Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе XX.
Въ пятницу второй седьмицы Великаго поcта, на литургіи.

Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ.

Не напрасно Господь нашъ, въ церковныхъ пѣсняхъ, часто называется Солнцемъ правды. Свѣтитъ Онъ намъ присно, какъ солнце пресвѣтлое, высочайшею святостью Своей жизни; свѣтитъ и высочайшимъ совершенствомъ Своего ученія.

Ученіе Христа Спасителя, это — безоблачное утро, это — восходящее солнце, льющее намъ лучи радостнаго свѣта!

Іисусъ Христосъ изображаетъ Бога не только верховнымъ, безпредѣльнымъ и всесовершеннымъ существомъ, Творцемъ и Промыслителемъ неба и земли, но и преблагимъ и любвеобильнымъ Отцемъ всѣхъ нравственныхъ существъ, а людей — дѣтьми одного Отца, которыя должны составлять какъ бы одно семейство, тѣсно связуемое въ своихъ членахъ узами братской любви. Богъ, единый по существу, — учитъ Спаситель, — есть троиченъ въ Лицахъ, Которыя, по таинственнымъ и непостижимымъ для человѣка взаимнымъ отношеніямъ, именуются и суть — Отецъ, Сынъ и Святой Духъ. Второе Лице Св. Троицы, то-есть Сынъ Божій, воспринявъ ходатайственное посредство между Богомъ и людьми, облекся въ естество человѣческое, жилъ среди людей, Самого Себя принесъ въ умилостивительную жертву за грѣхи всего рода человѣческаго, и за воспринятіе страданій и смерти, ради спасенія міра, какъ Богочеловѣкъ, получилъ высочайшую власть Царя и Судіи надъ всѣмъ родомъ человѣческимъ. Такъ какъ всѣ люди — дѣти одного Отца небеснаго и братья между собою, то и главное начало дѣятельности ихъ состоитъ въ томъ, чтобы любить Бога болѣе всего, и ближнихъ — какъ себя. Это начало обнимаетъ всѣ прочія правила христіанской дѣятельности — какъ частной, такъ и общественной. Предложены дѣйствительнѣйшія побужденія къ исполненію Евангельскихъ заповѣдей — какъ временныя, такъ и вѣчныя. Предложенъ совершеннѣйшій образецъ для подражанія — въ жизни Самого Іисуса Христа, ученіемъ и дѣлами показавшаго человѣку путь спасенія. Ученіе Іисуса Христа, какъ созерцательное, такъ и дѣятельное, имѣетъ совершеннѣйшее единство: все оно направлено къ тому, чтобы сообщить человѣку истинное и достаточное для настоящей жизни вѣдѣніе о Богѣ и Спасителѣ, наставить и поставить его на путь спасенія и привести къ цѣли — вѣчнаго блаженства. Всѣ истины Евангельскаго ученія, имѣя тѣсную связь между собою, объясняются однѣ другими и чрезъ то дѣлаются удобопріемлемыми для вѣры. Такъ, ученіемъ о первородномъ грѣхѣ вызывается ученіе объ искупленіи, — ученіемъ объ искупленіи вызывается ученіе объ обновленіи человѣка черезъ Св. Духа и т. д.

Ученіе Іисуса Христа, во всѣхъ отношеніяхъ, такъ совершенно, что и враги его не могутъ смотрѣть на него безъ удивленія. Въ продолженіе столькихъ вѣковъ оно всегда имѣло враговъ и всегда оставалось побѣдоносно: ничего не найдено въ немъ недостойнаго свойствъ Божіихъ и несоотвѣтствующаго нуждамъ человѣческимъ. Напротивъ, безчисленное множество вѣрующихъ въ Евангеліе спасительно испытывали и испытываютъ донынѣ истину словъ Іисуса Христа: аще кто хощетъ волю Его творити, разумѣетъ о ученіи, кое отъ Бога есть, или Азъ о Себѣ глаголю (Іоан. 7, 17). Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 28-30).

Если смотрѣть и на ту часть ученія Христова, которая не превышаетъ предѣловъ разума человѣческаго, то и она имѣетъ несравненное превосходство предъ всѣми произведеніями человѣческаго любомудрія. Ибо всѣ истинныя понятія о религіи, какія когда-либо имѣлъ разумъ человѣческій, оставленный самому себѣ, въ Евангельскомъ ученіи предложены въ совершеннѣйшей чистотѣ, ясности и полнотѣ, въ какомъ видѣ не встрѣчаются они ни у одного языческаго любомудра. Еще болѣе очевидною представляется Божественность Христова ученія, когда въ исторіи видимъ, что Іисусъ Христосъ не имѣлъ никакихъ обыкновенныхъ способовъ къ пріобрѣтенію такихъ высочайшихъ понятій, какія находимъ въ Евангельскомъ ученіи. Если судить по обыкновеннымъ правиламъ исторической критики, то напрасно мы стали бы искать между современниками Его достойнаго для Него учителя: ни между язычниками, ни между іудеями не было его. А если бы онъ былъ, то такое свѣтило не могло бы оставаться во мракѣ неизвѣстности. Современники Іисуса Христа не могли не знать обстоятельствъ частной жизни Его до вступленія въ общественное служеніе; но они, слушая Божественное ученіе Его, съ удивленіемъ спрашивали другъ друга: откуда сему премудрость сія и силы? Не сей ли есть тектоновъ сынъ? И дивляхуся іудеи, глаголюще: како сей книги вѣсть не учився? И Спаситель Самъ разрѣшилъ ихъ недоумѣніе, когда сказалъ: Мое ученіе нѣсть Мое, но Пославшаго Мя. О Себѣ же Самомъ Онъ сказалъ: «Я — Свѣтъ міру. Вѣруйте въ Свѣтъ, да будете сынами Свѣта».

Понятно теперь намъ, возлюбленные, гдѣ свѣтъ истинный. Онъ во Христѣ — въ Его жизни и ученіи, изложенномъ въ Св. Евангеліи. И этотъ-то именно Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ. Св. Церковь повторяетъ предъ нами сіи священныя слова, въ продолженіе всего Великаго поста, на преждеосвященныхъ литургіяхъ, — и въ наученіе, и въ предостререженіе наше, говоритъ одинъ изъ великихъ проповѣдниковъ нашихъ. (Иннокентій, арх. Херсонскій).

«Наше дѣло послѣ сего — осмотрѣться и узнать, — продолжаетъ онъ, — какимъ свѣтомъ водимся мы въ жизни — Христовымъ или какимъ-либо другимъ? Какой бы ни былъ свѣтъ сей, но если онъ не Христовъ, то въ отношеніи къ вѣчному спасенію нашему все равно, что тьма, и даже иногда хуже тьмы. Ибо застигнутый тьмою человѣкъ, по крайней мѣрѣ, или останавливается, или идетъ тихо и ощупью, и старается, если можно, выйти на свѣтъ. А при сіяніи ложнаго свѣта человѣкъ бываетъ спокоенъ, идетъ не останавливаясь, позволяетъ себѣ всякаго рода движенія, смѣло перемѣняетъ пути и направленія; и поелику водится ложнымъ свѣтомъ, то подвергается неминуемымъ опасностямъ, какъ пловецъ на морѣ, — заходитъ туда, откуда нѣтъ возврата. Не сіе ли самое случается со многими умниками, кои, по надеждѣ на мірскую мудрость, пренебрегаютъ свѣтомъ Христовымъ? Куда обыкновенно приходятъ они наконецъ и приводятъ идущихъ за ними? Приходятъ и приводятъ въ такую бездну нечестія и разврата, на которую одинъ взглядъ исполняетъ трепетомъ сердце, не потерявшее чувствъ человѣческихъ.

Блюдитесь, возлюбленные мои, сего ложнаго свѣта, который въ наше время особенно началъ ослѣплять собою очи у многихъ. Памятуйте твердо, что единъ Христосъ есть истинный Свѣтъ нашъ, просвѣщающій всякаго человѣка, приходящаго въ міръ и исходящаго изъ міра. И если срѣтите какого-либо наставника, то первѣе всего старайтесь узнать, какого онъ свѣта есть. Если не Христова, то, кто бы онъ ни былъ, заграждайте отъ него слухъ и сердце ваше. Ибо, какъ въ мірѣ чувственномъ солнце одно, и нѣтъ другого свѣта, кромѣ его: такъ и въ мірѣ духовномъ едино истинное и животворящее Свѣтило — Господь и Спаситель нашъ, Іисусъ Христосъ».

Зная все это, позаботимся, возлюбленные, всегда держать себя въ этомъ Свѣтѣ и усердно молиться Ему: «Христе, Свѣте истинный, просвѣщаяй и освящаяй всякаго человѣка, грядущаго въ міръ, да знаменается на насъ Свѣтъ Лица Твоего, да въ немъ узримъ Свѣтъ неприступный! И исправи стопы наша къ дѣланію заповѣдей Твоихъ, молитвами пречистыя Твоея Матери и всѣхъ Твоихъ святыхъ! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 103-108.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0