Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе XXXI.
Въ среду шестой седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Не уклони сердце мое въ словеса лукавствія, непщевати вины о грѣсѣхъ.

Весьма трогательно и въ высшей степени умилительно святая Церковь, въ продолженіе Великаго поста, на преждеосвященныхъ литургіяхъ, поетъ, при открытыхъ царскихъ вратахъ, стихи 140 псалма: Да исправится молитва моя.... Господи, воззвахъ къ Тебѣ, услыши мя... Положи, Господи, храненіе устамъ моимъ... и Не уклони сердце мое въ словеса лукавствія... Въ первомъ стихѣ содержится молитва о самой молитвѣ нашей, чтобы она всегда была исправна; во второмъ — чтобы Господь услышалъ наши молитвы; въ третьемъ — чтобы положилъ храненіе устамъ нашимъ, да не согрѣшаемъ языкомъ нашимъ, разсѣивающимъ все наше внутреннее добро; въ четвертомъ — чтобы не уклонялъ сердца наши въ словеса лукавствія, непщевати вины о грѣсѣхъ нашихъ. И на это-то послѣднее нужно намъ обратить особенное вниманіе.

Горе намъ, если у насъ неисправна молитва, и мы молимся лѣниво или совсѣмъ не молимся: въ такомъ случаѣ мы мертвы душою; еще большее намъ горе, когда Господь не услышитъ нашей молитвы, и когда злорѣчивый языкъ нашъ опустошаетъ всѣ сокровища души нашей: въ такомъ случаѣ мы погибшіе люди. Но — верхъ нашего несчастія, когда лукавствомъ своимъ, безсовѣстно и нагло извиняемъ грѣхи свои и преступленія предъ своею совѣстію, предъ людьми и предъ Самимъ Богомъ: въ такомъ случаѣ мы достойны всѣхъ мукъ ада.

А бываетъ самолюбіе человѣческое до того безстыдное, что дерзаетъ являться съ самооправданіемъ предъ самое Лице Божіе, побуждаетъ лгать и лицемѣрить при самомъ таинствѣ покаянія, къ которому приступаемъ для очищенія грѣховъ своихъ, для оправданія и примиренія съ Богомъ. Истинная исповѣдь есть полная и чистосердечная, а самолюбіе и ложный стыдъ побуждаетъ насъ или скрывать грѣхи, или исповѣдать ихъ, такъ сказать, вполовину, представлять ихъ въ такомъ видѣ, въ какомъ они кажутся наиболѣе извинительными, скрывать побужденія ко грѣху, которыя иногда преступнѣе самаго дѣла грѣховнаго. Что же пользы отъ такой исповѣди? Мы исповѣдуемъ грѣхъ, но не являемъ грѣшника, не показываемъ той степени болѣзни, того опустошенія, какое грѣхъ произведъ въ душѣ нашей; и потому отходимъ неисцѣленными и неоправданными, даже вдвое грѣшными. Нѣтъ, открывая предъ Богомъ грѣхъ свой, открой и то, какъ долго Ангелъ-Хранитель твой удерживалъ тебя отъ поползновенія ко грѣху, какъ совѣсть твоя боролась противъ преодолѣвавшей тебя похоти, какъ врожденная стыдливость удерживала тебя отъ преступнаго дѣла; но ты пренебрегъ всѣмъ этимъ, попустилъ самъ произвольно овладѣть тобою похоти и сдѣлалъ себя совершенно безотвѣтнымъ предъ Богомъ. Исповѣдуя грѣхъ, не скрывай и того, что онъ повторился уже неоднократно, что ты свыкся съ нимъ и полюбилъ его, что онъ овладѣлъ твоею душею и сердцемъ, что для исцѣленія твоего нужно сильное врачевство, строгое испытаніе, усиленные подвиги покаянія. Показывая язвы совѣсти, открой духовному врачу твоему и то, въ какой степени онѣ безпокоятъ тебя. — Такъ ли жгучи раны твои, что не даютъ покоя душѣ твоей, что нѣтъ мира въ костѣхъ твоихъ отъ лица грѣхъ твоихъ; или, напротивъ, онѣ мало тревожатъ твою заглохшую совѣсть, ты можешь спокойно почивать на ложѣ своемъ, не страшась быть похищеннымъ смертію и представленнымъ на судъ Божій! Истинное покаяніе есть покаяніе сокрушенное и смиренное.

Если вы, мои возлюбленные, въ текущемъ посту такъ сокрушенно и смиренно покаялись, такъ полно и чистосердечно исповѣдались, то вы блаженны: покаяніе ваше невозвратно, и совѣсть ваша должна быть чиста и спокойна. Но вотъ наша бѣда, о которой мы должны твердо знать и всегда помнить. Самолюбіе и самооправданіе наше часто погашаетъ въ насъ духъ умиленія и сокрушенія сердечнаго. Оно шепчетъ намъ, что мы не такъ еще грѣшны, чтобы страшиться неминуемой погибели, что есть много грѣшнѣе насъ, что есть много причинъ, извиняющихъ насъ, что мы были завлечены въ грѣхъ другими. И вотъ мы спокойно говоримъ о грѣхахъ своихъ, какъ бы это были не наши грѣхи, или — какъ бы они вовсе не были грѣхами. Нѣтъ, приходя къ покаянію, стань предъ Лицемъ Божіимъ одинъ, какъ станешь предъ Нимъ по смерти, въ виду геенны и огня вѣчнаго. Вспомни о законѣ Божіемъ, который ты попралъ, — о величіи Божіемъ, которое оскорбилъ и уничтожилъ, — о любви Божіей, которую преогорчилъ, — о пролитой за тебя Крови Христовой, которой поругался, — о правосудіи Божіемъ, которое можетъ тотчасъ истребить тебя съ лица земли, — о гееннѣ огненной, которая готова уже поглотить тебя. Предстоя престолу Божію, устрашись принимать на себя санъ діавола, чтобы обвинять другихъ, или увлекшихъ тебя ко грѣху, или раздѣлявшихъ съ тобою грѣховныя наслажденія, которые, быть можетъ, давно уже покаялись и помилованы Богомъ. Никто не могъ принудить тебя ко грѣху, кромѣ твоей злой воли; никто и не виновенъ въ грѣхахъ твоихъ, кромѣ тебя. Истинно покаяться — значитъ отстать отъ грѣха, положить непреложное намѣреніе всѣми силами противиться грѣху. Вотъ истинное покаяніе! Но желаніе оправдаться во грѣхѣ не явно ли свидѣтельствуетъ, что мы любимъ его, не желаемъ оставить его, исповѣдуемся для того только, чтобы похитить прощеніе и опять предаться грѣху съ большимъ дерзновеніемъ и безпечностію. Что же будетъ такое покаяніе, какъ не новый тягчайшій грѣхъ, — поруганіе святѣйшаго таинства, тягчайшее оскорбленіе Духа Святаго? Кто такъ исповѣдался, тому необходимо снова говѣть, каяться и исповѣдаться, чтобы загладить свое ужасное преступленіе.

Таковы ужасные плоды самооправданія и лживыхъ извиненій во грѣхѣ. Оно обращаетъ ихъ въ неисцѣльную язву души нашей, оно дѣлаетъ насъ гнилыми и зловредными членами въ тѣлѣ Церкви Христовой, оно отнимаетъ всю спасительную силу у нашего покаянія и дѣлаетъ насъ нераскаянными, подобно духамъ нечистымъ. Господи Боже мой, не уклони сердце мое въ словеса лукавствія непщевати вины о грѣсѣхъ! Аминь.

(Изъ сочиненія Димитрія, арх. Херсонскаго).

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 147-151.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0