Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

М

Архіеп. Макарій Миролюбовъ († 1894 г.)
Слово на день восшествія на Всероссійскій престолъ благочестивѣйшаго Государя Императора Александра III Александровича
[1].

Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло (Псал. 20, 2).

Привѣтствуемъ васъ, вѣрноподанные, съ восшествіемъ на всероссійскій, прародительскій престолъ нашего Богоизбраннаго Монарха Александра III.

Царское служеніе во всѣ времена считалось самымъ труднымъ и тяжкимъ, особенно служеніе для такого обширнаго царства, какова Россія. Она занимаетъ теперь не только половину Европы, но и всю сѣверную полосу Азіи до самой Америки. Въ ней считается болѣе восьмидесяти милліоновъ жителей изъ разныхъ племенъ и народовъ, съ различнымъ образованіемъ и характеромъ, съ различными нуждами и требованіями. Для управленія такимъ необъятнымъ государствомъ нуженъ умъ всеобъемлющій, нужна сила воли непреклонная, нужно могущество и вѣдѣніе безпримѣрное. Откуда же заимствуются свойства сіи, какъ не отъ Бога? Они принадлежатъ Единому Господу и подаются отъ Него при возведеніи царей на царства.

Но трудность настоящаго царствованія не ограничивается необъятнымъ пространствомъ русской земли. Самое время наше — трудное и опасное, и переживаемые нами дни должны быть названы лукавыми (Ефес. 5, 16) по безвѣрію, по злобѣ, коварству и навѣтамъ. О чемъ прежде не смѣли и думать, то на нашихъ глазахъ совершалось безъ всякаго страха, а съ однимъ злорадованіемъ. Не мирнымъ было время, когда восходили на русскій престолъ и другіе нѣкоторые наши Цари и Императоры. Не было напримѣръ надлежащаго мира и тишины, когда избирали на царство наше юнаго прародителя царствующаго Дома Романовыхъ царя Михаила Ѳеодоровича, когда восходили на престолъ Императоры Петръ Великій и Николай І-й. Но всѣ эти три періода времени уступали пережитому нами скорбному времени по непонятной и скрытной злобѣ. Подобной адской злобы русская земля не видала еще надъ собою въ продолженіи всего тысячелѣтняго существованія, и могла научиться оному развѣ у сатаны и его клевретовъ. И мы не думали, чтобы Россія, православное наше отечество, славившееся любовію къ вѣрѣ и престолу, могло дойти когда нибудь до такого преступленія, могло когда нибудь такъ обезчестить себя и запятнать цареубійствомъ. Мы не знаемъ примѣровъ въ нашей исторіи, чтобы цари наши восходили на прародительскій престолъ, окровавленный своими подданными. Неслыханную и прискорбную тяготу сію чувствуемъ еще и по сію пору всѣ мы, а еще болѣе чувствуетъ Самъ новый Монархъ нашъ, выразившій предъ всѣми нами въ своемъ Манифестѣ, что Онъ «подъемлетъ тяжкое бремя, Богомъ на Него возлагаемое, съ однимъ упованіемъ на Его всемогущую помощь въ трудахъ ко благу возлюбленнаго отечества».

Впрочемъ немалымъ утѣшеніемъ служитъ для новаго нашего Монарха то, что Онъ вступилъ на престолъ послѣ почившаго въ Бозѣ Родителя Своего, Страдальца и Благодѣтеля нашей русской земли. Кому неизвѣстны благодѣянія отлетѣвшаго отъ насъ Ангела Хранителя всего нашего отечества? Цѣлыхъ двадцать шесть лѣтъ трудился Онъ денно-нощно надъ царствомъ своимъ, надъ его воздѣлываніемъ, надъ его просвѣщеніемъ и возвышеніемъ. Не оставалось ни одного сословія, которое не было бы возвышено и облегчено Имъ въ трудахъ и занятіяхъ. Не оставалось ни одной области, которая не была бы предметомъ Его попеченій ко благу ея и спокойствію. Враги наши внѣшніе частію побѣждены Имъ, а частію усмирены и безъ побѣды. Управленіе внутри государства ограждено правыми законами. Воинская служба также облегчена, уравнена и возвышена. Самая безправная чернь, тяготившаяся своимъ рабствомъ, освобождена и снабжена данными ей правами. Просвѣщеніе распространено повсюду и во всѣхъ сословіяхъ для мужескаго и женскаго пола. Всѣмъ вообще открытъ свободный путь къ образованію и обезпеченію. Казалось бы, послѣ таковыхъ благодѣяній нужно благоденствовать нашему отечеству и наслаждаться миромъ и покоемъ, какъ наслаждалось царство еврейское во времена Соломона, нужно благословлять Бога и вѣнчаннаго Имъ Монарха Благодѣтеля.

Но враги не знаютъ мира и покоя, и одно внѣшнее состояніе нашего облагодѣтельствованнаго государства не могло ручаться за его внутреннее благосостояніе... И многое въ немъ сдѣлано рукою почившаго въ Бозѣ Монарха; но это многое требуетъ еще удобренія и утвержденія. Произведенныя у насъ реформы измѣнили во многомъ, если не во всемъ, наше отечество, но не успокоили и не укротили страстей, ими возбужденныхъ. Раскрыты у насъ многія болѣзни и раны, но не отыскано еще настоящаго пластыря и обвязанія. Дарована намъ во многомъ свобода, но не установлены для ней надлежащія границы. Самая первая и важная реформа касалась освобожденія крѣпостныхъ людей. Но и эта благодѣтельная реформа служитъ доселѣ камнемъ преткновенія и требуетъ немалыхъ заботъ и попеченій касательно земельныхъ выкуповъ и надѣловъ. Наши новые суды, наши учебныя заведенія, не смотря на ихъ измѣненія и улучшенія, ожидаютъ не малыхъ исправленій и обновленій. Наше домашнее воспитаніе требуетъ лучшаго надзора и большаго присмотра отъ родителей и воспитателей, чтобы избѣгнуть имъ отвѣтственности за худыхъ дѣтей. Всѣ сословія въ нашемъ царствѣ, по возможности, удовлетворены; а между тѣмъ все же замѣтно во всѣхъ ожиданіе чего то новаго и лучшаго...

И такъ великая задача передъ нашимъ новымъ Монархомъ. Ему нужно пересмотрѣть все, устроенное почившимъвъ Бозѣ Его Родителемъ. Нужно одно докончить, другое очистить, иное исправить, а главное, по нашему разумѣнію, нужно укоренить и утвердить въ серцахъ подданныхъ чувство вѣры и благочестія. Кто же можетъ совершить дѣло обновленія сего въ сердцахъ человѣческихъ, кромѣ Господа Бога, всѣхъ обновляющаго? Онъ Одинъ поставляетъ царей на царства. Онъ даетъ имъ силу и крѣпость и умудряетъ ихъ во благо и спасеніе подданныхъ. На Него Единаго и возлагаемъ все упованіе наше. Но, надѣясь на помощь Божію, приложимъ и наше стараніе объ искорененіи различныхъ плевелъ, растущихъ въ русскомъ царствѣ и наносящихъ вредъ самой остающейся у насъ пшеницѣ.

Господи долготерпѣливый и многомилостивый! Ты за грѣхи наши наказалъ насъ попущеніемъ пролитія неповинной крови. А теперь обрати насъ на путь покаянія и помози намъ Своею всемощною силою смыть пролитую царскую кровь, лежащую на насъ и на чадахъ нашихъ. Тебе убо просимъ и молимъ во умиленіи сердечномъ: Спаси избраннаго Тобою Царя нашего, и услыши ны, въ онь же аще день призовемъ Тя (Псал. 19, 10). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено преосвящ. Макаріемъ въ Нижегородскомъ Каѳедральномъ соборѣ 8 марта 1881 г., по прочтеніи Высочайшаго манифеста.

Источникъ: Епископъ Макарій. Слово на день восшествія на Всероссійскій престолъ благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Александровича. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ. — СПб., 1882. — Томъ I. — С. 372-375.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0