Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

К

Архіеп. Кириллъ Богословскій-Платоновъ († 1841 г.)
Слово на день Благовѣщенія Божія Матери, произнесенное въ домовой церкви, 1837 года Марта 25 дня.

Днесь спасенія нашего главизна (Тропарь праздничный).

Святая Церковь, возводя вѣрующихъ къ разумѣнію неисповѣдимаго таинства настоящаго великаго праздника, именуетъ оный спасенія нашего главизною: Днесь спасенія нашего главизна. И какъ приличнѣе пѣснословить торжество, которое есть разсвѣтъ великаго духовнаго Солнца, имѣющаго просвѣтить всю вселенную? Вожделѣннѣйшая, благодатная главизна! Съ нея начинается откровеніе предвѣчнаго Совѣта о искупленіи рода человѣческаго, — истолкованіе перваго письмяни, начертаннаго въ таинственной книгѣ Божественнаго домостроительства. Чтобы не долго коснѣть въ проразумѣніи внутренняго смысла сокровеннаго глагола, запечатлѣвавшагося въ сѣни и гаданіяхъ, въ теченіи ветхозавѣтнаго времяни, я слышу другую празднственную пѣснь похвальную, умныя очи и сердца вѣрующихъ призывающую къ прославленію предвѣчнаго Слова, написаннаго перстомъ Отчимъ въ дѣвственной утробѣ Преблагословенныя: хвалятъ тя и блажатъ концы, привѣтствуетъ нынѣ Церковь безневѣстную Матерь, съ любовію зовущи ей: радуйся свитче, въ немже перстомъ Отчимъ написася Слово, Чистая (Акаѳ. Пѣсн. 7, 4). Вотъ истолкователь таинства, съ коего начинается спасеніе наше!

И какой разумъ дерзнулъ бы приписывать себѣ разрѣшеніе непостижимаго, если бы смиренномудрая Богоотровица не вмѣстила въ себѣ первая чуднаго обѣтованія? Посему-то вѣстникъ тайны предвѣчныя Архангелъ Гавріилъ съ ужасомъ предстоитъ предъ честнѣйшею Херувимъ; и сладкоглаголавые витіи нѣмотствуютъ, недоумѣвая прославить достойно пріемлющую благовѣстіе: какъ же немощный служитель Слова, съ умомъ неозареннымъ, сердцемъ нечистымъ, могъ бы прикоснуться къ раскрытію богоначертанныя скрижали, и изглаголать написанное въ ней, не находя мудраго духовнаго наставника въ самой пренепорочной Матери Бога Слова?

О преисполненая всякія благодати, вмѣстилище небесной премудрости, озаряющая смыслы вѣрныхъ! Подаждь свѣтъ уму моему, умудри языкъ, очисти слухъ, готовый пріять истину для спасенія души своей. Какъ сама ты уразумѣла преестественную тайну, содѣлалась книгою Христовою одушевленною, въ которой изобразилось предвѣчное Слово; такъ и другихъ можешь научить — вѣрою постигать невидимое, находить въ благодарственной пѣсни твоей живое свидѣтельство о воплотившемся отъ тебя чудно Сынѣ Божіемъ.

Что же знаменуетъ похвала, въ коей Пресвятая Дѣва именуется свиткомъ, въ коемъ Слово перстомъ Отчимъ написано? Какъ первыя истины Вѣры, начертанныя, по повелѣнію Божію, въ священномъ книжномъ свиткѣ, сохранили всѣ обѣтованія о ниспосланіи въ міръ Сына Божія неизгладимыми и неповрежденными, до того времени, какъ наступила кончина лѣта: такъ Пресвятая Дѣва, соблюдая во глубинѣ сердца своего тайну благовѣщенія, сокровенную отъ вѣкъ и родовъ, неприступную и Ангельскому уму тайну строительства спасенія человѣковъ, по достоинству величается свиткомъ, въ немже написано Слово. На вещественной хартіи пишется тростію слово, выражающее внутреннее помышленіе души человѣческой: во утробѣ преблагословенныя начерталось Духомъ Святымъ Слово, искони сущее у Бога, Премудрость Отчая, воззвавшая изъ ничего видимый и невидимый міръ, устроившая небо и землю. Чрезъ напечатлѣніе на вещественной хартіи письмянемъ, постигнутая разумомъ истина становится ясною для общаго разумѣнія, а Глаголавшій древле отцемъ во Пророцѣхъ, въ сѣни и гаданіяхъ, когда восхотѣлъ напослѣдокъ дній глаголать міру въ Сынѣ, благоволилъ родиться Ему отъ безневѣстныя Дѣвы, подобно тому, какъ раждается слово человѣческое отъ ума, для обнаруженія внутреннихъ помышленій. Вещественная хартія, содержа въ себѣ отпечатокъ мыслящей силы разумной души, служитъ свидѣтельствомъ грядущимъ вѣкамъ о совершенствѣ умственномъ и нравственномъ своего мыслителя; а внутреннее выраженіе благодарныхъ чувствованій, излившихся изъ глубины души Пренепорочныя, запечатлѣнныхъ въ письмяни и не престанно Церковію повторяемыхъ, пребудетъ въ роды родовъ неумолкнымъ свидѣтелемъ о живой вѣрѣ, упованіи и любви, коими одушевляясь, воспѣла Богоизбранная: величитъ душа моя Господа, и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасѣ моемъ.

Кто углубляется въ разумѣніе высокой истины, проповѣдуемой Пренепорочною въ пѣснопѣніи ея: для того становится все то удобопонятно, что можно объять вѣрою о великомъ таинствѣ. Благодатная, исповѣдуя Господа Богомъ спасителемъ своимъ, переносится духомъ къ предсказаніямъ о Немъ древнихъ Пророковъ, созерцаетъ данныя имъ откровенія о грядущемъ Избавителѣ исполняющимися на самомъ дѣлѣ, прославляетъ разрѣшенія всѣхъ сокровенныхъ обѣтованій, видѣній и прообразованій, бывшихъ къ отцемъ — Аврааму, и сѣмяни его до вѣка. Внемлите благоговѣйно воспѣвающей величіе Божіе, по внушенію Святаго Духа, яко первой въ новой благодати Пророчицѣ. Какъ свѣтло для умныхъ очей ея райское благовѣстіе о сотреніи главы змія сѣмянемъ жены, имѣющей истребить клятву, возстановить падшее! Какъ близко и осязательно обѣтованіе благословенія всѣхъ племенъ земныхъ въ отцѣ вѣрующихъ! Какъ удобовразумительна лѣствица Іаковля, соединяющая въ себѣ божество съ человѣчествомъ, небо съ землею! Какъ приступна Моисеева несгарающая купина, вмѣщающая въ себѣ огнь божества, зачинающая во чревѣ, и остающаяся нетлѣнною! Какъ чудодѣйственно руно Гедеоново, неорошенное, и воду истощающее! Какъ блаженна Дѣва, содѣлывающаяся Матерію Сына, Коего имя Эммануилъ, — Съ нами Богъ! Какъ животворенъ камень, отъ горы несѣкомой отторженный, и всю землю собою, своимъ ученіемъ и чудесами наполнившій! Какъ вѣренъ въ милостяхъ къ падшему человѣку Отецъ щедротъ, посылающій въ міръ великаго совѣта Ангела, утѣшающаго Израиля, и просвѣщающаго языки! Такъ Пресвятая Дѣва свидѣтельствуетъ въ лицѣ своемъ о исполненіи пророчествъ и прообразованій о Словѣ Отчемъ. И кто бы усумнился въ истинѣ ея свидѣтельства? Имѣющій свидѣтелемъ истины посольства своего Отца небеснаго обрѣтаетъ живое свидѣтельство въ Матери своей по плоти, исповѣдующей Духомъ Святымъ обѣтованнаго ей Сына Богомъ и Спасителемъ своимъ. Смущеніе ея при самомъ началѣ Архангельскаго благовѣстія показываетъ не столько сомнѣніе въ исполненіи непостижимаго обѣтованія, сколько смиреніе, свойственное цѣломудрію, не дерзающее само усвоять себѣ силу побѣждать законы естества, и предоставляющее дѣйствовать Всесильному въ человѣческой немощи. Посему когда вѣстникъ небесный разсѣялъ недоумѣніе, Благословенная не коснитъ болѣе въ испытаніи тайны благочестія, а отдаетъ всецѣло сердце свое Господу, оживотворяясь вѣрою и упованіемъ на всемогущество, воспламеняется любовію къ Богу, и уготовляетъ въ себѣ мѣсто для напечатлѣнія предвѣчнаго Слова перстомъ Отчимъ, — Духомъ Святымъ. Кто не воззоветъ съ матерію Предтечи: блаженна вѣровавшая, яко будетъ совершеніе глаголаннымъ ей отъ Господа (Лук. 1, 45)! Кто не убѣдится, что тайна воплощенія Бога Слова, неудобопонятная для умовъ кичливыхъ и надменныхъ естественною мудростію, свѣтла и сладка для сердецъ благопокорныхъ!

Не ясный ли примѣръ подаетъ намъ въ семъ Пресвятая Дѣва, не токмо сама объявшая въ полнотѣ умомъ своимъ и сердцемъ великое таинство Вѣры, но засвидѣтельствовавшая истину исповѣданія своего постояннымъ соблюденіемъ заповѣдей возлюбленнаго Сына своего? Прославленная отъ Ангеловъ и человѣковъ, возвеличенная паче всѣхъ земнородныхъ, не себя славитъ, а величаетъ единаго Господа; обрадованная радостію пренебесною полагаетъ все утѣшеніе свое въ Богѣ Спасителѣ своемъ; Матерь Божія почитаетъ себя рабою, терпитъ нищету, поражается оружіемъ скорби, при крестной смерти Божественнаго Сына. Какое побужденіе для насъ грѣшныхъ возлюбить духовную нищету, сокрушаться о грѣхахъ, не быть ропотными въ посѣщающихъ насъ за беззаконія наша скорбяхъ? Ублажаемая отъ всѣхъ родовъ земныхъ была посвящена съ юныхъ лѣтъ Господу; а принявъ отъ Архангела великое благовѣстіе, хранила оное въ молчаніи, слагая всѣ Божественные глаголы во глубинѣ смиренныя души: какое святое и неумолкное поученіе жизни по духу Христову, какъ въ юныхъ дняхъ, такъ въ цѣломудренномъ ея дѣвствѣ и смиренномъ уничиженіи Богоматери!

Да мудрствуется и въ васъ, чада Вѣры, истина и жизнь Прославляемыя вами, по всему совершавшія теченіе свое подобно Господу своему: Иже во образѣ Божіи сый, смирилъ себе до смерти крестныя (Флп. 2, 5); Іисусъ да будетъ предметомъ вашихъ желаній, помышленій и радости, еже хотѣти, и еже дѣяти по своему благоволенію (Флп. 2, 13): и вы содѣлаетесь, по слову Апостола, посланіемъ Христовымъ, или книгою, писанною не черниломъ, но Духомъ Бога живаго, не на скрижалѣхъ каменныхъ, а на скрижалѣхъ сердца плотяныхъ (2 Кор. 3, 3); явитесь богоносными, подобно единому изъ святыхъ, на сердцѣ коего вещественными буквами начертано было имя: Іисусъ. Не забывайте никогда, что какъ трость скорописца, или рѣзецъ художника, легко и ясно напечатлѣваетъ изображенія свои токмо на мягкомъ веществѣ: такъ и тайна спасенія начертывается на сердцахъ не ожесточенныхъ, не хладныхъ, одебелѣвшихъ, пристрастныхъ къ міру, а кроткихъ, любовію горящихъ, безусловно преданныхъ волѣ Господней.

Если бы, къ прискорбію Церкви, настоящее торжество ея омрачалось присутствіемъ душъ, чуждыхъ страха Божія и благочестія: то къ кому болѣе, какъ не къ тебѣ прибѣгнуть должно, Преблагословенная, пріявшая боголѣпно Слово, перстомъ Отчимъ написанное? Ты сильна отъять отъ насъ сердце каменное, ветхое, и дать кроткое, новое; напечатлѣй убо въ насъ, во глубинѣ души нашей, законъ Сына и Бога твоего и нашего; соедини съ Нимъ во вѣки; сподоби насъ быти написанными въ книгѣ животной. Аминь.

Источникъ: Слово на день Благовѣщенія Божія Матери, произнесенное преосвященнымъ Кирилломъ, архіепископомъ Подольскимъ и Брацлавскимъ въ домовой церкви, 1837 года Марта 25 дня. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Ильи Глазунова и К°. — 1841 г. — Часть I. — С. 431-440.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0