Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

К

Кипріанъ (Соловьевъ), еп. Семипалатинскій († 1937 г.)
II. Слова и поученія на праздники Богородичные.

Успеніе Божіей Матери. Почему страшна намъ смерть?

О дивное чудо: Источникъ жизни во гробѣ полагается, и лѣствица къ небеси гробъ бываетъ.

Какъ чиста, безпорочна, братіе, была жизнь земная Пречистой Богоматери, такъ тиха и свята воспоминаемая нынѣ Ея кончина. Когда жилъ на землѣ Господь Іисусъ Христосъ, Она жила Его жизнью, много видѣла радости и еще больше скорби, предавалась со смиреніемъ волѣ Божіей. Послѣ вознесенія на небо Сына Божія, Она всю привязанность и помыслы перенесла какъ бы на небо, проводя время въ молитвѣ и въ ожиданіи вожделѣнной минуты смерти; соединяющея Ее — Живота Матерь съ Ея возлюбленнымъ Сыномъ. Она чужда была какъ бы всѣхъ заботъ и треволненій жизни. И воть нынѣ Она — источникъ жизни — во гробѣ полагается, — переходитъ въ эту небесную жизнь, и гробъ служитъ для Нея лѣствицею къ небеси. Блаженна Ея мирная кончина! Апостолы погребаютъ Ея тѣло, а пречистая Ея душа, возносится горѣ, окруженная Ангелами. Не плачъ, не вопль и скорби вызываются Ея преставленіемъ, а молитвенное благоговѣніе. Живота Матерь переходитъ къ вѣчной жизни, гробъ и умерщвленіе не удержаста, здѣсь нѣтъ смерти, а временное успеніе, нѣтъ печали, такъ какъ отъ гроба вѣетъ жизнью и вѣчною радостью. Но почему же эта вожделѣнная для Богоматери смерть и смерти образъ вызываетъ у насъ страхъ и содроганіе? Почему мы плачемъ, когда провожаемъ на мѣсто упокоенія нашихъ близкихъ и сами боимся смерти, когда она должна быть и для насъ лѣствицей къ небеси? Гдѣ причина всего этого? Главная причина этого заключается въ томъ, что мы удалились и не любимъ своего Спасителя. Если кто любитъ кого, всей душой стремится къ любимому, съ нетерпѣніемъ ждетъ часъ свиданія. Такъ Матерь Божія ждетъ Своего успенія; св. Апостолъ Іоаннъ Богословъ съ нетерпѣніемъ ждетъ смерти, приводящей его къ возлюбленному Учителю, и Апостолъ Павелъ говоритъ: Мнѣ и жить Христосъ и умереть пріобрѣтеніе (Флп. 1, 21-23). Св. мученики и подвижники тоже не знали боязни смерти, смотрѣли на нее, какъ на тихую пристань и переходъ къ другой жизни. Наша же любовь ко Христу слаба. Это обнаруживается и въ томъ, что мы не исполняемъ заповѣдей Христовыхъ: не ищемъ мы общенія со Христомъ, далеки мы Ему, потому и страшна намъ смерть: она не соединитъ насъ со Христомъ, если мы не приблизимся къ Нему въ земной жизни. Почему же мы не любимъ Христа? Потому что мы любимъ другое, привязаны къ земной жизни, къ ея благамъ. Мы большею частью смотримъ на жизнь, какъ на совокупность лишь земныхъ удовольствій и наслажденій, а не какъ на средство получить и приготовиться къ другой вѣчной жизни. Сердце привязано къ землѣ и земнымъ благамъ, но такъ какъ эти блага не прочны, то у насъ часто является безмѣрная скорбь и разочарованія при неудачахъ и лишеніяхъ. Такъ, родители безутѣшно скорбятъ о потерѣ дѣтей, впадаютъ въ отчаяніе, особенно, если дитя у нихъ единственное, — не сказывается ли здѣсь иногда только одна физическая любовь къ своей плоти, не забывается ли живая душа дѣтей и другая загробная жизнь? Живемъ ли, для Господа живемъ, говоритъ Апостолъ, умираемъ ли, для Господа умираемъ (Рим. 14, 8). Про одну мать христіанку разсказывали, что она торопилась на мученіе за Христа и взяла съ собою ребенка. На вопросъ: «зачѣмъ ты берешь сына»? она сказала: «хочу, чтобы и онъ пошелъ ко Христу». Не кажется ли намъ, при нашемъ маловѣріи подобный поступокъ несбыточнымъ? Не попускаетъ ли намъ скорбь Господь за излишнюю привязанность къ дѣтямъ, отнимая ихъ не напоминаеть ли о томъ, чтобы и старшіе взоромъ устремлялись вслѣдъ за умершими? Такъ добрый пастухъ, когда овцы упрямятся и не идутъ на хорошій кормъ въ хлѣвѣ, бережно беретъ ягненка и вноситъ его въ хлѣвъ и за нимъ входять и овцы. Сколько скорбей, разочарованій постигаетъ человѣка въ его привязанностяхъ, погонѣ за благами житейскими! сколько силъ и здоровья отдается имъ, а въ результатѣ часто пустота и уныніе. А вѣдь кромѣ этой земной жизни есть еще другая, кромѣ этихъ призрачныхъ удовольствій есть еще другія неизреченныя: ихъ же око не видѣ и ухо не слыша и на сердце человѣка не взыдоша, яже уготовалъ Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9). Господь за всякое вольное ограниченіе себя, за лишенія даетъ духовныя радости. Братіе, Господь призываетъ къ Себѣ во всякое время, — умираютъ младенцы, юноши, взрослые и старцы — и насъ Онъ можетъ позвать къ Себѣ, требуя отчета. Честный довѣренный правитель не боится ревизіи, ученикъ приготовившійся къ экзамену не боится его — и намъ не будетъ страшна смерть, если мы приготовимся къ переходу въ другую жизнь. Бояться слѣдуетъ не смерти, а грѣховъ ведущихъ къ смерти (Рим. 6, 28). И лѣствица къ небеси гробъ бываетъ — и для тебя, христіанинъ, смерть будетъ желанной гостьей, лѣствицей къ небеси, временнымъ успеніемъ, если ты вѣрно послужишь Христу на землѣ, если ты всѣмъ сердцемъ послѣдуешь за Нимъ и больше всего возлюбишь Его. Живота Матерь, по успеніи насъ не оставляющая, да поможетъ намъ странникамъ честно жить и тихо умереть. Аминь.

Источникъ: «Свѣтъ міру». Сборникъ поученій протоіерея Александра Соловьева. Часть II. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры, 1913. — С. 34-36.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0