Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Архіеп. Макарій Миролюбовъ († 1894 г.)
Чувство скорби при всеобщей радости. Слово въ недѣлю Ваій.

И яко приближися (Іисусъ), видѣвъ градъ, плакася о немъ (Лук. 19, 41).

Нынѣ воспоминается нами торжественный входъ Іисуса Христа во Іерусалимъ. Въ этомъ торжественномъ вшествіи народъ іудейскій видѣлъ радостное исполненіе не одного пророчества Захаріи о дщери Сіоновой, но и всѣхъ другихъ пророчествъ о пришествіи Мессіи. Смотря на градъ Іерусалимъ, встрѣчающій съ такимъ торжествомъ Царя своего, нужно было ожидать въ немъ всеобщей радости и веселія. Дѣйствительно, въ городѣ была необыкновенная радость при встрѣчѣ Іисуса. Народъ вышелъ изъ города на встрѣчу къ Нему съ пальмовыми вѣтвями и восклицалъ: Осанна, благословенъ грядый во имя Господне Царь Израилевъ (Іоан. 12, 13). Одни изъ встрѣчавшихъ рѣзали вѣтви, а другіе снимали съ себя одежды и постилали по дорогѣ ѣхавшему на жребяти осли Спасителю. Но самъ Іисусъ, не смотря на радость іудеевъ и на ихъ привѣтствія, плакалъ о городѣ, когда приближался къ нему. Его не утѣшали ни честь, ни слава, ни торжество, которыя воздавали Ему, какъ Царю, жители Іерусалимскіе. Не смотря на торжественную встрѣчу, Спаситель не могъ не прослезиться предъ Іерусалимомъ. У Него много было причинъ скорби тайныхъ, извѣстныхъ Ему одному. Укажемъ на причины сіи.

Спаситель плакалъ о предстоящей судьбѣ Своей. Не много оставалось времени до того дня, когда городъ Іерусалимъ будетъ мѣстомъ Его преданія и осужденія, когда этотъ самый народъ, такъ торжественно встрѣчавшій Его, измѣнитъ свою радость и будетъ кричать во всеуслышаніе о пропятіи Его. Сравненіе предстоящей скорбной участи съ окружающими радостными кликами невольно располагало Его къ плачу и исторгало изъ очей Его слезы. Скорбь сія тѣмъ болѣе была тягостна для Спасителя, что объ этой самой скорби Онъ одинъ только вѣдалъ. Никто изъ іудеевъ, даже изъ самыхъ учениковъ Іисуса Христа, не зналъ объ ожидающемъ измѣненіи судьбы Его. Напротивъ, всѣ близкіе и отдаленные думали, что со входомъ Его во Іерусалимъ откроется царство Христово и всѣ избранные будутъ участвовать въ ономъ. Смотря на окружавшую радость и торжество, Онъ видѣлъ что если бы жители Іерусалима вѣдали о скоромъ преданіи Его на смерть, то не стали бы радоваться предстоящему печальному событію. Вмѣсто радости они стали бы проливать слезы о той судьбѣ, которая ожидала во Іерусалимѣ Спасителя. Тамъ ожидали Его не торжество, а посмѣяніе, не престолъ, а крестъ со всѣми страданіями и мученіями, не царская порфира, а багряница, не вѣнецъ изъ драгоцѣнныхъ камней, а вѣнецъ сплетенный изъ колючаго терна. Вотъ гдѣ заключался источникъ слезъ, о которомъ не знали жители града Іерусалима, увлеченные ложнымъ понятіемъ о Мессіи, какъ земномъ царѣ.

Но если жители града Іерусалима не знали о предстоящей судьбѣ встрѣчаемаго ими Царя; то тѣмъ болѣе они не могли знать о судьбѣ града своего, которая должна постигнуть его чрезъ тридцать шесть лѣтъ послѣ смерти Спасителя. Между тѣмъ, Іисусъ Христосъ когда приближался ко граду, то вспомнилъ всю исторію града сего и построеннаго въ немъ храма. Сколько было царей, пророковъ и первосвященниковъ, которые заботились о немъ и охраняли его словомъ и дѣломъ! Сколько было въ немъ разореній и обновленій, плѣненій и освобожденій! Не только городъ, но и самый храмъ Соломоновъ былъ разрушаемъ врагами. Между тѣмъ и доселѣ градъ сей, испытавшій столько нападеній, оставался въ красотѣ и великолѣпіи. Онъ напоминалъ собою много священныхъ событій, какъ радостныхъ, такъ и печальныхъ. Въ стѣнахъ его совершались различныя знаменія и чудеса, которыми Господь призывалъ ко спасенію людей своихъ. Объ этихъ Божественныхъ благодѣяніяхъ Онъ воспоминалъ іудеямъ, когда говорилъ: Іерусалиме, Іерусалиме, избивый пророки, и каменіемъ побиваяй посланныя къ тебѣ, колькраты восхотѣхъ собрати чада твоя, якоже собираетъ птица (кокошъ) птенцы своя подъ крилѣ, и не восхотѣсте: се оставляется вамъ домъ вашъ пустъ (Матѳ. 23, 37-38). Для Спасителя прискорбно было, что всѣ благодѣянія, явленныя надъ Іерусалимомъ, остались тщетными, такъ что въ ослѣпленіи своемъ городъ не могъ уразумѣть до послѣднихъ дней того, что должно послужить къ его спокойствію и оправданію. Еще болѣе прискорбнымъ было представленіе печальной участи, имѣющей постигнуть градъ Іерусалимъ, но сокрытой отъ него самаго. Обращаясь къ граду сему и оплакивая судьбу его, Спаситель предсказывалъ со всею ясностію, что придутъ на тебя, Іерусалимъ, дни, когда враги твои обложатъ тебя окопами, и окружатъ тебя, и стѣснятъ тебя отовсюду. И разорятъ тебя, и побьютъ дѣтей твоихъ въ тебѣ, и не оставятъ въ тебѣ камня на камнѣ, за то, что ты не узналъ времени посѣщенія твоего (Лук. 19, 43-44). Но особенная скорбь, стѣснявшая душу Спасителя, состояла въ томъ, что ослѣпленіе іудеевъ продолжалось до послѣдняго времени, когда уже готовились къ возстанію противъ Него въ Іерусалимѣ книжники и фарисеи и вообще старѣйшины народа іудейскаго. Отъ этого ослѣпленія, среди самаго торжества, многіе изъ Іерусалимскихъ жителей воспламенялись уже тайною злобою и изыскивали всѣ средства къ погубленію Царя своего, пришедшаго избавить людей своихъ отъ грѣха, проклятія и смерти.

Впрочемъ не одинъ градъ Іерусалимъ былъ предметомъ оплакиванія для Спасителя. Подобную скорбь возбуждалъ въ Немъ и весь народъ іудейскій своею неблагодарностію. Чего не дѣлалъ Господь Богъ для іудеевъ? Какихъ не оказывалъ имъ благодѣяній? Не Онъ ли отдѣлилъ народъ еврейскій отъ другихъ народовъ, чтобы сохранить истинную вѣру? Не Онъ ли вывелъ угнетаемыхъ евреевъ изъ земли Египетской? Не Онъ ли защищалъ ихъ отъ различныхъ враговъ, нападавшихъ на землю обѣтованную? Не Онъ ли охранялъ ихъ отъ глада и потопа, отъ разоренія и опустошенія? Не Онъ ли посылалъ имъ вождей и царей для освобожденія отъ плѣна Вавилонскаго? И между тѣмъ, за всѣ таковыя благодѣянія, народъ іудейскій готовитъ Ему мученія и самую поносную смерть. Спаситель былъ для іудеевъ во все время самымъ попечительнымъ Отцомъ и Благодѣтелемъ; но они скоро отвергнутся Его и забудутъ всѣ Его благодѣянія. Въ помраченныхъ глазахъ ихъ Онъ сдѣлается самымъ злобнымъ врагомъ, достойнымъ смерти. Какое же чувство при семъ могло явиться въ любвеобильномъ сердцѣ Спасителя, какъ не чувство плача и сожалѣнія о неблагодарныхъ сынахъ своихъ? Ему прискорбно было, что іудеи забыли всѣ благодѣянія Божіи и самого Господа, питавшаго и охранявшаго ихъ отъ всѣхъ золъ и напастей. Таковое жестокосердіе іудеевъ производило слезы въ очахъ Спасителя, встрѣчаемаго нынѣ жителями града Іерусалима. Онъ, Сердцевѣдецъ, со всею ясностію видѣлъ скрывавшуюся въ представителяхъ народа злобу, и потому не могъ не прослезиться предъ народною толпою, встрѣчавшею Его съ такою радостію и торжествомъ. На всѣ восклицанія народныя Онъ какъ бы такъ говорилъ: «Если бы вы вѣдали о томъ, чтó предстоитъ Мнѣ и граду сему; то вы, вмѣсто радостныхъ восклицаній, оплакивали бы судьбу Мою и судьбу града вашего. Но все это теперь сокрыто отъ очей вашихъ. Настоящія слезы Мои поймете вы тогда, какъ совершится надо Мною и надъ народомъ іудейскимъ предсказанное пророками. И это скорбное время приближается уже и должно возбуждать не только во Мнѣ, но и въ васъ великую скорбь».

Подобно жителямъ Іерусалима, и мы часто радуемся предъ наступающими празднествами, но не видимъ и не сознаемъ своихъ грѣховъ, коими прогнѣвляемъ Бога и раздражаемъ Его правосудіе. Радуемся иногда своему грѣховному состоянію, оплакиваемому приставленными къ намъ ангелами и святыми. Но чтобы не подвергнуться подобному оплакиванію о насъ, мы должны памятовать какъ благодѣянія Божія къ намъ грѣшнымъ, такъ и самые грѣхи, нами содѣваемые. Отъ этого воспоминанія легко можетъ послѣдовать наше раскаяніе и исправленіе, наше печальное и радостное состояніе. Во время встрѣчи Спасителя, посѣщаемый Имъ градъ Іерусалимъ не зналъ о предстоящихъ Ему страданіяхъ; а мы знаемъ теперь всѣ эти страданія и не можемъ не оплакивать въ предстоящую седмицу пострадавшаго за насъ Искупителя. Аминь.

1878 г. апрѣля 9 дня.

Источникъ: Макарій, епископъ Архангельскій. Чувство скорби при всеобщей радости. Слово въ недѣлю Ваій. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ. — СПб., 1879. — Томъ I. — С. 415-419.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0