Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Архіеп. Макарій Миролюбовъ († 1894 г.)
Слово въ день святаго Благовѣрнаго Великаго Князя Александра Невскаго и въ день Тезоименитства Государя Императора Александра II Николаевича и Наслѣдника Цесаревича Александра Александровича.

И пойдутъ царіе свѣтомъ Твоимъ, и языцы свѣтлостію Твоею (Ис. 60, 3).

Чтó же это за свѣтъ, о которомъ предсказывалъ пророкъ Исаія въ древнія времена? Очевидно, что пророкомъ указывается не свѣтъ земной или человѣческій, скоро погасающій и не для всѣхъ свѣтящій, а свѣтъ необыкновенный, свѣтъ Христовъ, просвѣщающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ. Этотъ божественный свѣтъ и во тьмѣ свѣтитъ и отъ тьмы не погасаетъ. Онъ явился къ намъ съ неба вмѣстѣ съ Спасителемъ, но не вдругъ, даже не скоро просвѣтилъ сидѣвшихъ во тьмѣ царей и управляемыхъ ими язычниковъ. Долго боролся онъ съ окружавшею его тьмою. Борьба эта продолжалась цѣлыхъ три вѣка и дорого стоила для освѣщенныхъ первоначальнымъ свѣтомъ. Въ это время свѣтъ Христовъ хотя и разсѣевалъ тьму языческую во всѣхъ странахъ вселенной, но не доходилъ къ престолу римскихъ императоровъ. Плачевное состояніе сіе для христіанской вѣры продолжалось дотолѣ, пока римскій престолъ не былъ освѣщенъ чудеснымъ свѣтомъ небеснымъ. Со времени равноапостольнаго Константина вѣнецъ царскій сталъ быть вмѣстѣ вѣнцомъ Христовымъ. Съ этого благодатнаго времени вѣра христіанская сдѣлалась господствующею, такъ что свѣтомъ ея начали освѣщаться и цари и подданные.

Честь и слава небесному нашему Просвѣтителю и всѣмъ Его послѣдователямъ! Великую перемѣну произвелъ свѣтъ Его во всей вселенной, — такую перемѣну, какой не было и не будетъ; онъ произвелъ благую перемѣну не въ однихъ семействахъ, но и въ обществахъ и въ цѣлыхъ государствахъ. Чѣмъ были семейства до пришествія Іисуса Христа на землю? Они были такимъ мѣстомъ, гдѣ не было взаимной любви, единодушія и согласія, гдѣ властвовали до крайняго униженія мужья надъ своими женами и господа надъ рабами. Чѣмъ были тогда общества и самыя государства? И въ нихъ былъ тотъ же раздоръ, тѣже несогласія и тѣже распри, какія были въ семействахъ. Не было и не могло быть у язычниковъ настоящаго просвѣщенія, ни человѣколюбія, ни состраданія къ бѣднымъ и немощнымъ, особенно къ чужеземцамъ. Самая религія учила язычниковъ грубости, жестокому обхожденію и насилію. Въ идолопоклонствѣ, какъ во тьмѣ, нельзя было отличить истины отъ лжи, добра отъ зла. Одна вѣра Христова измѣнила человѣка во всемъ и научила его истинѣ и добродѣтели. Предъ ея свѣтомъ исчезли предразсудки и заблужденія міра языческаго, примирились враждебные люди и народы между собою, и возвратилось истинное познаніе о Богѣ и человѣкѣ. За тѣмъ и всякое твореніе Божіе перестало быть въ понятіяхъ людей игрою судьбы и слѣпаго случая. Такимъ образомъ, все великое и прекрасное явилось въ родѣ человѣческомъ не иначе, какъ подъ вліяніемъ Христовой вѣры. Ей одолжены своимъ процвѣтаніемъ и науки и искусства. Самыя государства во всемъ составѣ своемъ находились въ столь тѣсной связи съ вѣрою, что гдѣ процвѣтала вѣра, тамъ цвѣли государства и благоденствовалъ народъ. Особенно же зависѣло благоденствіе царствъ отъ благочестія управляющихъ ими царей. Причина этой зависимости заключается въ томъ, что мы по самой природѣ стараемся подражать тѣмъ, кои поставлены надъ нами и управляютъ нашею судьбою. Самый образъ ихъ мыслей и чувствованій естественно переходитъ къ намъ и возбуждаетъ въ насъ соревнованіе въ дѣлахъ вѣры и благочестія.

Послѣ сего очевидно, что нуженъ былъ свѣтъ вѣры, когда еще просвѣщеніе христіанское не утвердилось и когда нуждались въ ономъ. Но нуженъ ли подобный свѣтъ теперь, когда просвѣщеніе распространилось повсюду и обнимаетъ всѣ званія и состоянія? Нуженъ свѣтъ вѣры и въ настоящее время потому, что безъ этого свѣта, при всемъ просвѣщеніи, бываютъ частыя уклоненія отъ прямаго пути къ прежнему языческому образу мыслей. Кто же укажетъ намъ истинный путь среди различныхъ распутій, какъ не вѣра христіанская? Она была и будетъ для насъ путеводною звѣздою. Прежде облегала насъ непросвѣщенныхъ тьма невдѣнія, а теперь можетъ облегать тьма неразумнаго многовѣдѣнія. Но плоды невѣрія какъ тамъ, такъ и здѣсь одни и тѣже; они весьма опасны и вредны для всѣхъ. Отъ нихъ раздѣляются семейства и общества, колеблются цѣлыя государства въ своихъ основаніяхъ. Одна Франція въ періодъ революціи можетъ служить примѣромъ подобнаго колебанія и распаденія. Самое просвѣщеніе не помогло ей, среди невѣрія, удалить отъ себя тѣ безпорядки и возмущенія, кои обрушились надъ нею. Для избѣжанія подобныхъ настроеній нужно постоянно держать намъ предъ собою свѣтильникъ вѣры, чтобы не угасалъ онъ въ насъ, желающихъ спокойствія и благоденствія. Безъ этого свѣтильника не удержатъ насъ отъ преткновенія и заблужденія ни науки, ни искусства, ни преобразованія, въ которыхъ преуспѣваетъ переживаемый нами вѣкъ.

Нуждаемся мы въ силѣ вѣры и потому, что собственныя силы наши слабы и немощны. При нашемъ безсиліи, остается у насъ надежда на единаго Бога. Въ чемъ помогаетъ Онъ, то совершается легко и успѣшно. А въ чемъ не содѣйствуетъ Онъ, къ тому напрасно прилагаются труды и усилія. Кому же помогаетъ Господь? Онъ помогаетъ только тому, кто вѣруетъ въ Него и надѣется на силу Его. Вѣра укрѣпляла царства и народы не силою человѣческою, а силою божественною. Отъ невѣрія и нечестія падали и сокрушались такія государства, которыя казались непреодолимыми. Не спасли ихъ отъ паденія ни сила ума и искусства, ни оружіе, ни многочисленное войско, ни самыя твердыни неприступныя. Предъ силою Божіею ничего не значатъ всѣ преграды и усилія человѣческія. А эта небесная сила подается только тому, кто вѣруетъ въ Господа Бога и исполняетъ святый законъ Его. Насъ удивляли своимъ умомъ, крѣпостію и могуществомъ тѣ, кои хранили въ сердцѣ своемъ вѣру и благочестіе. Съ таковою могущественною вѣрою процвѣтали всѣ христіанскія государства и постепенно восходили къ славѣ и совершенству.

Тайную и явную связь между вѣрою и благоденствіемъ народнымъ издавна поняли наши православные цари, и потому какъ сами сохраняли благочестіе, такъ и старались о сохраненіи онаго въ своихъ подданныхъ. Таковыми благочестивыми царями охранялось не одно государство, но вмѣстѣ съ нимъ охранялась и церковь, находящаяся подъ ихъ также державною властію. Въ нашемъ благословенномъ отечествѣ, со времени равноапостольнаго Владиміра донынѣ, всѣ князья и цари были первыми просвѣтителями, защитниками и ревнителями вѣры и благочестія. Они ограждали нашу русскую землю отъ всѣхъ вражескихъ нападеній и вмѣстѣ очищали ее отъ посѣваемыхъ въ ней плевелъ. Они сокрушали не однихъ враговъ отечества, но и враговъ православія, нарушающихъ также общественное спокойствіе и благоденствіе. Изъ числа ревнителей благочестія не одинъ воспоминаемый нынѣ святый Александръ Невскій подвизался противъ невѣрія и суевѣрія въ защиту православнаго отечества; не одинъ онъ относилъ побѣды свои надъ врагами къ самому Господу и училъ дружину свою полагаться не на силу, а на правду и на Бога, поборающаго въ правдѣ. Тому же учили всѣ благовѣрные цари наши, стоявшіе твердо за вѣру и отечество. Тому же самому учитъ и соименный Невскому Герою нашъ благовѣрный Монархъ съ Наслѣдникомъ Престола, готовый положить душу свою за своихъ вѣрноподданныхъ. Онъ съ неутомимою ревностію образуетъ всѣ сословія, открываетъ свободный путь къ наукамъ и искусствамъ, вводитъ различныя, необходимыя реформы по всѣмъ частямъ государственнаго управленія; но между тѣмъ вѣрнѣйшимъ залогомъ порядка и счастія народнаго полагалъ и полагаетъ вѣру и нравственность христіанскую, безъ коихъ всѣ прочія подпоры легко могутъ обрушиться и причинить зло.

Будемъ послушны указаніямъ нашего возлюбленнаго Монарха, заботящагося о благосостояніи отечества; и тогда попеченія Его оправдаются надъ нами вѣрноподданными, и слава Господня возсіяетъ надъ всѣмъ нашимъ отечествомъ. Ты же, святый благовѣрный княже Александре, помогай твоими небесными молитвами соименному тебѣ Царю нашему въ преодолѣніи враговъ внѣшнихъ и внутреннихъ, какъ помогали тебѣ самому сродники твои Борисъ и Глѣбъ въ побѣдѣ также надъ врагами. Аминь.

Источникъ: Макарій епископъ Нижегородскій. Слово въ день святаго Благовѣрнаго Великаго Князя Александра Невскаго и въ день Тезоименитства Государя Императора и Наслѣдника Цесаревича. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый священникомъ С. В. Протопоповымъ. — СПб.: Типографія Ѳ. Г. Елеонскаго и К°, 1879. — Томъ III. — С. 263-267.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0