даже и законъ гражданскій внушаетъ намъ христіанамъ оказывать снисхожденіе, если виновные заслуживаютъ того, по своему раскаянію въ преступленіяхъ.

Христіанское требованіе сіе согласно и съ нашею природою. Мы, русскіе, любовь и состраданіе считаемъ своими добродѣтелями. Прощать обиды врагамъ и благотворить имъ составляетъ непремѣнный долгъ нашъ. Мы не забываемъ о немъ не только во время мира, но и во время войны со врагами. Вотъ предъ нами только что прекращенная миромъ война съ мусульманами! Враги сіи были всегда у насъ самыми жестокими и безчеловѣчными врагами. Мы и въ эту войну видѣли всю жестокость ихъ. Они не щадили изъ числа славянъ и русскихъ не только плѣнныхъ и безоружныхъ, но даже больныхъ, раненыхъ и самыхъ мертвыхъ. А между тѣмъ и эта кровожадная жестокость не возбудила въ насъ вполнѣ чувства злобы и мщенія. Мы и во время битвы щадили безоружныхъ и плѣнныхъ, а за ранеными прилагали попеченіе, одинаковое съ нашими соотечественниками. А тѣмъ болѣе теперь, послѣ заключеннаго мира, мы обращаемся съ турками дружелюбно, забываемъ всѣ обиды и оскорбленія, причиненныя намъ. По чувству любви и состраданія, войска наша не трогали и не раззоряли турецкихъ городовъ и селеній, а сохраняли ихъ въ цѣлости, когда они оставались беззащитными. По чувству христіанскаго снисхожденія, кроткій и миролюбивый Царь нашъ остановилъ шествіе своихъ воиновъ къ Царь-граду, и тѣмъ сохранилъ его отъ разоренія и опустошенія. Онъ согласился на предложенный миръ съ побѣжденною Портою, чтобы только окончить кровопролитную битву и даровать свободу славянскимъ племенамъ. Кто не подивится столь великому снисхожденію любвеобильнаго нашего Монарха? Кто не возблагоговѣетъ предъ Его неслыханною кротостію? Имя Его будетъ благословенно въ роды родовъ, какъ имя кроткаго Давида. Самъ Господь далъ судъ Свой Царю нашему и Его Августѣйшему Дому. И этимъ судомъ Онъ судитъ народъ Свой праведно и угнетенныхъ Своихъ правосудно. Подобный праведный судъ видѣли мы и надъ врагами нашими какъ отъ Царя нашего, такъ и отъ сына Царева, защищавшаго и охранявшаго русское наслѣдство свое съ честію и славою. Почто же мятутся во враждѣ народы и племена злоумышляютъ тщетное? Живущій на небесахъ Господь посмѣется и поругается имъ (Псал. 2, 1. 4). Онъ защищалъ и защититъ Помазанника Своего отъ обидящихъ и возстающихъ на Него.

Въ надеждѣ на милость и защиту Божію будемъ увѣрены, что любовь наша побѣдитъ всякую вражду, а правда наша, соединяемая съ милостію, спасетъ сыны убогихъ и смиритъ клеветника (Псал. 71, 4). Аминь.

Источникъ: Слово въ недѣлю Сыропустную и въ день рожденія благовѣрнаго Государя Наслѣдника Цесаревича и Великаго Князя Александра Александровича, произнесенное преосвященнѣйшимъ Макаріемъ, епископомъ Архангельскимъ и Холмогорскимъ, въ Архангельскомъ каѳедральномъ соборѣ, 26 февраля 1878 года. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый священникомъ С. В. Протопоповымъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1879. — Томъ I. — С. 247-251.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0