Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе XXI.
Во вторую недѣлю Великаго поста.

Плотскій человѣкъ не пріемлетъ яже Духа Божія, и не можетъ разумѣти: юродство бо ему есть (1 Кор. 1, 14).

Въ церковномъ уставѣ, въ каждую седьмицу Великаго поста, первый источникъ для душевнаго назиданія нашего есть воспоминаніе, вмѣстѣ съ Церковію, того лица или событія, коему посвящена недѣля или воскресный день. Нынѣ совершается хвалебная память иже во святыхъ отца нашего Григорія Падамы. Если цѣлая седьмица св. поста украшена именемъ св. Григорія, то должно быть въ самыхъ дѣяніяхъ его нѣчто такое, почему онъ особенно приходитъ на память во время поста, и вслѣдствіе чего воспоминаніе о немъ служитъ къ особенному назиданію для постящихся.

Что-бы это было такое? Почему нынѣ празднуется св. Григорію? Потому, во-первыхъ, что онъ былъ одинъ изъ величайшихъ подвижниковъ, въ постническомъ и труженическомъ образѣ жизни, на св. горѣ Аѳонской: тамъ провелъ онъ большую часть своихъ дней, въ постѣ, молитвѣ и безмолвіи, и тамъ возросъ онъ до той чистоты сердца и высоты духа, что сдѣлался видимымъ и ощутительнымъ для всѣхъ сосудомъ благодати Божіей; а во-вторыхъ потому, что св. Григорій былъ ревностнѣйшій поборникъ житія постнаго, противъ тѣхъ, кои хотѣли очернить и унизить его разными клеветами. Войдемъ въ нѣкоторыя подробности этого обстоятедьства и дѣла Григоріева. Оно можетъ послужить къ назиданію и въ наше время.

Дѣло въ томъ, что жители горы Аѳонской, ведя, какъ извѣстно, образъ жизни подвижнической, до того очищали себя отъ всего плотскаго и до того утончались и возвышались въ духѣ, что многіе изъ нихъ сподобляемы были откровеній и видѣній духовныхъ, — особенно же осіянія свѣтомъ небеснымъ, подобнымъ тому, который виденъ былъ окрестъ Спасителя на Ѳаворѣ. Въ событіи этомъ не только не было ничего противнаго духу Евангелія, но, можно сказать — оно было доказательствомъ и залогомъ того, что обѣщается въ немъ праведникамъ, то-есть, что они сами просвѣтятся яко солнце во царствіи небесномъ. Удивительно ли, что тѣ, кои предназначены нѣкогда къ сіянію яко солнце, и нынѣ уже, еще на землѣ, озаряются яко луна свѣтомъ отъ духовнаго Солнца, еже есть Христосъ Господь?! Но иначе смотрѣли на сей духовный опытъ враги православія. Вмѣсто того, чтобы съ благоговѣніемъ признать въ немъ успѣхъ подвижниковъ въ духовной жизни, они смотрѣли на него, какъ на плодъ воображенія. Мало этого: начали всюду разглашать, что Аѳонскіе подвижники впали не только въ самообольщеніе, но и въ ересь, — что они, усвояя сему пренебесному Свѣту Божественность, якобы вводятъ въ Божество два начала — сотворенное и несотворенное, — а подобнымъ ученіемъ нарушается, дескать, правая вѣра... Такъ разглашали враги! Клевета сія чрезвычайно смутила не только Аѳонцевъ, но и всю православную Церковь. Среди тогдашнихъ треволненій еретическихъ, св. Аѳонъ былъ, какъ и всегда есть, яко духовный Араратъ, на коемъ находилъ себѣ пристанище и спасался ковчегъ православія; и вотъ на этомъ самомъ Араратѣ, какъ утверждали зломыслящіе, явилась ересь, — явилась подъ видомъ самымъ благочестивымъ и, слѣдовательно, самымъ опаснымъ! Что это такое? И вся греческая Церковь пришла въ сильное волненіе.

Въ это-то опасное для Церкви время, св. Григорій Палама, архіепископъ Солунскій, явился какъ Ангелъ тишины — для укрощенія бури. Обладая обширнымъ и глубокимъ познаніемъ Св. Писанія, онъ показалъ всѣмъ и каждому, что ученіе о свѣтѣ Ѳаворскомъ, видѣнія котораго сподобляются подвижники Аѳонскіе, совершенно согласно съ духомъ Евангелія, — что тѣ, кои сомнѣваются въ бытіи сего свѣта и въ озареніи имъ избранныхъ Божіихъ еще на землѣ, обнаруживаютъ этимъ только недостатокъ своей чистоты и своихъ духовныхъ подвиговъ. Какъ ученикъ и воспитанникъ Аѳона, коему не по слухамъ только, а на опытѣ извѣстенъ былъ образъ жизни тамошнихъ подвижниковъ, св. Григорій входитъ во всѣ подробности спорнаго предмета, преслѣдуетъ каждую клевету зломыслящихъ, отъ перваго ея начала и до послѣдняго конца, и, разсѣявъ такимъ образомъ тьму, наведенную на св. гору, показалъ ее во всемъ, до того времени не такъ еще извѣстномъ, величіи духовномъ. Самый плѣнъ у сарацинъ не связалъ устъ св. Григорія: онъ и въ узахъ продолжалъ разить враговъ провославія и утверждать въ истинѣ колеблющихся чадъ Церкви.

Въ благодарность за такіе апостольскіе подвиги, доставившіе миръ Церкви православной, пастыри Церкви единодушно, еще при жизни св. Григорія, наименовали его сыномъ свѣта Божественнаго, а по святой кончинѣ его вскорѣ положено было, чтобы память о немъ украшала собою настоящій воскресный день. И справедливо! Потому что ограждена и защищена честь не жителей только Аѳона, а всей подвижнической жизни, — спасена честь св. и свѣтоноснаго поста, какъ первѣйшаго изъ средствъ, коимъ св. подвижники Аѳонскіе достигали озаренія свѣтомъ Божественнымъ. И всего приличнѣе было воспоминаніе подвиговъ св. Григорія пріурочить не къ другому какому-либо времени, а именно къ днямъ Великаго поста.

Въ наше время, благодареніе къ Господу, нѣтъ такихъ еретическихъ треволненій, какія смущали Церковь во время св. Григорія; но память о немъ весьма поучительна и для насъ. Чѣмъ поучительна? Тѣмъ, чтобы мы, содержа въ умѣ древній примѣръ защиты поста, не позволяли себѣ увлекаться тѣми легкомысленными сужденіями о жизни подвижнической и въ частности — о св. постѣ, — сужденіями, кои, къ сожалѣнію, можно по временамъ слышать намъ изъ устъ людей, даже не чуждыхъ уваженія къ Церкви; тѣмъ болѣе, чтобы мы заграждали слухъ свой отъ безумнаго глумленія въ этомъ родѣ тѣхъ, кои берутся судить обо всемъ и отвергать все, сами не вѣдая ничего, какъ должно. Вѣдь духовные опыты подвижниковъ всего чаще подвергаются нареканію отъ такихъ лжеумниковъ, у которыхъ слишкомъ скудны и слабы понятія о предметахъ духовныхъ, которые совершенно противоположны ихъ оплотенѣлому взгдяду на все и на самый духъ человѣческій.

Если встрѣтите подобныхъ людей, если услышите подобныя рѣчи, то вспомните о св. Григоріи и его подвигѣ; вспомните, какъ онъ распялъ и низложилъ клеветы на св. подвижниковъ. Такое воспоминаніе послужитъ для васъ всегда готовымъ щитомъ противу соблазна. Не въ первый и не въ послѣдній разъ жизнь по духу подвергается нареканіямъ отъ людей плотскихъ. Апостолъ ясно сказалъ: что плотскій человѣкъ не пріемлетъ яже Духа Божія, и не можетъ разумѣти: юродство бо ему есть. Примѣтьте выраженіе Апостола: и не можетъ разумѣти. Какъ же судить о томъ, чего не разумѣешь? Чтобы судить о духовныхъ предметахъ, особенно же о духовныхъ опытахъ, для этого самому судящему нужно сподобиться Духа, чего да достигнемъ всѣ мы благодатію Господнею и молитвами св. Григорія. Аминь.

(Изъ слова Иннокентія, архіепископа Херсонскаго, въ недѣлю 2-ю Великаго поста).

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 108-113.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0