Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 22 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Архіеп. Макарій Миролюбовъ († 1894 г.)
Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы.

Кто есть человѣкъ, иже поживетъ и не узритъ смерти (Псал. 88, 49)?

И не удивительно, если мы, по слову Псалмопѣвца, встрѣчали и встрѣчаемъ на каждомъ шагу постигающую насъ смерть. Она была всегдашнимъ оброкомъ или слѣдствіемъ грѣха не только въ ветхомъ, но и въ новомъ завѣтѣ для всѣхъ великихъ и малыхъ людей. Но вотъ что представляется страннымъ и удивительнымъ. Мы нынѣ воспоминаемъ Успеніе Пресвятой Богородицы. Она почитается не только выше всѣхъ смертныхъ, но выше самыхъ безплотныхъ ангеловъ. Она была и есть честнѣйшая херувимъ и славнѣйшая безъ сравненія серафимъ. Какъ-же она, безгрѣшная и нетлѣнная, испытываетъ надъ собою смерть? Какъ она, источникъ жизни, во гробѣ полагается? Уже ли и ты, Пресвятая Дѣва, не могла прейти на небо къ Сыну своему живою подобно Эноху и Иліи, не видѣвшимъ смерти и истлѣнія? Уже-ли и надъ тобою не могло быть явлено Господомъ Богомъ столько силы, чтобы ты, возлюбленная Матерь Его, не испытала разлученія души съ тѣломъ? Но остановимся въ нашихъ недоумѣніяхъ и пререканіяхъ. Судьбы Божіи непреложны. Законъ смерти однажды навсегда положенъ на всѣхъ живущихъ существахъ. Этому закону подчинился самъ Спаситель, пребывшій въ гробѣ три дня и три нощи. Тому же закону должна была подчиниться и Пречистая Матерь Его, положенная во гробѣ послѣ своего Успенія. Но здѣсь-то и явилось для всѣхъ дивное чудо. Гробъ не удержалъ Спасителя. Онъ воскресъ изъ мертвыхъ и своею смертію смерть попралъ дарованіемъ живота. По примѣру Его, и Пресвятая Матерь Его не осталась во гробѣ, но возстала послѣ Успенія и вознесена къ Сыну своему и Богу нашему, чтобы ходатайствовать предъ Нимъ за насъ грѣшныхъ. Для Нея гробъ былъ не умерщвленіемъ, а лѣствицею къ небеси. Она живою взята на небо и будетъ жить тамъ навсегда съ Господомъ Богомъ и со всѣми святыми.

По вѣрѣ въ Господа Іисуса Христа и Его Пречистую Матерь, и мы христіане почитаемъ смерть нашу не уничтоженіемъ, а прехожденіемъ въ другую, лучшую жизнь. Во время смерти нашей умираетъ одно только тѣло, а душа остается безсмертною. Тѣлесная персть наша возвращается въ землю, отъ которой взята, а духъ возвращается къ Богу, давшему намъ оный (Еккл. 12, 7). Но придетъ время, когда и самое тѣло, умирающее теперь и истлѣвающее, воскреснетъ, оживетъ и будетъ жить вѣчно вмѣстѣ съ душею для мученія или для блаженства. Согласно съ симъ понятіемъ о смерти нашей мы смотримъ и на жизнь настоящую. Она не есть жизнь вполнѣ самостоятельная, отдѣльная отъ всякой другой жизни. Она не заключаетъ сама въ себѣ цѣль, а служитъ только средствомъ для другой будущей, нескончаемой жизни. Въ этомъ отношеніи земную жизнь всегда считали мѣстомъ сѣянія и трудовъ, мѣстомъ приготовленія къ другой, загробной жизни. Сколько извѣстна намъ жизнь настоящая со всѣми ея перемѣнами, столь же неизвѣстна жизнь будущая. Отъ этой неизвѣстности страшною представляется для насъ смерть. Впрочемъ страхъ этотъ заключается не въ самой смерти, а въ послѣдующей за нею жизни. Сама по себѣ смерть составляетъ одинъ переходный моментъ. И мы не боялись бы никогда смерти, если бы ею окончивалось все наше бытіе. Тогда бы всѣ наслажденія земныя были невозбранны для насъ, какъ для животныхъ. И не только удовольствія, но и самая жизнь зависѣла бы отъ насъ самихъ и находилась бы въ нашемъ полномъ распоряженіи. Мы ею могли бы располагать такъ, какъ намъ угодно. Но до такого безразсуднаго понятія доходятъ только путемъ невѣрія. Для сего нужно быть безбожникомъ и отказаться отъ Творца и Промыслителя вселенной. Подобнымъ людямъ ничто уже не препятствуетъ въ жизни и во всѣхъ ея дѣлахъ. Для нихъ ничего не значитъ попрать всякій законъ внутренній и внѣшній со всѣми его угрозами и обѣтованіями. Жалкое ослѣпленіе въ семъ должно быть для ума человѣческаго. А между тѣмъ въ нашъ просвѣщенный вѣкъ, хвалящійся различными открытіями въ области науки и искусства, нерѣдко встрѣчаются подобные ослѣпленные руководители. Они и сами погибаютъ и другихъ вводятъ въ погибель. При своемъ невѣріи они, безъ зазрѣнія совѣсти и безъ содроганія, посягаютъ не только на жизнь чужую, но и на жизнь собственную. Для нихъ не существуетъ ни своей, ни чужой собственности. Воровство, грабительство и смертоубійство служитъ чернымъ пятномъ и укоризною нашему просвѣщенному вѣку. Чтобы смыть это пятно, нужно знать о происхожденіи онаго. Отъ чего же бываетъ такое самозабвеніе и потемнѣніе въ людяхъ, просвѣщенныхъ даже наукою и опытомъ?

Невѣрный взглядъ на жизнь настоящую и на самую смерть зависитъ отъ распространяющагося невѣрія въ безсмертіе души. Между тѣмъ гробъ послужилъ лѣствицею къ небеси не для одной Богоматери, но можетъ служить и для каждаго изъ вѣрующихъ. Мы всѣ здѣсь странники и пришельцы. Мы созданы и возсозданы не для земли, а для неба. На небѣ наше истинное отечество и вѣчное жительство. А земля со всѣми ея благами служитъ мѣстомъ изгнанія, плѣненія и рабства. Ею тяготились всѣ истинные подвижники вѣры и благочестія. Они постоянно заботились о томъ, чтобы скорѣе переселиться въ страну нетлѣнія къ своему Создателю и Искупителю. Голосъ загробной жизни слышится для всѣхъ и повсюду. Хотя никто не возвращался къ намъ съ того свѣта и не повѣдалъ о будущей жизни; но мы и безъ повѣданія сего должны быть увѣрены по самой природѣ въ безсмертіи нашей души. Господь надѣлилъ насъ такими силами, которыя не довольствуются ничѣмъ земнымъ. Много пріобрѣтаемъ мы познаній; но всегда видимъ еще больше непознаннаго. Много снискиваемъ мы благъ земныхъ; но ими никогда не удовлетворяемся въ желаніяхъ своихъ. Много дѣлаемъ мы иногда добра, но не находимъ здѣсь полнаго или соразмѣрнаго воздаянія. Напротивъ еще добродѣтель наша часто страждетъ, а порокъ торжествуетъ. Гдѣ же благость, премудрость и правосудіе Божіе? Они являются и здѣсь надъ нами, но во всей силѣ откроются въ будущей жизни. Тамъ явится правда Божія надъ всѣми праведниками и грѣшниками. Тамъ узнаемъ мы то, чего не могли познать здѣсь. Тамъ примирится все непримиримое и оправдается ожидаемое. Да и что была бы жизнь наша, если бы ограничивалась она одною земною жизнію? Она была бы пустою игрою судьбы, безъ цѣли и значенія. И всѣ люди были бы самыя жалкія и несчастныя изъ твореній. Они стремились бы ко многому, но ничего бы не достигали. Они томились бы одною жаждою безъ надежды на утоленіе и насыщеніе. Между тѣмъ люди, съ сознаніемъ и безъ сознанія, выражаютъ чувство безсмертія во всѣхъ своихъ дѣлахъ Кто бы изъ насъ захотѣлъ трудиться весь свой вѣкъ для науки, для церкви и отечества, если бы не было увѣренія въ насъ, что мы не умремъ и послѣ смерти, что имя наше вмѣстѣ съ душею будетъ находить утѣшеніе въ плодахъ отъ земныхъ трудовъ нашихъ? Кто бы захотѣлъ переплывать моря, заботиться о чести, славѣ и богатствѣ земномъ, лишаться покоя для себя или для блага другихъ, близкихъ и дальнихъ, если бы долею нашего бытія было одно тлѣніе и прахъ? Кто бы сталъ изнурять себя постомъ и молитвою и терпѣть различныя нужды и даже мученія ради Христа и Его Божественнаго закона, если бы вѣра въ безсмертіе не утѣшала насъ среди подвиговъ и скорбей вѣчною наградою? Но обратимся и къ сонму невѣрующихъ въ безсмертіе души. Они самымъ своимъ невѣріемъ большею частію желаютъ обезсмертить свое имя. Не имѣя силъ или желанія прославить себя добрыми дѣлами, они уклоняются на распутія и стараются распространить свое лжеученіе и жить послѣ смерти въ своихъ подобныхъ себѣ послѣдователяхъ. Они хотя и возстаютъ противъ безсмертія, но своимъ возстаніемъ выражаютъ недовольство обыкновенными христіанскими понятіями и желаніе увѣковѣчить себя въ потомствѣ новыми своими взглядами и теоріями. А многіе хотя и убѣждены бываютъ внутренно въ безсмертіи, но желаютъ казаться неубѣжденными противниками, чтобы прославить себя своимъ мнимымъ невѣріемъ. Такая безразсудная слава хуже всякаго безславія.

Мы говоримъ въ защиту истины безсмертія потому, что съ потерею или отверженіемъ этой основной истины теряется и упижается всякая нравственность и религія. Безъ вѣры въ безсмертіе души, человѣкъ уравнивается съ животными безсловесными. Не для него законъ, не для него откровеніе, не для него и все домостроительство нашего спасенія. Всѣ наши законы, всѣ догматы и таинства вѣры имѣютъ значеніе только потому, что человѣкъ безсмертенъ и будетъ пользоваться плодами безсмертія. Если же отнять отъ него будущую жизнь и оставить его съ одною настоящею; то все должно придти въ безпорядокъ и многое должно быть излишнимъ и напраснымъ. Напрасно даны предписанія и запрещенія, напрасны самыя обѣтованія и угрозы, если смертію нашею прекращается всякое нравственное различіе людей между собою. Но мы вѣровали и вѣруемъ, что за гробомъ начинается другая жизнь. И эта вѣра составляетъ утѣшеніе въ окружающей насъ юдоли плача и сѣтованія. При всей темнотѣ и неизвѣстности своей, будущая жизнь проливаетъ свѣтъ на всего человѣка и на весь міръ христіанскій. И для Пресвятой Дѣвы гробъ былъ лѣствицею къ небеси, къ свѣту и блаженству. До Успенія своего она была въ неизвѣстности и уничиженіи. Никто не зналъ ее тогда, кромѣ нѣкоторыхъ апостоловъ и женъ мѵроносицъ. А со времени Успенія, имя ея сдѣлалось славнымъ и превознесеннымъ повсюду. Кто не знаетъ теперь Пресвятой Богородицы? Гдѣ не славится великое имя ея? Кто изъ вѣрующихъ не прибѣгалъ и не прибѣгаетъ подъ всесильный покровъ ея? Она сама молится за всѣхъ христіанъ предъ престоломъ Сына своего и Бога нашего. Она помогаетъ намъ во всѣхъ нуждахъ и печаляхъ. Съ надеждою на помощь ея небесную, помолимся и мы предъ Нею. — Пресвятая Богородице, всѣхъ христіанъ усердная помощнице! Мы вѣруемъ, что ты хотя и преселилась отъ земли на небо, но и во Успеніи твоемъ не оставляешь насъ грѣшныхъ на землѣ. Ты спасала землю нашу отъ различныхъ враговъ. Спаси ее и отъ современныхъ враговъ, разсѣевающихъ тайными и явными путями невѣріе. Умоли, Премилосердая, Сына твоего и Бога нашего, чтобы Онъ своею всесильною десницею исторгалъ изъ сердецъ нашихъ плевелы растущаго невѣрія и сохранилъ въ нѣдрахъ отечества нашего память смертную и вѣру въ безсмертіе души, для нашего земнаго счастія и вѣчнаго блаженства. Аминь.

15 августа 1879 г.

Источникъ: Макарій епископъ Нижегородскій. Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый священникомъ С. В. Протопоповымъ. — СПб.: Типографія Ѳ. Г. Елеонскаго и К°, 1879. — Томъ IV. — С. 10-15.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0