Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе XXII.
Въ среду третьей седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Господи и Владыко живота моего! Духъ праздности, унынія, любоначалія и празднословія не даждь ми! и проч.

Въ продолженіе Великаго поста, мы чаще всего молимся сею молитвою св. Ефрема Сирина. Словъ въ ней немного, но много въ нихъ содержится. Молимся о самомъ главномъ дѣлѣ, которое мы должны совершить въ предлежащее намъ постное время, то-есть избавиться отъ пороковъ и исполниться добродѣтелями; а для сего намъ необходимо зрѣть свои согрѣшенія и не осуждать ближнихъ нашихъ. То же самое мы слышали, во весь постъ, и въ притчахъ Соломоновыхъ, изображающихъ предъ нами гнусность порока и красоту добродѣтели. Итакъ, испрашивая себѣ у Господа вниманія къ своей грѣховности и невниманія къ чужимъ порокамъ, вникнемъ въ смыслъ указанной молитвы.

Господи, и Владыко живота моего! Духъ праздности не даждь ми. Духъ праздности — это духъ лѣности и нерадѣнія о самыхъ существенныхъ потребностяхъ нашихъ. Празднолюбіе внѣшнее понятно и видно каждому; но празднолюбіе внутреннее скрытно. Кто живетъ день за день, у кого нѣтъ въ душѣ постояннаго оживотворяющаго начала для дѣятельности, кто не знаетъ иногда, какъ прожить безъ скуки отъ утра до вечера, у кого увлеченія смѣняются тупымъ равнодушіемъ, привязанности — холодностью или отвращеніемъ, хлопотливость — бездѣйствіемъ, — тотъ непремѣнно зараженъ духомъ праздности и носитъ его въ себѣ, какъ глубокую нравственную язву; ибо праздность есть мать всѣхъ пороковъ. И если кто, то именно празднолюбецъ наконецъ приходитъ въ глубину золъ. Поэтому необходимо намъ усердно и много просить и молить Господа, чтобы Онъ не далъ намъ духа праздности, духа всякаго зла и смерти духовной. А между тѣмъ, во избѣжаніе заразы этимъ духомъ, необходимо намъ занять всѣ наши силы и способности, душевныя и тѣлесныя, отъ утра и до вечера, дѣлами серьезными, полезными и спасительными.

Господи и Владыко живота моего! Духъ унынія не даждь ми. Уныніе есть такое состояніе души, въ которомъ она видитъ все съ какой-то темной стороны, ничѣмъ не довольствуется, ничему не радуется, ничего дѣятельно не ищетъ. Въ этой духовной болѣзни человѣкъ почти совершенно перестаетъ цѣнить жизнь и ни въ чемъ не находитъ для себя отрады. Міролюбцамъ это несчастное состояніе часто бываетъ извѣстно по опыту: оно происходитъ у нихъ отъ переутомленія мірскою суетою и разными наслажденіями. Но и вдали отъ міра, у людей, ищущихъ Бога, проявляется иногда подобное мрачное расположеніе. Главное врачевство отъ унынія для всѣхъ одно: благодать Господа нашего Іисуса Христа. Только ея просвѣщающая и животворящая сила можетъ возбуждать насъ отъ опаснаго унынія и пагубнаго отчаянія. И люди, живущіе со Христомъ и Его благодатію, врачевали не только свои, но и чужіе нравственные недуги, подобные унынію. Потому намъ необходимо усиленное моленіе, чтобы Господь не далъ намъ духа унынія, убивающаго въ насъ живое стремленіе ко всему доброму, мертвящаго наши души и сердца.

Господи и Владыко живота моего! Духъ любоначалія не даждь ми. Духъ любоначалія, повидимому, можетъ дѣйствовать только въ тѣхъ, кто занимаетъ болѣе или менѣе видное мѣсто и положеніе въ обществѣ; но если и удаляющіеся отъ общества и отрекающіеся отъ міра молятся объ охраненіи себя отъ такого духа, то вѣрно онъ для всѣхъ опасенъ. И дѣйствительно, проявленіе его можно наблюдать вездѣ, во всякихъ отношеніяхъ людей между собою; въ отношеніяхъ, напримѣръ, отца семейства къ семьѣ своей, хозяина къ своимъ наемникамъ, наставника къ своимъ ученикамъ, начальника къ своимъ подчиненнымъ, даже слуги — къ своимъ младшимъ братіямъ. Присмотритесь, какъ всякую должность хотятъ обратить въ своего рода власть, и гдѣ слѣдовало бы думать только объ обязанностяхъ, думаютъ, напротивъ, лишь о правахъ и любятъ не столько дѣло дѣлать, сколько приказывать — кому можно, и взыскивать — съ кого удобно. Каждому хочется властвовать. Но это не согласно съ Евангельскимъ ученіемъ (Матѳ. 20, 25-28). Потому и молимся, чтобы Господь не далъ намъ духа любоначалія, противнаго для всѣхъ окружающихъ и дѣлающаго человѣка неспособнымъ господствовать надъ собою, надъ своими слабостями, страстями и пороками.

Господи и Владыко живота моего! Духъ празднословія не даждь ми. Празднословіе, какъ и любоначаліе, сколько обыкновенно между нами, столько же и недостойно насъ и разрушительно для нашей нравственной жизни. Не даромъ самые мудрые и благочестивые люди чаще заключали свои уста, чѣмъ отверзали ихъ — даже для благонамѣренныхъ совѣтовъ и назидательныхъ собесѣдованій, а иногда налагали даже на себя временное безмолвіе. Въ сосудѣ, который часто открываютъ, ненадолго удержится крѣпость и благовоніе самаго благоуханнаго вещества. Что же сказать о людяхъ, которые, не имѣя запаса добрыхъ мыслей и чувствованій, даютъ полную свободу языку своему? Ложь и пересуды, лесть и порицаніе — вотъ содержаніе рѣчей празднословныхъ. Въ празднословіи участвуютъ всѣ страсти. Языкъ необузданный, — говоритъ св. Апостолъ, — не удержитъ зло, исполнь яда смертоносна. Потому необходимо намъ усердно молиться, чтобы Господь не далъ намъ духа празднословія, которое уноситъ изъ души нашей и разсѣиваетъ все доброе и ничего хорошаго не приноситъ въ наши души и сердца.

Будемъ же, возлюбленные, со всѣмъ вниманіемъ, со всѣмъ усердіемъ, изъ глубины души, вмѣстѣ со всею Церковію, взывать: Господи и Владыко живота моего! Духъ праздности, унынія, любоначалія и празднословія не даждь ми. Отжени, Господи, отъ души моей всякій духъ самоугожденія, озлобленія, гордыни и лжи! Отъ этихъ пороковъ раждается всякое зло, съ которымъ мы должны бороться не только во весь постъ, но и во всю жизнь свою, чтобы искоренить его совершенно и на мѣсто его насадить въ душахъ и сердцахъ нашихъ все доброе. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 113-117.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0