Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Архіеп. Макарій Миролюбовъ († 1894 г.)
Слово въ первый день Пасхи.

Миръ вамъ (Іоан. 20, 19).

Велика была радость для учениковъ Спасителя, когда Онъ явился къ нимъ послѣ воскресенія изъ мертвыхъ. О многомъ хотѣлось бы узнать ученикамъ отъ воскресшаго Господа. О многомъ и самъ Господь могъ бы возвѣстить имъ для ихъ спокойствія и утѣшенія. Но Онъ ограничился на первый разъ одною увѣренностію учениковъ о Его воскресеніи и преподаніемъ имъ мира. Миръ вамъ, повторялъ Онъ до двухъ разъ предъ ними. Повторяемъ и мы слова сіи, когда входимъ въ домъ или въ какое-нибудь собраніе. Повторяются они и отъ священнослужителей во храмахъ ко всѣмъ молящимся. Во всѣхъ этихъ повтореніяхъ выражается обыкновенное желаніе всѣмъ мира, любви и спокойствія, необходимыхъ для всякаго преуспѣянія. Но кромѣ этого общаго благожеланія, въ словахъ Спасителя выражалось особенное указаніе о мирѣ, принесенномъ Имъ съ неба на землю, для рода человѣческаго. Чтó же указывается этимъ выраженіемъ? Ужели вовсе не было мира на землѣ до воскресенія Спасителя изъ мертвыхъ?

Было время, когда человѣкъ наслаждался полнымъ миромъ и спокойствіемъ. Но это время было непродолжительно. Тогда, дѣйствительно, не было ни внѣшнихъ, ни внутреннихъ причинъ, нарушающихъ спокойствіе человѣка. Онъ жилъ въ мирѣ съ Богомъ, съ ближними и съ самимъ собою. Но явившійся грѣхъ разстроилъ всѣ эти отношенія. Преданный грѣху человѣкъ сдѣлался врагомъ Богу, ближнимъ и себѣ самому.

До воскресенія Христова не было мира у человѣка съ Богомъ. Человѣкъ какъ скоро уклонился отъ Бога и преступилъ заповѣдь Его, то началъ враждовать противъ Него. Всѣ дѣйствія грѣховныя составляютъ вражду на Бога. Ими созидается не царство Божіе, а царство сатаны. Вражда эта продолжалась до самаго пришествія Спасителя. Для примиренія и разрушенія этой вражды нужно было загладить и очистить грѣхъ правдою. Іисусъ Христосъ сдѣлался нашимъ оправданіемъ. Онъ своимъ ученіемъ и жизнію показалъ путь ко спасенію, а своею крестною смертію не только упразднилъ грѣхъ, но разрушилъ и самую власть виновника всякаго зла. Велика была власть діавола надъ родомъ человѣческимъ. Онъ держалъ въ узахъ своихъ не только живыхъ, но и умершихъ. Но Господь освободилъ всѣхъ отъ власти діавола не только на землѣ, но и въ преисподней. До воскресенія Іисуса Христа, весь адъ наполненъ былъ умершими. Спаситель, когда лежалъ во гробѣ, сходилъ душею своею во адъ и извелъ оттуда всѣхъ, ожидавшихъ Его, начиная съ перваго человѣка. Такимъ образомъ чрезъ воскресеніе Христово примирены съ Богомъ не одни живые; но и умершіе во грѣхахъ.

Но чтобы навсегда примирить человѣка съ Богомъ, нужно было принести Ему умилостивительную жертву. И самъ человѣкъ, при всемъ грѣхопаденіи, чувствовалъ нужду въ этомъ примиреніи. Онъ искалъ примиренія съ Богомъ повсюду, но нигдѣ не находилъ. Обращался къ различнымъ жертвамъ, закланіямъ и всесожженіямъ; но всѣ эти жертвы нисколько не помогали и не успокоивали человѣка. Онъ оставался такимъ же грѣшникомъ, какимъ былъ и безъ жертвоприношеній. Требовалось принесеніе жертвы за весь родъ человѣческій, за всѣ грѣхи прошедшіе, настоящіе и будущіе. Такую умилостивительную жертву могъ принесть и на самомъ дѣлѣ принесъ одинъ Іисусъ Христосъ на крестѣ. Его крестною смертію удовлетворено оскорбленное правосудіе Божіе, и человѣкъ примиренъ съ Богомъ. Доказательствомъ этого примиренія и удовлетворенія служитъ воскресеніе Іисуса Христа изъ мертвыхъ. Онъ совоздвигъ съ Собою Адама и привелъ его къ Богу Отцу Своему, яко овча заблудшее и горохищное. Однимъ воскресеніемъ своимъ Онъ совершилъ и утвердилъ то, чего не могли совершить цѣлыя тысячелѣтія. Слава воскресенію Твоему, Христе! Слава царствію Твоему, Человѣколюбче! Въ этомъ воскресеніи мы узрѣли свѣтъ и радость. Прежде мы блуждали во тьмѣ невѣдѣнія. Вмѣсто Бога истиннаго, сотворшаго небо и землю, мы кланялись бездушнымъ идоламъ и надѣялись получить отъ нихъ то, что получаемъ отъ Бога. Съ воскресеніемъ Христовымъ мы познали Бога и Его отношенія къ намъ, познали будущую судьбу свою и назначеніе. До воскресенія Христова за гробомъ была для насъ тьма и мракъ, а теперь свѣтъ и радость. Мы не знали тѣхъ небесныхъ радостей, которыя открылись съ явленіемъ воскресшаго Спасителя. Онъ примирилъ насъ съ Богомъ и указалъ въ Немъ источникъ нашего утѣшенія и блаженства.

Примиренные съ Богомъ, мы примирены теперь и со всѣми ближними. До воскресенія Христова у людей не было между собою мира и согласія. Раздѣленію ихъ содѣйствовало самое различіе ихъ въ вѣрѣ и законахъ. Одинъ только еврейскій народъ исповѣдывалъ истинную вѣру; но и у него было немало раздѣленій, заблужденій и уклоненій. Сколько было у этого народа различныхъ сектъ и вѣрованій, враждебныхъ до того, что одни не могли даже прикасаться къ другимъ! А вспомните объ отношеніяхъ іудеевъ къ язычникамъ. Они ненавидѣли другъ друга и презирали до того, что у іудеевъ не считались даже людьми язычники, служившіе идоламъ. Въ подобномъ презрѣніи были у всѣхъ народовъ различнаго рода рабы и женскій полъ. Но все это различіе и вся эта вражда примирены воскресшимъ Спасителемъ. Онъ основалъ вѣру истинную и всеобщую. Онъ указалъ, что у всѣхъ одинъ Творецъ и Промыслитель, одна вѣра, одинъ законъ, одна цѣль земной жизни и одно назначеніе. Предъ этимъ единствомъ не стало различія между іудеями и язычниками, между рабами и свободными, между мужескимъ и женскимъ поломъ. Во имя воскресшаго Господа, примирившаго насъ между собою, забывается всякая вражда и несогласіе. И мы видимъ, что теперь ближніе и дальніе, знаемые и незнаемые привѣтствуютъ у насъ другъ друга съ воскресеніемъ Христовымъ. Въ этомъ дивномъ событіи открылась общая для всѣхъ радость. Въ немъ принимаютъ участіе не одна земля, но и небо и преисподняя. Радуются и торжествуютъ теперь и люди и ангелы и самые отшедшіе отъ насъ въ міръ загробный. Для всѣхъ дарованъ миръ и открытъ на небѣ рай. Радость сію, ожидаемую всѣми, сообщаемъ мы во взаимныхъ нашихъ привѣтствіяхъ и лобызаніяхъ. Сначала и миръ и радость сообщены были отъ воскресшаго Спасителя апостоламъ, а отъ нихъ уже распространены по всей вселенной.

Чрезъ апостоловъ сообщенъ миръ и каждому человѣку. До появленія на землѣ грѣха, у человѣка не было и внутренняго несогласія. Силы души нашей не враждовали другъ противъ друга. Но съ появленіемъ грѣха явилось разногласіе, и бывшій дотолѣ внутри насъ миръ былъ нарушенъ. Плоть стала враждовать противъ духа, страсти наши не стали покоряться не только внутреннему, но и внѣшнему закону. Чтобы грѣхъ не препятствовалъ дарованному миру, Спаситель тотчасъ по воскресеніи облекъ Апостоловъ своихъ властію прощать грѣхи и успокоивать совѣсть. Съ надеждою на это прощеніе, мы приносимъ покаяніе и примиряемся не только съ Богомъ, но и съ самими собою. Самый закоренѣлый грѣшникъ чувствуетъ облегченіе и успокоеніе въ своей совѣсти, когда приноситъ раскаяніе во грѣхахъ. Но какъ жаль, что этимъ спасительнымъ средствомъ, дарованнымъ отъ воскресшаго Христа, многіе въ здѣшней странѣ не пользуются для своего мира и спокойствія! Спаситель зналъ, что преподанному отъ Него миру первымъ и главнымъ препятствіемъ будутъ грѣхи; а поэтому и установилъ таинство покаянія, при первомъ своемъ явленіи апостоламъ и вслѣдъ за возвѣщеніемъ о мирѣ. До воскресенія Христова люди не могли пользоваться внутреннимъ миромъ и отъ страха смерти. Но Спаситель разсѣялъ всякій страхъ, поправши самую смерть своимъ тридневнымъ воскресеніемъ. Прежде смерть была страшною, потому что не знали другой жизни. А теперь открылось, что смерть не есть уничтоженіе и окончаніе бытія, а только переходъ отъ жизни земной, грѣховной къ жизни небесной и блаженной. Мы со смертію не только ничего не теряемъ, но многое пріобрѣтаемъ, именно: нетлѣніе, вѣчность и блаженство. Не страшенъ для насъ теперь и самый адъ. Онъ упраздненъ и заключенъ сходившимъ въ него Спасителемъ. Всякій можетъ избѣгнуть ада, кто захочетъ слѣдовать воскресшему Господу. Иди, каждый вѣрующій, въ отверстыя врата рая и не бойся духовъ злобы. Они связаны и не могутъ повредить тебѣ, если самъ будешь отражать ихъ именемъ креста и воскресенія Христова.

Празднуя нынѣ примиреніе съ Богомъ и побѣду надъ нашими исконными врагами, возблагодаримъ воскресшаго ради насъ Господа и воспользуемся средствами, дарованными намъ отъ Него, чтобы не тщетнымъ было въ насъ воскресеніе Христово и чтобы послѣ дарованной побѣды не оставаться намъ на землѣ въ числѣ побѣжденныхъ. Аминь.

16 апрѣля 1878 г.

Источникъ: Макарій, епископъ Архангельскій. Слово въ первый день Пасхи. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ. — СПб., 1879. — Томъ II. — С. 10-14.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0