Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

К

Протоіерей Леонидъ Колчевъ († 1944 г.)

Родился 22 сентября 1871 г. въ семьѣ священника. Окончилъ въ 1897 г. Тамбовскую духовную семинарію и былъ рукоположенъ. Во время настоятельства въ Моршанскѣ (съ 1898 г.) много потрудился въ дѣлѣ образованія, постройки школы и учительской семинаріи. 30 августа 1894 года былъ переведенъ въ Императорское имѣніе Ореанда въ Крыму и въ 1905 г. зачисленъ въ штатъ придворнаго духовенства. Окончилъ заочно курсъ Московской духовной академіи (1909). Въ 1918 г. былъ переведенъ въ Ливадію. Эмигрировалъ изъ Россіи. Въ 1920-1924 гг. былъ священникомъ въ Константинополѣ. Нѣкоторое время служилъ въ Парижѣ. Затѣмъ переѣхалъ въ Копенгагенъ, гдѣ до своей смерти былъ настоятелемъ храма святаго благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго и духовникомъ вдовствующей Императрицы Маріи Ѳедоровны (1847-1928). Скончался 7 іюня 1944 г. Погребенъ на кладбищѣ въ Даніи, рядомъ съ могилой своего сына — Аркадія.

Слова и рѣчи

Прот. Леонидъ Колчевъ († 1944 г.)
Поученіе въ недѣлю сыропустную.

Евангеліе отъ Матѳ., зач. 17 (VI, 14-21).

Нынѣ мы, братіе, подошли, такъ сказать, вплотную къ той завѣсѣ, которая отдѣляетъ насъ отъ святой четыредесятницы. Завтра эта завѣса времени взовьется, и мы лицомъ къ лицу станемъ предъ подвигомъ поста и покаянія. Такимъ образомъ, наступаетъ рѣшительный моментъ борьбы основныхъ началъ человѣка — тѣла и души. Но кто-же не знаетъ, что тѣло — этотъ чудный, по мысли художника, земной дворецъ, въ которомъ временно пребываетъ небесная гостья душа, часто одерживаетъ верхъ надъ своей жилицей, и мы становимся рабами страстей?! И вотъ, чтобы помочь человѣку вырваться изъ этихъ оковъ и взлетѣть «во области заочны», Церковь предлагаетъ намъ вѣрныя средства: усиленную молитву, постъ и покаяніе. «Дѣти мои возлюбленныя, — какъ-бы такъ взываетъ она, — оглянитесь на себя, посмотрите, вѣдь вы идете не той дорогой. Тина и болото подъ вашими ногами, все ваше вниманіе обращено только на земные интересы, на удовлетвореніе страстей, и вы, незамѣтно для себя уподобились дикому коню, не знающему удержу. Стойте, набросьте на него узду и направьте на путь спасенія»...

Молитва это — пища, это — воздухъ, безъ котораго нормально не можетъ жить ни одно живое существо. Къ сожалѣнію, люди рѣдко прибѣгаютъ къ усиленной молитвѣ, оправдываясь отсутствіемъ настроенія, но вѣрно-ли это? Позволительно спросить, да откуда-же у тебя появится настроеніе, если ты не будешь настойчиво стремиться къ нему? Вѣдь «дитя не плачетъ, мать не разумѣетъ». Необходимо усиліе хотя-бы на первый разъ для того, чтобы заставить себя притти въ храмъ Божій. Не даромъ на дняхъ одна моя духовная дочь, услыхавъ недоумѣнный вопросъ другой моей прихожанки, какъ быть, если нѣтъ молитвеннаго настроенія, кратко, но рѣшительно заявила: «приходите на службу въ нашу церковь». Вспомните, съ какимъ трудомъ давалось намъ, напримѣръ, ученіе, сколько усилій въ дальнѣйшемъ пришлось положить въ рѣшеніи всевозможныхъ задачъ. Точно также нужно поступать и съ молитвой. Даромъ ничего не дается.

А что мнѣ сказать о постѣ? Въ лучшемъ случаѣ у насъ признается постъ въ смыслѣ перемѣны одного рода пищи на другой, но вѣдь это только одна половина, это только постъ тѣлесный. «Діаволъ даже ничего не ѣстъ, — говоритъ св. Василій Великій, — однако не перестаетъ грѣшить». Нѣтъ, помимо поста тѣлеснаго, необходимъ постъ духовный, т. е. вообще воздержаніе отъ всякихъ излишествъ, разрушающихъ и тѣло и душу, а главное — борьба со страстями. Святый Тихонъ Задонскій такъ поучаетъ о постѣ: «да постится умъ твой отъ суетныхъ помышленій, да постится воля твоя отъ злого хотѣнія, да постятся очи твои отъ худого видѣнія, да постятся уши твои отъ скверныхъ пѣсней и шептаній клеветническихъ, да постится языкъ твой отъ клеветы, осужденія, лжи, лести, сквернословія и всякаго празднаго и гнилого слова, да постятся руки твои отъ біенія и хищенія чужого добра, да постятся ноги твои отъ хожденія на злое дѣло». И кромѣ того, необходимо проявить любовь и милость къ ближнему своему. Вотъ христіанскій постъ, какого Богъ требуетъ отъ насъ. Положимъ, что войну съ нашими вредителями мы должны вести всегда, почему и называемся воинами Христолюбивыми, но постъ — это особо исключительное время, назначенное Церковію, когда все окружающее располагаетъ насъ къ молитвѣ и покаянію. Въ самомъ дѣлѣ: рѣдкій заунывный благовѣстъ, темное облаченіе, самый строй службы, когда больше читается чѣмъ поется и часто повторяемая съ земными поклонами молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего», — чье сердце каменное не умягчится, кто останется глухъ и въ концѣ-концовъ не умилится, воздохнувъ изъ глубины души: «Боже, очисти мя грѣшнаго, Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному!..»

Итакъ, «постное время свѣтло начнемъ, къ подвигамъ духовнымъ себе подложивше» — призываетъ насъ святая Церковь (Стихира на Господи возвахъ). Съ чего-же намъ лучше всего начать? Отвѣтъ на этотъ вопросъ даетъ нынѣ прочитанное евангеліе. Если вы будете прощать людямъ согрѣшенія ихъ, то проститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный. А если не будете прощать людямъ согрѣшенія ихъ, то и Отецъ вашъ не проститъ вамъ согрѣшеній вашихъ. Основываясь на этомъ нашъ народъ русскій съ глубокой древности установилъ трогательный святой обычай испрашивать другъ у друга прощеніе предъ наступленіемъ Великаго поста, почему и самое это воскресеніе называется «прощеннымъ».

Послѣдуемъ-же, братіе, этому благочестивому обычаю и съ корнемъ вонъ изъ сердца своего выбросимъ всякую вражду, злобу и ненависть къ ближнему, ибо это есть первое и необходимое условіе получить помилованіе отъ Господа Бога. «И остави намъ долги наша, яко-же и мы, — слышите, — яко-же и мы оставляемъ должникомъ нашимъ». Аминь.

Источникъ: Протоіерей Л. Колчевъ. Поученія на воскресные дни Постной и Цвѣтной Тріоди. // На 1938 годъ Русскій Церковный календарь. — Владимірово: Возстановленная Историческая Церковная Типографія Преподобнаго Іова Почаевскаго, 1938. — С. 6-8. [ос. паг.]

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0