Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

К

Прот. Іоаннъ Корольковъ († ок. 1928 г.)
Слово въ день памяти священномученика Макарія, митрополита Кіевскаго (1 мая)
[1].

Святая церковь нынѣ торжественно празднуетъ память святителя Макарія, митрополита Кіевскаго, ознаменовавшаго себя великими заслугами для русской церкви и претерпѣвшаго за свою ревность къ православію и исполненію своего долга мученическую кончину († 1 мая 1497 г). Время жизни Св. Макарія было временемъ очень тяжелымъ для юго-западной церкви вообще и для нашего града въ частности. Православіе въ этомъ краѣ находилось тогда въ угнетенномъ состояніи; храмы Божіи не только лишены были всякаго благолѣпія и украшенія, но нерѣдко находились въ полуразрушенномъ видѣ, въ какомъ видѣ была Св. Софія кіевская; духовенство не всегда было на высотѣ своего призванія; высшая іерархическая власть — митрополиты не имѣли возможности наблюдать за благочиніемъ церковнымъ, такъ какъ жили не въ Кіевѣ, а въ отдаленной Вильнѣ или, въ скромномъ и довольно далекомъ отъ нея Новогрудкѣ. Св. Макарій ясно сознавалъ всю ненормальность такого положенія кіевской церкви. Одушевляемый ревностію къ своему пастырскому долгу, онъ вознамѣрился лично отправиться въ Кіевъ и привести здѣсь въ возможно-лучшій порядокъ церковныя дѣла. Люди, преданные св. Макарію, отклоняли его отъ подобнаго отдаленнаго и небезопаснаго путешествія: они представляли ему, что въ этихъ мѣстахъ нерѣдко дѣлаютъ набѣги татары, которые грабятъ и убиваютъ проѣзжихъ и прохожихъ. Но святитель мужественно отвѣчалъ на это: «я хочу исполнить мой святой долгъ, какъ архипастырь. Да будетъ на мнѣ воля Божія». Вскорѣ онъ отправился въ святой градъ Кіевъ и по дорогѣ остановился въ с. Скриголовѣ для совершенія божественной литургіи. Во время литургіи получено было извѣстіе о внезапномъ нападеніи татаръ на эту мѣстность. Когда находившіеся во храмѣ доложили объ этомъ святителю, совершавшему службу Божію, онъ безбоязненно отвѣчалъ имъ: «спасайтесь, дѣтки, а мнѣ нельзя; я отдаю себя волѣ Божіей». Поручивъ себя волѣ Божіей, святитель продолжалъ совершать литургію. Ворвавшіеся во храмъ татары схватили св. Макарія и обезглавили его у алтаря Господня. Съ такимъ мужествомъ, съ такою безбоязненностію и преданностію волѣ Божіей скончалъ свое земное теченіе святитель Макарій.

Такой высокій примѣръ вызываетъ и насъ, братіе христіане, къ возможному подражанію св. Макарію. Подобно ему, и мы должны предавать себя волѣ Божіей во всѣхъ обстоятельствахъ своей жизни и въ своихъ взаимныхъ отношеніяхъ, хотя бы за такую преданность намъ угрожали видимыя непріятности и даже лишеніе жизни.

Слово Божіе какъ Ветхаго, такъ и Новаго Завѣта заповѣдуетъ намъ подчиняться волѣ Божіей и безропотно переносить всѣ тягости жизни. Припомнимъ исторію патріарховъ Авраама, Исаака, Моисея, особенно праведнаго Іова, и мы увидимъ, съ какою дѣтскою готовностію они старались во всемъ слѣдовать заповѣдямъ Божіимъ. Стоило только Господу сказать Аврааму, чтобы онъ шелъ изъ земли своей, отъ родства своего и изъ дома отца своего въ землю, совершено ему неизвѣстную, — и Авраамъ, уже 75-лѣтній старецъ, предавшись волѣ Божіей, оставилъ свою родину, гдѣ онъ вполнѣ устроился, и пришелъ въ землю, которую ему указалъ Господь. За такое послушаніе умножилъ Господь потомство Авраама, какъ песокъ земной. Не меньшую преданность волѣ Божіей обнаружилъ тотъ же Авраамъ, когда Господь приказалъ ему принести въ жертву Исаака. Такую же преданность волѣ Божіей проявилъ многострадальный Іовъ. «Кто не слыхалъ, говоритъ митрополитъ Филаретъ, объ Іовѣ, котораго добродѣтель проповѣдывалъ Самъ Богъ передъ собраніемъ небесныхъ силъ? Но въ чемъ состоитъ сила его добродѣтели, если не въ преданности Богу, Котораго непостижимымъ судьбамъ съ благодарностію онъ предалъ себя и дѣтей, и богатство, и здравіе и чрезъ то содѣлалъ ничтожными всѣ усилія врага добродѣтели и блаженства человѣческаго? Господь даде, Господь отъятъ: буди имя Господне благословенно (Іов. 1, 21). Такая преданность Богу есть безопасная ограда отъ всѣхъ искушеній». «Посмотрите, говоритъ тотъ же святитель, и на Моисея въ ужасную минуту, когда предъ нимъ море, а за нимъ войско египетское. Народъ вопіетъ къ Богу, ропщетъ на вождя, но что вождь? Онъ не приготовляетъ народъ къ брани, не ищетъ пути къ бѣгству; не воздвигаетъ чудодѣйственнаго жезла, не произноситъ даже ни одного молитвеннаго слова къ Богу. Что это значитъ? Онъ предался Богу и вводитъ народъ въ эту преданность: Господь поборетъ по васъ, вы же умолкните (Исх. 14, 14). Все умолкло, но молчаніе это громко раздалось въ небесахъ, и подвигло чудодѣйственную силу Божію. И рече Господь Моисею: что вопіеши ко Мнѣ? рцы сыномъ израилевымъ, и да путетествуютъ... и да внидутъ сынове израилевы посредѣ моря посуху (Исх. 14, 15-16). Здѣсь, замѣчаетъ митрополитъ Филаретъ, видно, что преданность Богу есть самая крѣпкая и дѣйствительная молитва».

Псалмопѣвецъ Давидъ въ такихъ глубоко-назидательныхъ выраженіяхъ совѣтуетъ народу еврейскому возлагать свое упованіе на Господа: «уповай на Господа и дѣлай добро... Утѣшайся Господомъ и Онъ исполнитъ желанія сердца твоего. Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Онъ совершитъ, и выведетъ, какъ свѣтъ, правду твою... Покорись Господу и надѣйся на Него» (Псал. 36, 3-7). Пророкъ Исаія съ сожалѣніемъ сердца говоритъ о тѣхъ людяхъ, которые не подчиняются волѣ Божіей: «Горе тому, говоритъ пророкъ, кто препирается съ Создателемъ своимъ, черепокъ изъ черепковъ земныхъ! Скажетъ ли глина горчешнику: «что ты дѣлаешь» и твое дѣло скажетъ ли о тебѣ: «у него нѣтъ рукъ». Горе тому, кто говоритъ отцу: «зачѣмъ ты произвелъ меня на свѣтъ» и матери: «зачѣмъ ты родила меня?»... Неужели вы хотите (говоритъ Господь) указывать Мнѣ въ дѣлѣ рукъ Моихъ» (Ис. 45, 9-11; ср. Рим. 9, 20-21). Тотъ же пророкъ Исаія въ трогательныхъ выраженіяхъ говоритъ, что мы должны безбоязненно и съ надеждою на Бога предаваться Его волѣ. «Забудетъ ли, говоритъ онъ, женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалѣть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, Я не забуду тебя, говоритъ Самъ Господь» (Ис. 49, 15). А пророкъ Іеремія, утѣшая народъ еврейскій въ постигшихъ его бѣдствіяхъ, говорилъ: «Господь послалъ горе и помилуетъ по великой благости своей» (Плач. 3, 32).

Въ Новомъ Завѣтѣ Божественный Основатель нашей религіи подалъ намъ высочайшій образецъ того, что мы во всемъ должны подчиняться волѣ Божіей. Онъ очень часто говорилъ ученикамъ Своимъ, что творитъ не Свою волю, но волю Пославшаго Его Отца Небеснаго (Іоан. 4, 34; 6, 38). Передъ Своими тяжелыми, смертельными страданіями Іисусъ Христосъ въ молитвѣ къ Отцу Своему проситъ, что, если бы было возможно, пусть минуетъ Его чаша (страданій), но къ этому прибавляетъ: «впрочемъ не Моя воля, но Твоя да будетъ» (Лук. 22, 42). Іисусъ Христосъ заповѣдалъ и намъ слѣдовать Его примѣру и въ преподанной Имъ намъ молитвѣ научилъ насъ ежедневно говорить: «да будетъ воля Твоя!»

Апостолы, вѣрные заповѣдямъ Спасителя, въ своихъ писаніяхъ заповѣдывали христіанамъ жить по волѣ Божіей и во всемъ предавать себя Господу, а если угодно волѣ Божіей, то и пострадать за дѣла добрыя, подобно тому, какъ Іисусъ Христосъ пострадалъ для нашего спасенія (1 Петр. 3, 17; 4, 2. 19; 2 Кор. 8, 5).

Первенствующіе христіане вполнѣ слѣдовали въ этомъ отношеніи ученію Іисуса Христа и Его апостоловъ, располагая свою жизнь, свой образъ поведенія, согласно волѣ Божіей. Припомните исторію Церкви первыхъ вѣковъ, и вы найдете подтвержденіе нашей мысли. Христіане тогда жили при очень тяжелыхъ условіяхъ: ихъ преслѣдовали, били, предавали ужаснымъ истязаніямъ, даже подвергали мучительной смерти, а они благодушно все это переносили и даже благодарили Бога, пославшаго имъ такія тяжкія испытанія. И такимъ образомъ поступали не только епископы, священники, но даже простые люди, предпочитавшіе лучше пострадать за вѣру Христову, нежели измѣнить божественной религіи.

Взглядъ древнихъ христіанъ на этотъ предметъ виденъ изъ святоотеческихъ твореній. Такъ Іоаннъ Златоустый говоритъ: «человѣку должно сообразоваться съ тѣмъ, что повелѣваетъ Богъ, и что Богъ посылаетъ, то и принимать съ благодарностію, нисколько не противорѣча, и не дѣлая никакихъ изслѣдованій; потому что судьбы Божіи непостижимы не для однихъ насъ, но и для людей святыхъ и чудныхъ, которые жили прежде насъ». Согласно съ Златоустомъ писалъ и св. Дороѳей: «Мы не знаемъ, говоритъ онъ, путей промысла Божія и потому должны предоставлять Ему устроять все, касающееся до насъ... Ибо если ты захочешь по человѣческимъ мыслямъ судить о случающемся, вмѣсто того, чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такіе помыслы лишь утрудятъ тебя... Изъ всего, что творитъ Богъ, нѣтъ ничего такого, что бы не было благо, но все добро, и добро зѣло. Итакъ никому не должно скорбѣть о случающемся, но все возлагать на промыслъ Божій и успокоиваться».

Обращая вниманіе на нашу отечественную исторію, мы видимъ, что наши предки съ особенною покорностію предавали себя волѣ Божіей и безропотно переносили приключавшіяся съ ними бѣдствія и несчастія. Если постигали ихъ какія-либо несчастныя обстоятельства (голодъ, моръ, внутреннія междоусобицы, нашествія иноземныхъ народовъ), наши предки не опускали, какъ говорится, рукъ, не предавались отчаянію, а, возложивъ свое упованіе на Господа, усугубивъ молитвы къ Богу и святымъ Его, обративъ вниманіе на внутреннее самоисправленіе и раскаяніе во грѣхахъ своихъ, съ мужествомъ переносили свои несчастія, смотря на нихъ, какъ на Божіе наказаніе, посланное за грѣхи ихъ. Нужно ли приводить примѣры, извѣстные всѣмъ намъ изъ русской и церковной исторіи?

Но такъ ли мы, возлюбленные братіе, относимся къ постигающимъ насъ невзгодамъ житейскимъ? Съ такою ли покорностію переносимъ ихъ, какъ переносили древніе христіане и наши предки? Къ глубокому сожалѣнію, далеко не такъ. Присмотрѣвшись внимательно и безпристрастно къ себѣ, къ своимъ роднымъ и знакомымъ, нашимъ дѣтямъ и вообще молодому поколѣнію, мы видимъ, что въ насъ замѣчается мало вѣры въ Бога, въ промыслъ Божій, мало преданности волѣ Божіей. Вотъ напримѣръ, насъ постигаютъ бѣдствія и несчастія въ общественномъ и семейномъ быту: у одного умеръ отецъ или мать, другой лишается любимыхъ дѣтей, иной потерялъ богатство, можетъ быть, неправильно нажитое, иного постигла неудача на испытаніяхъ или экзаменахъ и т. п, — какъ же мы относимся ко всѣмъ этимъ невзгодамъ? Не часто ли предаемся мы, яко неимущіи упованія, безутѣшной скорби и глубокому отчаянію, а иногда тяготимся самой жизнію, готовы даже на самоубійство, вмѣсто того, чтобы на Господа возложить свое упованіе и въ Немъ одномъ искать отрады и утѣшенія!

Будемъ же, братіе христіане, почаще приводить себѣ на память ученіе нашей религіи о преданости волѣ Божіей, будемъ во время скорбей и печалей, насъ постигающихъ, возлагать свою надежду на Господа, въ Которомъ мы и обрящемъ покой душамъ нашимъ Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Кіево-Софійскомъ соборѣ 1 мая, 1902 года.

Источникъ: Протоіерей Іоаннъ Корольковъ. Слово въ день памяти священномученика Макарія, митрополита Кіевскаго (1 мая). // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи». — Кіевъ: Типографія И. И. Горбунова, 1902. — Томъ II. — С. 318-324.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0