Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе XXIV.
Въ третью недѣлю Великаго поста.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возьметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).

Три седьмицы мы уже подвизаемся на поприщѣ Великаго поста. Много ли, мало ли сдѣлали за это время для своего спасенія, — это знаетъ всякій про себя. Но сколько бы ни сдѣлали, св. Церковь, среди поста, поставляетъ предъ очами нашими животворящій Крестъ Христовъ. Для чего? Для того, чтобы, поклоняясь Кресту Христову, у подножія его мы получили и отраду въ своихъ подвигахъ, и подкрѣпленіе продолжать ихъ. Въ чемъ состоитъ сія отрада Креста, и въ чемъ — подкрѣпленіе отъ него? Отрада — въ томъ, что Крестъ ведетъ ко спасенію и славѣ, а подкрѣпленіе — въ томъ, что онъ необходимъ для насъ. Начальникъ нашей вѣры и Совершитель спасенія, Господь Іисусъ Христосъ, во всю Свою земную жизнь, отъ начала ея и до конца, несъ на Себѣ необъятно великій — всемірный Крестъ, несъ до тѣхъ поръ, пока былъ, наконецъ, распятъ на немъ; и такимъ образомъ и Самъ вошелъ, даже по человѣчеству Своему, въ ту славу Свою, которую имѣлъ отъ вѣчности, и совершилъ спасеніе всего рода человѣческаго. Такъ проложилъ Искупитель нашъ предъ нами единственный путь къ славѣ вѣчной и указалъ намъ самый вѣрный путь ко спасенію нашему. Потому и заповѣдалъ всѣмъ послѣдователямъ Своимъ: Образъ дахъ вамъ, да якоже Азъ сотворихъ, и вы творите. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возьметъ крестъ Свой и по Мнѣ грядетъ.

Посему за Господомъ-крестоносцемъ, никому нельзя идти безъ креста; всѣ идущіе за Нимъ, вѣрующіе въ Него, непремѣнно должны идти со крестомъ. Крестъ такъ сращенъ съ христіаниномъ, что гдѣ христіанинъ, тамъ и крестъ, а гдѣ нѣтъ креста, тамъ нѣтъ и христіанина. Всесторонняя льготность и жизнь въ утѣхахъ — не къ лицу истинному христіанину.

Что жъ такое этотъ крестъ, и почему онъ необходимъ намъ — христіанамъ? Крестъ сей составляютъ всякаго рода неудобства, тяготы и прискорбности, постигающія насъ въ жизни, особенно тогда, когда мы рѣшаемся идти по пути добросовѣстнаго исполненія заповѣдей Господнихъ, — жить по духу предписаній и требованій Евангельскихъ.

Необходимъ этотъ крестъ намъ — христіанамъ — потому, что вся задача нашей земной жизни состоитъ въ томъ, чтобы въ теченіе ея очистить себя и исправить. Мы нравственно больны: намъ нужно, противъ болѣзни нашей, дѣлать, подобно обычному лѣченію, или прижиганія, или рѣзанія; а этому какъ быть безъ боли? Мы желаемъ вырваться изъ плѣна врага сильнаго; а этому какъ быть безъ борьбы и ранъ? Мы доджны идти наперекоръ своимъ грѣховнымъ склонностямъ и навыкамъ; а это какъ выдержать безъ неудобства и стѣсненій.

Да, мои возлюбленные, крестъ необходимъ для насъ, какъ послѣдователей Христа Спасителя, распятаго за насъ на крестѣ. Это истина непреложная; и каждый изъ насъ дѣйствительно несетъ крестъ свой. Только нужно намъ умѣть нести свой крестъ такъ, чтобы онъ былъ для насъ спасителенъ, а не послужилъ намъ въ погибель — и временную, и вѣчную.

Какъ же намъ нести свой крестъ, чтобы онъ послужилъ во спасеніе наше? Нести безропотно, съ великимъ терпѣніемъ и преданностію волѣ Божіей. «Взявъ крестъ, — говоритъ одинъ изъ учителей нашей Церкви, — взявъ крестъ, должно идти путемъ вѣры и добродѣтели, идти непрестанно, идти за своимъ Спасителемъ, руководясь Его примѣромъ и повелѣніями, — идти, не озираясь вспять — къ прежнимъ грѣховнымъ навыкамъ, не разсѣивая взоровъ по сторонамъ, ограждаясь непрестанно смиреніемъ и молитвою». Такъ нести крестъ свой — значитъ идти путемъ спасенія — въ рай. Иначе всю жизнь можно прострадать подъ крестомъ и по смерти погибнуть навѣки.

Неси же, возлюбленный христіанинъ, — неси благодушно доставшуюся тебѣ долю, борись мужественно со страстьми и похотьми, иди съ терпѣніемъ путемъ обязательныхъ для тебя дѣлъ, усиливаясь достигнуть въ безмятежную область рѣшительнаго преданія себя въ волю Божію. Вотъ таина спасительнаго креста! Понявъ великую тайну креста и получивъ у подножія его отраду и подкрѣпленіе, терпѣніемъ да течемъ на дальнѣйшій предлежащій намъ подвигъ Великаго поста. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 120-123.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0