Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ (Полянскій) († 1903 г.)
Святая Пятидесятница.

Поученіе XXVIII.
Въ недѣлю о разслабленномъ, на утрени.

Христосъ воскресе!

«Душу мою, Господи, во грѣсѣхъ всяческихъ и безмѣстными дѣяньми лютѣ разслаблену, воздвигни Божественнымъ Твоимъ предстательствомъ, якоже и разслабленнаго воздвиглъ еси древле, да зову Ти спасаемь: Слава, Христе, державѣ Твоей!» (Кондакъ).

Такую молитву св. Церковь предлагаетъ намъ нынѣ, для размышленія и назиданія нашего! Она коротка, но глубока по своему содержанію.

Стоитъ предъ лицемъ Господа грѣшникъ; покаянныя слезы у него льются неудержимо; онъ сознаетъ себя лютѣ разслабленнымъ отъ грѣховъ и безмѣстныхъ — неподобныхъ дѣяній; и пламенно молится, чтобы Самъ Господь воздвигъ его, какъ нѣкогда разслабленнаго, ибо самъ онъ не можетъ сдѣлать этого. Вотъ содержаніе сей весьма важной молитвы! Кто сознаетъ себя крайне разслабленнымъ грѣховною жизнію и беззаконными дѣяніями, тотъ не можетъ не обратить своего вниманія на сію молитву, если желаетъ себѣ спасенія.

Здѣсь, конечно, разумѣется разслабленіе не тѣлесное, а душевное. Но знаемъ ли мы, что такое разслабленіе душевное?

Извѣстно, что разслабленный тѣломъ имѣетъ всѣ члены свои безсильными: ни руки поднять, ни ногой ступить, ни головы повернуть, ни тѣломъ движенія сдѣлать онъ не можетъ. Это живой гробъ, въ которомъ лежитъ душа. Точно такъ же и разслабленный душею всѣ силы и способности свои имѣетъ обезсиленными: вся душа его въ уныніи, умъ въ неразуміи, воля въ нерадѣніи, сердце въ скверныхъ, лукавыхъ и хульныхъ помыслахъ. Это — живой мертвецъ для Бога, благодати Божіей и жизни блаженной. Положеніе ужасное! Положеніе такое, изъ котораго никакъ нельзя выйти самому по себѣ. Гдѣ же взять силъ, чтобы выйти изъ этого положенія? При помощи благодати Божіей, сила сія заключается въ одушевленной ревности о богоугожденіи. Купецъ, воинъ, судія, ученый проходятъ службу многозаботливую и многотрудную. Чѣмъ они поддерживаютъ себя въ трудахъ своихъ? Воодушевленіемъ и любовію къ своему дѣлу. Не инымъ чѣмъ можно поддерживать себя и на пути благочестія. А безъ сего мы будемъ находить въ служеніи Богу одну томность, тяготу, скуку, вялость. И тихоходъ идетъ, но съ болѣзнію, тогда какъ для быстрой серны или проворной бѣлки движеніе и переходъ составляютъ удовольствіе. Ревностное и живое богоугожденіе есть отрадное, окрыляющее духъ шествіе къ Богу. Безъ ревности и одушевленія въ благочестіи можно испортить все дѣло богоугожденія. Въ богоугожденіи надо все дѣлать во славу Божію, наперекоръ живущему въ насъ грѣху; а безъ сего мы будемъ все исполнять только по привычкѣ, по требованію приличія, потому что такъ издавна дѣлалось и такъ дѣлаютъ другіе. Надо дѣлать все; а въ противномъ случаѣ мы иное сдѣлаемъ, а иное нѣтъ, и притомъ безъ всякаго сокрушенія и даже памяти о проступкахъ. Надо все дѣлать со вниманіемъ и осмотрительностію, какъ «главное дѣло»; а иначе мы будемъ дѣлать, какъ попало.

Итакъ, теперь ясно, что безъ одушевленія и ревности христіанинъ — плохой христіанинъ, — вялый, разслабленный, безжизненный, ни тепелъ, ни холоденъ, — и жизнь такая — не жизнь. Эта жизнь, по выраженію слова Божія, «обуморенная», никуда негодная.

Зная сіе, возлюбленные, позаботимся явить себя истинными ревнителями добрыхъ дѣлъ, чтобы быть истинно угодными Богу, не имѣя скверны, или порока, или нѣчто отъ таковыхъ.

Но да не подумаетъ кто-нибудь изъ насъ, что все это мы можемъ сдѣлать сами по себѣ. Нѣтъ, возлюбленные, сами собой мы ничего хорошаго не можемъ сдѣлать въ дѣлѣ благочестія и богоугожденія. Самъ Спаситель предупредилъ насъ въ этомъ, когда сказалъ: «безъ Мене не можете творити ничесоже». Потому-то св. Церковь и влагаетъ нынѣ въ уста наши эту трогательную молитву: «Душу мою, Господи, во грѣсѣхъ всяческихъ и безмѣстными дѣяньми лютѣ разслаблену, воздвигни Божественнымъ Твоимъ предстательствомъ, якоже разслабленнаго воздвиглъ еси древле, да зову Ти спасаемь: Слава, Христе, державѣ Твоей». Аминь.

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 277-279.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0