Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

К

Прот. Іоаннъ Корольковъ († ок. 1928 г.)
Слово въ день священнаго коронованія Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича
[1].

Нынѣ мы воспоминаемъ весьма важное событіе въ жизни русскаго народа — вѣнчаніе на Царство Благочестивѣйшаго Государя Императора, совершившееся 8 лѣтъ назадъ съ большимъ торжествомъ и великолѣпіемъ. Сегодняшній день долженъ быть особенно празднуемъ подданными русскаго царя, потому что отнынѣ Государь Императоръ Николай Александровичъ и Его Супруга Александра Ѳеодоровна вступили въ живой, тѣсный и неразрывный союзъ съ Своимъ народомъ, принимая самое близкое и сердечное участіе въ жизни своихъ вѣрноподданныхъ, въ ихъ радостяхъ и печаляхъ. Такое отношеніе Государя къ Своимъ подданнымъ особенно обнаруживается во время постигающихъ насъ бѣдствій и несчастій (напримѣръ, голода, пожаровъ, наводненій), когда Государь Императоръ сердечнымъ словомъ облегчаетъ несчастіе подданныхъ и отъ Своихъ щедротъ обильно изливаетъ милости на страждущихъ и недугующихъ. Нынѣ наше отечество переживаетъ самое тяжолое, тревожное время войны и соединенныхъ съ нею лишеній, жертвъ и разнаго рода бѣдствій. Сколько уже воиновъ отправилось на дальный Востокъ изъ разныхъ мѣстъ Россійской Имперіи; сколько храбрыхъ, доблестныхъ и мудрыхъ мужей погибло на войнѣ, оставивши сирыми своихъ женъ и дѣтей! Сколько горячихъ, неподдѣльныхъ слезъ пролито нами при вѣстяхъ о кончинѣ того или другого героя, о гибели цѣлыхъ судовъ и полковъ!

Государь Императоръ, при Своемъ кроткомъ, миролюбивомъ характерѣ, какъ извѣстно, не желалъ этой губительной войны и до послѣдняго момента щадилъ жизнь Своихъ вѣрноподданныхъ. Когда же нашъ дерзкій врагъ, совершенно неожиданно, безъ всякаго предувѣдомленія, сдѣлалъ коварное нападеніе на русскія суда, Государь объявилъ войну, ввѣривъ Себя и Свой народъ волѣ Всевышняго. Съ этого важнаго момента въ жизни нашего отечества Государь, какъ Державный Вождь, какъ любвеобильный и сердобольный Отецъ Нашъ, принимаетъ особенно близкое и горячее участіе въ судьбахъ воиновъ, отправляющихся на дальній Востокъ. Онъ Самъ обходитъ полки, отправляющіеся на войну, милостиво бесѣдуетъ съ командирами, офицерами и даже нижними чинами, говоритъ имъ воодушевленныя рѣчи, благословляетъ иконами отъ Себя и отъ имени Государыни Императрицы, словомъ, — Государь ободряетъ, утѣшаетъ, вдохновляетъ нашихъ воиновъ, идущихъ на защиту вѣры и отечества. Такія дѣйствія Государя не ограничиваются только столицею, гдѣ Онъ имѣетъ пребываніе. Недавно Государь предпринялъ путешествіе, отнынѣ сдѣлавшееся историческимъ, и въ близлежащіе намъ грады съ тою же высокою цѣлію — благословить иконами и напутствовать патріотическими рѣчами воиновъ, отправляющихся на войну изъ градовъ и весей нашего края.

Какъ же мы, православные христіане, будемъ относиться къ текущимъ событіямъ? чемъ можемъ выражать свое участіе и сочувствіе настоящему тяжелому положенію нашего отечества?

Извѣстно, что всякая война требуетъ значительныхъ матеріальныхъ средствъ, необходимыхъ для содержанія войска, флота, для обезпеченія семействъ павшихъ воиновъ. Долгъ каждаго вѣрноподданнаго сына отечества принести посильную лепту на алтарь отечества, деньгами, вещами или личнымъ трудомъ. Благодареніе Господу, мы видимъ среди нашего народа необыкновенное проявленіе высокихъ патріотическихъ чувствъ, обнаруживающееся въ тѣхъ значительныхъ пожертвованіяхъ, какія дѣлаются и въ городахъ, и въ селеніяхъ. Наши доблестные воины, наши врачи, нерѣдко занимающіе высокое общественное положеніе, наши сестры милосердія съ большимъ одушевленіемъ и полною готовностію отправляются на войну, чтобы помочь нашимъ братіямъ въ ихъ трудахъ и лишеніяхъ, чтобы облегчить раны и страданія больныхъ и сраженныхъ вражескими пулями.

Но далеко не всѣ мы можемъ принимать непосредственное участіе въ военныхъ дѣйствіяхъ, не всѣ также можемъ оказывать личную помощь больнымъ и раненымъ. Чѣмъ же мы, живущіе вдали отъ военныхъ дѣйствій, можемъ выразить свое участіе въ постигшемъ наше отечество несчастіи?

Кромѣ матеріальной или личной помощи есть у насъ, братіе, духовныя средства, которыя могутъ во многомъ облегчить тяжелую участь нашихъ братьевъ-воиновъ и которыя одинаково доступны всякому христіанину, бѣдному и богатому, знатному и незнатному, старцу и юношѣ. Къ такимъ средствамъ прежде всего можетъ быть отнесена наша постоянная, усердная и пламенная молитва ко Господу, Божіей Матери и святымъ угодникамъ о дарованіи побѣды нашему христолюбивому воинству, о спасенія его отъ вражескихъ стрѣлъ и о благополучномъ возвращеніи на родину. Всякій истинно вѣрующій христіанинъ знаетъ, что молитва во многихъ случаяхъ оказывала великое, могущественное дѣйствіе въ разныхъ тяжелыхъ обстоятельствахъ того или другого народа. Многочисленные факты изъ исторіи еврейской и христіанской свидѣтельствуютъ, что посредствомъ истинной, горячей молитвы, соединенной съ живой вѣрой въ Бога, люди и съ небольшими силами одерживали побѣды надъ врагами вдвое сильнѣйшими и могущественными. Припомнимъ напримѣръ, нѣкоторыя событія изъ жизни израильскаго и нашего русскаго народа. Когда израильтяне путешествовали въ землю обѣтованную, на нихъ, уже усталыхъ и утомленныхъ долгимъ путешествіемъ, внезапно напали иноплеменники амаликитяне. Завязалась упорная, неравная борьба, окончившаяся къ великой радости евреевъ пораженіемъ амаликитянъ. Что же было причиной пораженія? Молитва Моисея. Когда онъ во время молитвы (см. Исх. 17, 11) поднималъ свои руки къ небу, то одолѣвалъ Израиль, а когда отъ изнеможенія опускалъ свои руки, одолѣвалъ Амаликъ. Въ другое время, во дни Іосафата, возстали на іудеевъ три союзныхъ народа съ намѣреніемъ выгнать ихъ изъ ихъ владѣній (2 Пар. 20, 11). По человѣческимъ соображеніямъ, говоритъ преосвященный Анастасій, не было никакихъ средствъ ко спасенію; тогда благочестивый царь іудейскій съ горячею молитвой обратился ко Господу, и тѣмъ спасъ свое царство отъ гибели.

И наши благочестивые предки, когда постигали ихъ несчастія, подобныя настоящимъ, прежде всего обращались съ молитвою къ Господу и Его Пречистой Матери, прося ходатайства и заступничества отъ враговъ. Усердная молитва, соединявшаяся съ постомъ, воздержаніемъ отъ всякихъ удовольствій и развлеченій, низводила милость Господа на предковъ, и они съ успѣхомъ побѣждали непріятелей. Вспомнимъ о важнѣйшихъ войнахъ при Александрѣ Невскомъ, Димитріи Донскомъ, во время самозванщины, въ годину нашествія французовъ и во время осады Крымскаго полуострова. Во всѣхъ этихъ случаяхъ наши князья и цари, воины и полководцы искали себѣ утѣшенія и ободренія въ молитвенномъ обращеніи ко Господу. Перенесемся своею мыслію полстолѣтія тому назадъ къ тому важному моменту въ исторіи нашей родины, когда превосходные флоты англо-французовъ окружили Крымскій полуостровъ и стояли у береговъ Севастополя, Евпаторіи и самой Одессы, бомбандируя этотъ городъ. Гранаты падали къ ногамъ жителей Одессы и повергали ихъ въ большое уныніе и отчаяніе. Тогдашній херсонскій владыка, извѣстный нашъ витія архіепископъ Иннокентій, чтобы поднять духъ народа, вселить въ него бодрость и мужество, почти ежедневно созывалъ народъ въ соборный храмъ, гдѣ непрерывно говорилъ молящимся свои вдохновенныя рѣчи. И молитва вѣрующихъ была услышана Господомъ; враги оставили насъ.

Будемъ и мы слѣдовать примѣру нашихъ предковъ, возложимъ свои надежды на Господа, будемъ чаще обращаться къ Нему съ молитвою, и Господь услышитъ насъ. Богъ (по словамъ Давида), да будетъ намъ прибѣжище и сила, скорый помощникъ въ бѣдахъ. Посему не убоимся, хотя бы земля поколебалась и горы двинулись въ сердце морей. Пусть шумятъ, воздымаются воды, трясутся горы отъ волненія ихъ. Пусть шумятъ народы; двигаются царства. Господь силъ съ нами; Онъ будетъ намъ заступникъ (Псал. 45, 2-4. 7-8).

Обращаясь съ молитвою къ Господу объ избавленіи насъ и нашихъ братьевъ-воиновъ отъ всякихъ бѣдъ, напастей, въ то же время мы должны заботиться о сохраненіи между собою внутренняго мира и согласія, о примиреніи другъ съ другомъ и о полномъ забвеніи взаимныхъ обидъ и несогласій. Нынѣ насъ постигло бѣдствіе, которое должно быть одинаково близко всѣмъ живущимъ въ предѣлахъ Россійской Имперіи. Представьте себѣ, что кого-либо изъ насъ постигнетъ семейное горе (смерть отца, матери или близкаго друга или родственника). Какъ мы поступаемъ въ такихъ случаяхъ? Въ это время мы забываемъ взаимныя обиды и несогласія, спѣшимъ выразить нашимъ близкимъ и друзьямъ свое сердечное участіе въ постигшемъ ихъ горѣ, и тѣмъ облегчаемъ ихъ сердечныя раны и тяжкія душевныя страданія. Точно также намъ слѣдуетъ относиться и къ постигшему насъ горю общественному, перенесеніе котораго мы должны облегчать Государю, лицамъ начальствующимъ и участвующимъ въ войнѣ всѣми зависящими отъ насъ средствами. Припомнимъ, какъ вели себя въ подобныхъ случаяхъ наши предки. Они въ годины браней и войны отличались замѣчательнымъ единодушіемъ и единомысліемъ, забывая взаимныя обиды и оскорбленія. Извѣстный отечественный историкъ (Соловьевъ), характеризуя состояніе русскаго общества въ годину самозванщины, говорилъ: «народъ готовъ былъ встать, какъ одинъ человѣкъ; непрерывный рядъ смутъ и бѣдствій не сокрушилъ силъ его, но очистилъ общество, привелъ его къ сознанію необходимости пожертвовать всѣмъ для спасенія вѣры и наряда государственнаго... Явились признаки сознанія необходимости нравственнаго очищенія жителей для подвига очищенія земли отъ враговъ, признаки того, что народъ углубился во внутренній духовный міръ свой, чтобы оттуда извлечь средства спасенія... При господствѣ религіознаго чувства выразилась въ народѣ мысль о необходимости очищенія всей земли, отдѣленія себя отъ настоящаго, смутнаго и оскверненнаго общественнымъ развратомъ времени». Если и мы въ настоящее тяжелое время будемъ одушевляться такими же мыслями и чувствами, какими одушевлялись наши предки, если мы забудемъ наши споры и распри національные и вѣроисповѣдные, если, наконецъ, обратимъ особое вниманіе на свое нравственное самоисправленіе и самоусовершенствованіе, то никакой врагъ намъ не будетъ страшенъ, и война, принесетъ намъ немалую пользу въ нравственномъ и политическомъ отношеніи.

Воззовемъ же ко Господу словами молитвы, какія мы услышимъ сейчасъ на молебнѣ: «о, Премилосердный Господи нашъ, Боже щедротъ и Отче всякія утѣхи! Не отврати лица Твоего отъ насъ, и не посрами насъ отъ чаянія нашего, уповающе на Тя, молимся Тебѣ, и молящеся на щедроты Твоя уповаемъ». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Кіево-Софійскомъ Каѳедральномъ Соборѣ, 14 мая 1904 года.

Источникъ: Протоіерей І. Корольковъ. Слово въ день священнаго коронованія Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича. // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи» — Кіевъ: Типографія И. И. Горбунова, 1904. — Томъ II. — С. 331-337.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0