Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Архіеп. Макарій Миролюбовъ († 1894 г.)
Слово въ день Рождества Пресвятыя Богородицы.

Рождество Твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселеннѣй (Тропарь праздника).

Радостенъ бываетъ день рожденія каждаго человѣка, какъ день благословенія Божія надъ родителями и надъ близкими къ нимъ. Но въ настоящій спасительный день мы воспоминаемъ рожденіе не человѣка обыкновеннаго, подобнаго намъ грѣшнымъ или имѣющаго быть святымъ, а рожденіе самой преблагословенной Дѣвы Маріи, послужившей богоизбраннымъ орудіемъ нашего спасенія. Какъ же не радоваться намъ въ этотъ день Господень? Нынѣ получили великое утѣшеніе не одни праведные родители Іоакимъ и Анна послѣ долговременнаго неплодства, а вмѣстѣ съ ними и всѣ потомки прародителей нашихъ Адама и Евы послѣ тысячелѣтнихъ ожиданій. Радовались многіе рождеству Іоанна Предтечи; а рождеству Богоматери должна радоваться вся вселенная. Великая была печаль падшихъ прародителей, но велика обѣщана имъ и радость въ имѣющей произойти отъ нихъ благословенной Лѣторасли. Отъ нея ожидали благословенія всѣ племена земныя. Ее желали видѣть патріархи, цари, пророки и другіе праведники, вѣровавшіе въ обѣтованнаго Искупителя міра. И вотъ прошли цѣлыя тысячелѣтія, въ которыя стеналъ родъ человѣческій подъ игомъ грѣховнаго рабства; но не обрѣталось во все это время ожидаемой Жены для обрадованія вселенной. Жалкое было состояніе людей, удалившихся отъ Бога и служившихъ идоламъ. Между тѣмъ не было человѣка, который могъ бы приблизить падшихъ людей къ Богу и соединить съ небомъ, который могъ бы избавить ихъ отъ бѣдъ и напастей, окружащихъ со всѣхъ сторонъ. Наконецъ наступаетъ ожидаемый день спасенія. Рождается обѣщанная Дѣва; а съ нею исполняются всѣ обѣтованія и пророчества. Слава рождеству твоему, Пренепорочная! Мы не одни теперь въ сей юдоли плача и сѣтованія: у насъ есть всеблагая утѣшительница и всѣхъ скорбящихъ радость. Мы не одни среди окружающихъ насъ враговъ: у насъ есть всемощная покровительница и защитница отъ всѣхъ вражескихъ нападеній. «Радуйся, Заступнице роду христіанскому отъ Бога дарованная!»

Мы вѣруемъ, что Господь Богъ по своему милосердію благоволилъ избрать тебя, Пречистая, въ орудіе своего дивнаго воплощенія. Ты явилась въ міръ въ то время, когда не было у насъ защиты и спасенія. Ты открыла намъ путь къ небу и къ потерянному нами блаженству. Ты являешься заступницею усердною, когда одолѣваютъ насъ враги видимые и невидимые. Ты избавляешь насъ отъ скорбей душевныхъ и тѣлесныхъ, семейныхъ и общественныхъ. Съ тобою мы можемъ обрѣтать повсюду радость, если будемъ пользоваться плодами твоего рожденія и явленія въ міръ.

Первая радость отъ рождества пресвятой Дѣвы состояла въ томъ, что отъ нея возсіяло солнце правды — Христосъ Богъ нашъ. Радостно было таковое преславное рождество для всѣхъ, сидѣвшихъ во тьмѣ и сѣни смертной. Правда, что небо и земля были и до рождества Богоматери въ такомъ же состояніи, въ какомъ находятся и нынѣ. Свѣтила небесныя свѣтили такъ же и днемъ и ночью, какъ свѣтятъ и теперь. Но свѣта духовнаго тогда не было. Всѣ люди блуждали во мракѣ грѣховномъ. Они не различали истины отъ лжи, добра отъ зла, даже твари отъ творца. Среди такой тьмы сколько было въ мірѣ языческомъ пороковъ и заблужденій! Тварямъ воздавали честь, подобающую Богу, а самаго Бога низводили на степень всякихъ тварей, такъ что поклонялись не только солнцу, лунѣ и звѣздамъ, но и птицамъ и четвероногимъ и гадамъ (Рим. 1, 23). При этомъ грубомъ идолослуженіи, жизнь человѣческая не многимъ отличалась отъ жизни животныхъ. Люди не имѣли истиннаго понятія о будущей жизни и о любви къ ближнимъ. Все измѣряли самолюбіемъ, корыстолюбіемъ и другими страстями. Но съ появленіемъ зари солнечной и самаго солнца правды, изъ нея возсіявшаго, измѣнился порядокъ въ мірѣ нравственномъ. При этомъ благодатномъ свѣтѣ, открылось истинное Богопознаніе и Богопочтеніе, явился предъ нами Богъ со всѣми своими совершенствами, открылось небо съ вѣчнымъ жилищемъ для человѣка и стала быть многоцѣнною добродѣтель. Кто понимаетъ эти плоды и усвояетъ ихъ себѣ, тотъ не можетъ не радоваться рождеству пресвятой Богородицы, тотъ не можетъ не благодарить явившуюся къ намъ виновницу нашего спасенія. Но тотъ далекъ отъ радости, кто не видитъ плодовъ нынѣшняго благодатнаго дня и не пользуется ими для своего спасенія. Для такихъ людей нѣтъ утѣшенія духовнаго. Они остаются тѣми же безутѣшными, какими были до явленія въ міръ Спасителя и родшей Его Матери.

Вторая радость указывается намъ та, что рождествомъ Богоматери разрушена клятва и дано намъ благословеніе. Несчастнымъ было состояніе падшаго человѣка. На немъ тяготѣло проклятіе и осужденіе. Вмѣстѣ съ нимъ проклята была и земля. Труды его перестали вознаграждаться ожидаемымъ успѣхомъ. А сколько явилось несчастій отъ стихій міра, отъ воды и огня, отъ вѣтровъ и животныхъ! Если не было успѣха и благословенія въ занятіяхъ семейныхъ и общественныхъ, то тѣмъ болѣе не было успѣха въ жизни нравственной. Всѣ находились подъ гнѣвомъ и клятвою за неисполненіе закона дотолѣ, пока не явилось благословеніе Божіе надъ осужденными потомками Адама. Кто же низвелъ благословеніе сіе на землю? Это ты, пречистая Дѣва, избранная отъ вѣкъ и отъ родовъ. Ты примирила насъ съ прогнѣваннымъ Богомъ и испрашиваешь у Него намъ прощеніе во грѣхахъ. Ты соединила во утробѣ своей Божеское и человѣческое естество. Тобою самое небо приклонено къ землѣ и земля возведена къ небу. Тобою даровано спасеніе всѣмъ падшимъ и погибающимъ. Радуйся благодатная: Господь съ Тобою: благословена Ты въ женахъ (Лук. 1, 28). Съ тобою мы уже не боимся скорбей и наказаній: Ты была и будешь нашею молитвенницею во всемъ. Съ тобою не боимся враговъ: ты спасала и будешь спасать всѣхъ, прибѣгающихъ подъ дивный покровъ твой. Велики, неисчислимы бываютъ грѣхи наши и беззаконія. Но твое ходатайство отверзаетъ двери милосердія Божія и самымъ отверженнымъ грѣшникамъ. Многія и различныя бѣды и напасти окружаютъ насъ. Но мы имѣемъ въ Богоматери стѣну необоримую, предстательство непреложное и защиту непобѣдимую. Она своими неусыпающими молитвами не допуститъ, чтобы міръ опять погибалъ въ волнахъ потопныхъ, чтобы грады опять истреблялись огнемъ небеснаго правосудія. Она своимъ непрестаннымъ ходатайствомъ удержитъ десницу карающаго насъ за грѣхи Вседержителя. Но чтобы защита и помощь сія всегда являлись надъ нами, чтобы милость отъ Царицы небесной изливалась на насъ во всѣ дни живота нашего, надлежитъ быть и намъ самимъ достойными ея покровительства. Иначе она, милосердая, отступитъ отъ насъ христіанъ, и клятва Господня пребудетъ надъ нами и лишитъ насъ небеснаго благословенія.

Третью радость возвѣщаетъ намъ Церковь въ рождествѣ Богоматери ту, что при посредствѣ ея упразднена смерть и дарованъ намъ животъ вѣчный. Не долго мы были живыми по душѣ и по тѣлу. Грѣхъ внесъ въ нашу богозданную природу смерть со всѣми ея скорбными послѣдствіями. Тѣлу нашему назначено тлѣніе и разрушеніе, а душѣ опредѣлена вѣчная мука, лишенніе всякой радости и утѣшенія. Плачевна и несчастна была судьба падшихъ людей. Вмѣстѣ съ угрозою правосудія Божія хотя обѣщано было избавленіе отъ смерти Сѣменемъ жены; но исполненіе сего обѣщанія исполнилось не вскорѣ послѣ грѣхопаденія. Много женъ рождалось послѣ падшей Евы; но между ними не было достойной къ произрастанію Сѣмени, которое должно сокрушить главу змія-обольстителя. Много вѣковъ прошло послѣ прародителей; но эти вѣка были временемъ одного ожиданія. Наконецъ наступаетъ кончина лѣта и является Жена, коей рожденіе мы нынѣ празднуемъ. Она чистотою и святостію своею превосходитъ не только всѣхъ женъ, происшедшихъ отъ Евы, но и всѣхъ небесныхъ и безплотныхъ силъ. Она послужила орудіемъ къ упраздненію смерти и къ дарованію жизни. Съ рожденіемъ ея, какъ матери Живота, не страшна стала смерть тѣлесная. Мы умираемъ теперь съ надеждою на воскресеніе и блаженство. Надежда сія основывается на томъ, что Матерь Божія, подобно Сыну своему, хотя испытала смерть, но въ третій день вознесена съ тѣломъ на небо и тамъ молится объ избавленіи насъ отъ смерти грѣховной и о дарованіи намъ спасенія. Въ этомъ избавленіи заключается залогъ нашего блаженства не временнаго только, но и вѣчнаго. Когда же приличнѣе вспомнить объ этомъ неизреченномъ благодѣяніи, какъ не въ день рожденія пресвятой Богородицы? Въ нынѣшній день мы получили такую радость, какой нельзя было ожидать намъ грѣшнымъ на землѣ. Можно ли было думать, чтобы явилась къ намъ, безъ всякой нашей заслуги, заступница и ходатаица во всѣхъ нашихъ нуждахъ и напастяхъ, чтобы она, по своей любви къ роду христіанскому, защищала и охраняла насъ грѣшныхъ предъ Богомъ и предъ людьми? Что же воздадимъ ей за всѣ ея милости и благодѣянія? Она даровала намъ жизнь, когда мы были мертвыми во грѣхахъ и недостойными помилованія. Въ ней обрѣли мы источникъ небесныхъ милостей для жизни настоящей и будущей. Съ нашей стороны будетъ лучшимъ воздаяніемъ, если мы будемъ стараться о рожденіи нашемъ въ новую, благодатную жизнь. Она для того и родилась на землѣ отъ неплодныхъ родителей, чтобы насъ породить въ духовную и многоплодную жизнь. Это будетъ радостію не для земныхъ только праведниковъ, но и для ангеловъ и всѣхъ святыхъ, живущихъ на небѣ, вмѣстѣ съ самою Богоматерію.

Съ таковыми радостными чувствами мы собрались къ тебѣ во храмъ, Богородице Дѣво, въ день твоего преславнаго рождества. Мы вѣруемъ, что ты дарована намъ отъ Бога для нашего спасенія, и таковое высокое назначеніе оправдываешь надъ нами грѣшными болѣе восьмнадцати уже вѣковъ. Со времени успенія твоего на землѣ ты тѣломъ и душею обитаешь на небесахъ, одесную Сына твоего и Бога нашего; но благодатію твоею не оставляешь и насъ земнородныхъ. Благодатную силу твою мы видимъ, между прочимъ, въ твоихъ чудотворныхъ иконахъ и въ подаваемыхъ ими утѣшеніяхъ. Съ надеждою на таковую силу прибѣгаемъ къ тебѣ, всеблагая помощница наша. Услыши насъ грѣшныхъ и недостойныхъ рабъ твоихъ. Призри на насъ благосердіемъ твоимъ, всепѣтая Богородице, и не остави насъ въ немощахъ нашихъ, чтобы мы, среди житейскихъ плаваній, находили въ тебѣ утишное пристанище и приближались подъ твоимъ покровомъ къ вѣчному покою въ обителяхъ небесныхъ. Аминь.

Источникъ: Макарій епископъ Нижегородскій. Слово въ день Рождества Пресвятыя Богородицы. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый священникомъ С. В. Протопоповымъ. — СПб.: Типографія Ѳ. Г. Елеонскаго и К°, 1879. — Томъ III. — С. 268-273.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0