Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

К

Протоіерей Леонидъ Колчевъ († 1944 г.)

Родился 22 сентября 1871 г. въ семьѣ священника. Окончилъ въ 1897 г. Тамбовскую духовную семинарію и былъ рукоположенъ. Во время настоятельства въ Моршанскѣ (съ 1898 г.) много потрудился въ дѣлѣ образованія, постройки школы и учительской семинаріи. 30 августа 1894 года былъ переведенъ въ Императорское имѣніе Ореанда въ Крыму и въ 1905 г. зачисленъ въ штатъ придворнаго духовенства. Окончилъ заочно курсъ Московской духовной академіи (1909). Въ 1918 г. былъ переведенъ въ Ливадію. Эмигрировалъ изъ Россіи. Въ 1920-1924 гг. былъ священникомъ въ Константинополѣ. Нѣкоторое время служилъ въ Парижѣ. Затѣмъ переѣхалъ въ Копенгагенъ, гдѣ до своей смерти былъ настоятелемъ храма святаго благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго и духовникомъ вдовствующей Императрицы Маріи Ѳедоровны (1847-1928). Скончался 7 іюня 1944 г. Погребенъ на кладбищѣ въ Даніи, рядомъ съ могилой своего сына — Аркадія.

Слова и рѣчи

Прот. Леонидъ Колчевъ († 1944 г.)
Поученіе въ недѣлю о мытарѣ и фарисеѣ.

Евангеліе отъ Луки, зач. 89 (XVIII, 10-14).

Приближается время Великаго поста, приближается время, назначенное Церковію для усиленной молитвы и покаянія. И вотъ, чтобы не дѣлать крутыхъ поворотовъ, всегда опасныхъ и часто болѣзненныхъ, Церковь, какъ любящая мать, подготовляетъ чадъ своихъ къ предстоящимъ подвигамъ постепенно въ надеждѣ склонить насъ къ лучшему. Съ нынѣшняго дня начинается рядъ подготовительныхъ недѣль къ Великому посту. Первая изъ нихъ называется недѣлей о мытарѣ и фарисеѣ, потому что на литургіи читается притча о мытарѣ и фарисеѣ. Человѣка два, — сказалъ Христосъ, — вошли въ церковь помолиться: одинъ былъ фарисей, а другой мытарь. По своему духовному настроенію это были люди полной противоположности одинъ другому. И въ церковь-то они пришли по различнымъ причинамъ: одинъ благодарить, другой — просить прощенія. Фарисей сталъ впереди, чтобы его всѣ видѣли и началъ такъ: Боже, благодарю Тебя... Казалось-бы, что въ дальнѣйшемъ онъ будетъ воздавать хвалу Богу за оказанныя, ему благодѣянія, за милости, излитыя на него въ теченіе истекшей недѣли. Увы, ничего подобнаго! Онъ сталъ восхвалять себя самого, величаясь своими достоинствами. Благодарю Тебя за то, что я не таковъ, какъ другіе, всякіе тамъ грабители, обидчики, прелюбодѣи. Указавъ на отсутствіе отрицательныхъ въ себѣ качествъ, онъ дерзаетъ найти и положительныя. Какъ-же, я, — говоритъ, — пощусь два раза въ недѣлю. Законъ предписывалъ поститься только одинъ разъ въ году, а онъ каждую недѣлю да еще дважды. Даю десятую часть всего, что пріобрѣтаю. Опять-таки законъ требовалъ давать на храмъ и служащихъ при немъ десятую часть только отъ плодовъ земли и стада, а онъ — отъ всего, что пріобрѣталъ. Да что жъ это такое, что за безумные глаголы, кто это говоритъ — тварь всевидящему Творцу? откуда такое совершенство, когда даже великіе угодники называли себя грѣшниками, ибо никто не чистъ отъ скверны, хотя-бы одинъ день житія его былъ на землѣ (Іов. 14, 4-5), ибо «нѣсть человѣкъ, иже живъ будетъ, и не согрѣшитъ. Токмо Единъ Богъ безъ грѣха» (Изъ молитвы о усопшихъ)?!

Увлеченный своимъ самовосхваленіемъ, онъ не замѣтилъ, какъ тутъ-же тяжко согрѣшилъ, осудивъ ближняго своего. Благодарю Тебя, что я не таковъ, какъ этотъ презрѣнный мытарь. Не судите, да не судими будете, — говоритъ Господь, — и что ты смотришь на сучекъ, т. е. на малый грѣхъ брата твоего, а бревна, т. е. большого грѣха у себя не видишь (Матѳ. 7, 1-3). Не даромъ нѣкто сказалъ, что каждый человѣкъ носитъ двѣ сумы: въ переднюю онъ собираетъ чужіе грѣхи, а свои бросаетъ въ заднюю...

Совсѣмъ иначе молился мытарь. Ставъ позади, въ сторонку, онъ не смѣлъ даже возвесть очей своихъ горѣ, ибо стыдно было ему. Заглянувъ во внутрь храмины сердца своего, онъ увидалъ тамъ «многое множество» всякой нечистоты грѣховной, пригнувшей его къ землѣ и въ ужасъ пришелъ. Душно ему было и онъ искалъ выходъ. «Покаянія отверзи ми, двери Жизнодавче» — поетъ Церковь, и вотъ эти двери мытаря, очевидно, широко распахнулись. Это есть, такъ сказать, первый этапъ на пути покаянія.

Ударяя себя въ грудь, мытарь этимъ жестомъ показывалъ сокрушенное состояніе своего сердца. «Студными осквернихъ душу грѣхми», — взываетъ Церковь отъ лица грѣшника, — и потому «трепещу страшнаго дне суднаго» Это второй этапъ.

И, наконецъ, не видя въ себѣ никакихъ добродѣтелей, мытарь все упованіе свое возлагаетъ на милосердіе Божіе: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! Такъ и Церковь научаетъ насъ: «но надѣясь на милость благосердія Твоего, яко Давидъ вопію Ти: помилуй мя, Боже, по велицѣй Твоей милости» (Изъ тропарей на всенощной въ недѣлю мытаря и фарисея).

Истинно говорю вамъ, — закончилъ Христосъ, — что сей пошелъ оправданнымъ въ домъ свой болѣе, нежели тотъ.

Такимъ образомъ не всякая молитва, — это одно изъ самыхъ сильнѣйшихъ средствъ, чтобы приблизиться къ Богу, — будетъ услышана, а только смиренная, съ сознаніемъ своей грѣховности, молитва, слезами растворенная. Жертва Богу духъ сокрушенъ: сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (не отвергнетъ) (Псал. 50, 19).

Несомнѣнно, что образъ смиреннаго мытаря намъ гораздо дороже гордаго фарисея. А потому, братіе, мысленно станемъ вмѣстѣ съ нимъ и будемъ взывать: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному. Будемъ взывать въ надеждѣ на милосердіе Божіе, ибо «добродѣтель, соединенная со грѣхомъ, — говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, — опускаетъ человѣка по лѣстницѣ нравственнаго совершенства, а грѣхъ, соединенный со смиреніемъ, возвышаетъ его». Такъ и Христосъ говоритъ: всякій, возвышающій самъ себя, униженъ будетъ, а унижающій себя возвысится (Лук. 18, 14). Аминь.

Источникъ: Придворный Протоіерей Леонидъ Колчевъ. Поученія на воскресные дни Постной и Цвѣтной Тріоди. // На 1938 годъ Русскій Церковный календарь. — Владимірово: Возстановленная Историческая Церковная Типографія Преподобнаго Іова Почаевскаго, 1938. — С. 1-3. [ос. паг.]

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0