Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе XXV.
Въ среду четвертой седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Иже въ шестый день же и часъ на крестѣ пригвождей въ раи дерзновенный Адамовъ грѣхъ, и согрѣшеній нашихъ рукописаніе раздери, Христе Боже, и спаси насъ!

Умилительно св. Церковь, чрезъ весь постъ, поетъ сію трогательную молитву и тѣмъ заставляетъ насъ усердно молиться ею.

Что въ этой молитвѣ содержится и что ею испрашивается? Испрашивается величайшая милость, а именно: чтобы распятый на крестѣ Господь раздралъ и уничтожилъ рукописаніе и нашихъ грѣховъ такъ же, какъ пригвоздилъ Онъ ко Кресту и уничтожилъ преступленіе въ раю нашего прародителя.

Раздери рукописаніе согрѣшеній нашихъ — выраженіе сіе взято у св. Апостола Павла (Кол. 2, 14), который употребилъ его въ томъ значеніи, что каждый грѣхъ нашъ предъ Богомъ подобенъ долгу, на который есть долговая собственноручная расписка должника. Доколѣ существуетъ такая расписка, дотолѣ должникъ, какъ извѣстно, отвѣтственъ по закону, и долгъ его подлежитъ къ непремѣнному взысканію съ него; а когда запись его уничтожается, то и отвѣтственность съ него снимается. Вотъ этого-то уничтоженія испрашиваемъ мы въ молитвѣ, нами разсматриваемой. Раздери рукописаніе согрѣшеній нашихъ, Христе Боже, и спаси насъ! То-есть, говоря просто, прости и оставь намъ грѣхи наши, да будемъ свободны отъ всякаго отвѣта за нихъ предъ судомъ правды Твоея! Видите теперь, какъ велико прошеніе наше! Если для насъ важно, когда кто проститъ намъ долгъ денежный, особенно когда мы не можемъ уплатить его, то тѣмъ болѣе важно, чтобы отпущены были намъ всѣ грѣхи наши, изъ коихъ ни за одинъ и ничѣмъ мы не въ состояніи уплатить правдѣ Божіей.

И Господь премилосердый всегда готовъ оказать намъ эту величайшую милость. Для этого самаго Онъ и взошелъ на Крестъ, и претерпѣлъ за насъ смерть, чтобы изгладить всѣ наши грѣхи и избавить насъ отъ всякаго отвѣта за нихъ. Поэтому Онъ еще въ Ветхомъ Завѣтѣ, устами пророка, не только позволилъ обращаться къ Нему съ прошеніемъ о семъ, но, можно сказать, призывалъ къ Себѣ всѣхъ и каждаго, даже требовалъ этого настоятельно. Пріидите, говоритъ Онъ, и истяжемся, т.-е. сочтемся въ долгахъ, и аще будутъ грѣси ваши яко багряное, яко снѣгъ убѣлю, и аще будутъ яко червленое, яко волну убѣлю (Ис. 1, 18).

Послѣ сего, нѣтъ причины сомнѣваться: смѣло приступай ко Кресту Христову; съ дерзновеніемъ приноси всѣ рукописанія грѣховъ твоихъ. Какъ бы они ни были велики и разнообразны, все будетъ уплачено и прощено, все заглажено и уничтожено. Ибо Кровь Сына Божія, за насъ умершаго, имѣетъ предъ очами Божіими цѣну безпредѣльную. Въ ней такая сила, что она можетъ очистить отъ всякаго грѣха. Итакъ, не отчаивайся и не унывай, грѣшникъ! Хотя бы ты грѣхами своими превзошелъ всѣхъ грѣшниковъ, какъ скоро станешь подъ Крестъ Христовъ, оросишься въ духѣ вѣры Кровію Спасителя, — то ты безопасенъ и помилованъ, и не только помилованъ, но и будешь награжденъ, яко невинный и зло пострадавшій.

Но, мои возлюбленные, такая милость преподается со Креста Христова не безусловно; иначе злоупотребленію ею не было бы конца: грѣшникъ могъ то и дѣлать, что ежедневно грѣшить и получать прощеніе. Такимъ образомъ, самое милосердіе Спасителя служило бы не во спасеніе ему, а въ пагубу, располагая его къ безчувствію въ грѣхахъ и къ продолженію жизни беззаконной. Посему Спаситель нашъ готовъ принять грѣшниковъ, готовъ всякому даровать не только миръ и прощеніе, но и новую жизнь и освященіе благодатію Святаго Духа: только отъ всѣхъ и каждаго изъ прощаемыхъ Онъ требуетъ исполненія нѣкоторыхъ условій. Какія это условія? Самыя необходимыя и нужныя — не столько для Него, а для насъ же самихъ; потому что безъ исполненія ихъ, самое прощеніе, намъ даруемое, не поможетъ. А именно: Онъ требуетъ, чтобы, сложивъ у Креста Его бремя грѣховъ нашихъ, мы не возвращались болѣе за ними, не впадали въ тѣ же или новые грѣхи, а старались провождать жизнь свою уже въ чистотѣ и правдѣ. Безъ сего нѣтъ ни прощенія, ни помилованія. Ибо къ чему бы послужило то и другое, если бы мы, прощенные, намѣрены были опять предаваться грѣху? Къ чему лѣчить рану, которую ты нанесъ себѣ безумно, если ты же, на другой день по исцѣленіи, намѣренъ нанести себѣ ту же рану снова?

Теперь понятно, кто можетъ, вмѣстѣ съ Церковію, достойно произносить молитву, нами разсматриваемую. Ее можетъ произносить каждый грѣшникъ, ибо она сложена, очевидно, не для праведниковъ, а для грѣшниковъ: но какой грѣшникъ можетъ произносить ее? Вѣрующій въ Господа Іисуса Христа и въ силу Креста Его — воистину, раскаивающійся въ грѣхахъ своихъ — воистину; имѣющій твердое намѣреніе, получивъ прощеніе, вести себя далѣе не такъ, какъ жилъ прежде — во грѣхахъ и нечистотѣ, а въ страхѣ Божіемъ, въ повиновеніи своей совѣсти и закону Господню, стараясь не только не повторять прежнихъ беззаконій и неправдъ, но и заглаждать ихъ, сколько возможно, дѣлами вѣры и любви христіанской. Такому просителю не будетъ отказано: къ такому Самъ Господь простираетъ со Креста руки, ибо восшелъ на него не за праведныхъ, а за грѣшныхъ. Аминь.

(Изъ слова Иннокентія Херсонскаго).

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 123-126.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0