Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Л

Митр. Леонтій Лебединскій († 1893 г.)
Слово при первомъ священнослуженіи въ московскомъ Большомъ Успенскомъ соборѣ.

Да держимъ исповѣданіе упованія неуклонное: вѣренъ бо есть обѣщавый; и да уразумѣемъ другъ друга въ поощреніи любви и добрыхъ дѣлъ (Евр. 10, 23-24).

Начинаю первое слово къ тебѣ, досточтимая паства московская, наставленіемъ святаго апостола о неуклонномъ исповѣданіи содержимой нами вѣры, въ твердой увѣренности, что Господь исполнитъ Свое обѣтованіе Своимъ исповѣдникамъ, даруетъ блаженство вѣчное.

Но это исполнится тогда, когда любовь христіанская, а съ нею и добрыя дѣла будутъ взаимнымъ нашимъ упражненіемъ. Вспоминаемые нынѣ святою церковію святые праотцы наглядно доказываютъ, что вѣренъ есть обѣщавый, ибо они за свою вѣру въ грядущаго Мессію и за свою праведность удостоены награды на небѣ. Какой примѣръ для подражанія и какое сильное для насъ побужденіе исповѣдывать открыто и неуклонно, то-есть безъ малѣйшаго отступленія отъ ученія православной церкви, православную вѣру.

Церковь наша есть столпъ и утвержденіе истины. Исповѣданіе ея ученія устами открыто есть непремѣнный долгъ нашъ. И кто не рѣшается высказывать свои православныя убѣжденія явно, изъ опасенія прослыть фанатикомъ, тотъ навлекаетъ на себя прямое подозрѣніе въ шаткости вѣры своей и желаніи угодить вольнодумствующимъ. Древняя христіанская церковь высоко цѣнила исповѣдничество. Исповѣдниковъ, то-есть христіанъ, открыто предъ гонителями христіанства, выражавшихъ свою вѣру и готовность пострадать за нее, церковь ставила въ примѣръ твердости убѣжденій. И чѣмъ поддерживался успѣхъ распространенія христіанства въ мірѣ, какъ не исповѣдничествомъ и мученичествомъ? Послѣднее нынѣ остается уже преданіемъ исторіи, а исповѣдничество служитъ украшеніемъ церкви и теперь и будетъ служить до конца вѣка.

Гдѣ же лучшее мѣсто для открытаго исповѣдническаго выраженія православной вѣры, какъ не въ центрѣ Россіи, у насъ, въ Москвѣ? И слава Богу, что здѣсь и хранится чистая вѣра, и проявляется въ величественныхъ, можно сказать, размѣрахъ. Сколько здѣсь храмовъ! И всѣ они наполняются православными. Радуется нынѣ душа моя послѣ долговременнаго пребыванія на западѣ, въ Привислянскомъ краѣ, гдѣ еще такъ много нуждъ религіозныхъ и такъ мало храмовъ вполнѣ обезпеченныхъ, гдѣ православіе борется съ иновѣріемъ сильнымъ и богатымъ. Радуется душа моя, послѣ трудной борьбы, услаждающимъ нынѣ богатствомъ видимаго благолѣпія и благочестія русскаго.

Но видимое, внѣшнее благочестіе должно имѣть основу внутреннюю, въ сердцѣ, иначе оно не будетъ богоугоднымъ. Слово Божіе даетъ грозный приговоръ тѣмъ, кои ограничиваютъ богопочтеніе одними внѣшними обрядами. Приближаются Мнѣ людіе сіи усты своими, и устнами чтутъ Мя: сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене, всуе же чтутъ Мя (Матѳ. 15, 8-9).

Итакъ, сила благочестія и даже сила вѣры, исповѣданіе упованія неуклонное держится въ сердцѣ, въ его внутреннемъ расположеніи. Сердцемъ вѣруется въ правду. И если оно чисто, не омрачено страстями, не заражено грѣховными привычками, оно служитъ хранилищемъ православной вѣры самымъ лучшимъ, безопаснымъ. Великій знатокъ человѣческой души — преподобный Макарій Великій говоритъ: каково сердце, таковъ и умъ.

И дѣйствительно, не въ отдѣльномъ только человѣкѣ нравственное настроеніе даетъ главное направленіе его дѣйствіямъ, но и въ цѣлыхъ націяхъ. Здѣсь не время и не мѣсто развивать цѣлый рядъ явленій, это доказывающихъ. Къ тебѣ обращаюсь, добрая Москва, богодарованная мнѣ паства. Сколько лѣтъ ты служила Россіи въ самыя трудныя времена! Сколько лѣтъ отъ своего основанія несла на собѣ всю тяготу бѣдствій за всю Россію! И не безъ особенной же причины тебѣ издавна усвоено названіе «сердца Россіи». Сердце въ человѣческомъ организмѣ есть та часть, безъ которой никто изъ насъ жить не можетъ. И небольшое даже поврежденіе въ сердцѣ непремѣнно влечетъ за собою упадокъ, а нерѣдко и смерть. Вотъ почему всегда необходимо заботиться о поддержаніи тѣхъ соковъ нравственныхъ, которые держатъ сердце въ правильномъ его употребленіи. Какіе эта соки? Это твердость вѣры и поощреніе себя къ любви и добрымъ дѣламъ. Эти высокія качества такъ высоко и нерѣдко поднимали знамя Москвы надъ другими городами — съ издревле. И я позволю себѣ въ настоящую минуту отъ лица всей Холмско-Варшавской церкви принести тебѣ, первопрестольная Москва, глубокую благодарность за многія пожертвованія разными вещами для нуждающихся церквей. О, да не оскудѣваетъ, Москва, твоя доброта къ доброму употребленію духовныхъ сокровищъ.

Да разумѣваемъ другъ друга въ поощреніи любве и добрыхъ дѣлъ. Вотъ правило, котораго всѣ мы православные должны твердо, неуклонно держаться, чтобы достигнуть обѣщаннаго Богомъ намъ воздаянія. Нужно другъ друга поощрять въ подчиненіи себя дѣлу любви. Никакія наши добрыя дѣла безъ любви христіанской немыслимы. И если эта любовь желаетъ быть плодотворною во всѣхъ отношеніяхъ, — она начинаться должна самими учителями вѣры. Безъ того не можетъ быть никакого успѣха въ добрыхъ дѣлахъ въ той мѣрѣ, какъ это требуется Христомъ Спасителемъ нашимъ. И я нынѣ прошу васъ, возлюбленные о Господѣ братіе, принять меня въ свою любовь.

Святителю отче Петре! Въ память твоей дивной кончины совершаю я первое здѣсь служеніе. Умоляю тебя, своими святыми молитвами умоли Господа нашего Іисуса Христа и Пречистую Его Матерь, Богородицу, достойно мнѣ проходить сіе святое служеніе на пользу святой церкви. Аминь.

Источникъ: Извѣстія и замѣтки. — Церковное учительство: Слово высокопреосвященнаго Леонтія, митрополита Московскаго и Коломенскаго, при первомъ священнослуженіи въ московскомъ Большомъ Успенскомъ соборѣ. // «Странникъ», духовный журналъ. — СПб., 1892. — Томъ I. — С. 168-171.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0