Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе XXIII.
Въ пятницу третьей седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Духъ же цѣломудрія, смиренномудрія, терпѣпія и любве даруй ми, рабу Твоему.

Господи и Владыко живота жоего! Даруй ми духъ цѣломудрія. Быть цѣломудреннымъ — значитъ вообще хранить душу свою отъ всякихъ помысловъ нечистыхъ, частнѣе же — отъ помысловъ сладострастія. Цѣломудріе души и тѣла есть какъ бы свѣжесть и благоуханіе нашей жизни. Цѣломудренный подобенъ растенію, которое рукою заботливаго садовника укрывается отъ палящихъ лучей солнца, защищается отъ сильныхъ порывовъ вѣтра, предохраняется отъ холода, въ мѣру напояется влагою, соблюдается отъ вреда насѣкомыхъ и устраняется даже отъ лишняго прикосновенія къ нему руки любопытнаго. Какъ цѣло, свѣжо, чисто такое растеніе, такъ цѣлъ, свѣжъ и чистъ человѣкъ цѣломудренный. Отъ него какъ бы благоухаетъ жизнію. Въ его присутствіи стыдится обнаруживаться всякая нескромность, и самый порокъ часто теряетъ свою наглость. Такова добродѣтель цѣломудрія, украшеніе всѣхъ возрастовъ, а въ особенности — юности. И объ ней-то часто не заботятся! Сказать ли болѣе: ею иногда пренебрегаютъ, ее хотятъ исключить изъ числа добродѣтелей! Да сохранитъ насъ Богъ отъ такого безумія, ведущаго прямо къ низвращенію всего святаго и прекраснаго на землѣ. О, даруй намъ, Господи, духъ неоцѣнимаго цѣломудрія!

Господи и Владыко живота моего! Даруй ми духъ смиренномудрія. Рабу ли превозноситься предъ очами Владыки своего? Смиреніе есть истинно и человѣческая и христіанская добродѣтель, и потому она должна быть какъ бы характеромъ всѣхъ нашихъ добродѣтелей. Чѣмъ больше кто получилъ талантовъ отъ Бога, тѣмъ больше долженъ имѣть признательности къ Нему и сознанія собственной своей нищеты. Что бо имаши, егоже нѣси пріялъ? Аще же и пріялъ еси, что хвалишися, яко не пріемъ? Смиренномудріе подобно цѣломудрію, съ которымъ оно тѣсно соединяется, любезно и въ очахъ человѣческихъ. Кто въ силѣ и власти не превозносится, того любятъ и почитаютъ искренно, кто съ умомъ и талантомъ не кичится, тому охотно уступаютъ преимущество, кто при богатствѣ никого не презираетъ за убожество, тому не завидуютъ и желаютъ пріумноженія благополучія. А Господь говоритъ о смиренномудрыхъ такъ: на кого воззрю, токмо не кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ?! Смиренномудріемъ пріумножаются и сохраняются всѣ дары благодати; одинъ смиренномудрый не падаетъ, потому что онъ держитъ себя ниже всѣхъ, и не имѣетъ, куда упасть. О, даруй намъ, Господи, духъ смиренномудрія, этой боголюбезнѣйшей добродѣтели, безъ которой спасеніе наше ни въ какомъ случаѣ не возможно.

Господи и Владыко живота моего! Даруй ми, вмѣстѣ со смиренномудріемъ, духъ терпѣнія. Терпенія имате потребу, говоритъ намъ св. Апостолъ, потому что узкимъ путемъ надобно идти намъ въ царство небесное. Но гдѣ, на какомъ пути не нужно терпѣніе? А въ мірѣ развѣ не требуется терпѣть и сносить? Но ты, христіанинъ, молись о терпѣніи только для благихъ дѣлъ: «Господи, даруй ми терпѣніе не для угожденія людямъ и страстямъ, а для угожденія Тебѣ, претерпѣвшему за меня неизмѣримыя скорби и страданія. Когда станутъ противъ меня нужды и печали житейскія, когда встрѣчу сильныя оскорбленія отъ неправды или зависти человѣческой, когда понесу горькія для сердца моего утраты, — тогда подкрѣпи меня немощнаго и предохрани отъ ропота на людей и на Тебя Самого! Когда болѣзни изнурятъ тѣло мое, или внутреннія смущенія — духъ мой, когда въ служеніи Тебѣ ослабѣетъ душа моя, и тьма унынія обляжетъ сердце мое, — тогда, о, тогда наипаче пошли силу Твою изнемогающему мнѣ, даруй терпѣніе съ упованіемъ и сохрани меня отъ отчаянія.

Господи и Владыко живота моего! Даруй ми духъ любве. Богъ Самъ есть любовь, и кто хочетъ пребывать въ Богѣ, да пребываетъ въ любви. Любовь — не частная добродѣтель; она — корень и вершина, начало и вѣнецъ всѣхъ добродѣтелей, — союзъ совершенства. Какъ скоро нѣтъ во мнѣ чистой любви къ Господу моему, тогда я — не сынъ Ему и не братъ ближнимъ моимъ. Даруй мнѣ, Боже, духъ любви Твоей, — научи меня прощать обиды, молиться за враговъ, благословлять клянущихъ и благотворить ненавидящимъ меня, какъ Ты Самъ — словомъ и дѣломъ — совершалъ это на грѣшной землѣ нашей, Царство Твое — царство мира и любви; веди же всѣхъ насъ къ нему путемъ чистой любви и милосердія.

Видите, мои возлюбленные, какъ содержательна молитва св. Ефрема Сирина! Въ ней испрашивается у Господа Бога освобожденіе отъ всего дурнаго и злаго и дарованіе всего хорошаго и добраго. То-есть: испрашивается помощь Божія, чтобы отложити намъ ветхаго человѣка и облещися въ новаго, или — побѣдить наши страсти и пороки и насадить въ душахъ и сердцахъ нашихъ добродѣтели. А это есть дѣло не поста только, а и всей жизни нашей. Съ какимъ же вниманіемъ и усердіемъ нужно намъ, и какъ часто нужно, повторять молитву сію не въ продолженіе только поста, а и въ продолженіе всей жизни, когда будемъ чувствовать нужду въ помощи Божіей. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 117-120.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0