Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе IX.
Во вторникъ первой седьмицы Великаго поста, на часахъ.

«Истинный постъ есть злыхъ отчужденіе, воздержаніе языка, ярости или гнѣва отложеніе, похотей отлученіе, оглаголанія или осужденія, лжи и клятвопреступленія: воздержаніе ото всего этого есть постъ истинный и богопріятный».

Тѣлесный постъ необходимо нуженъ намъ для очищенія отъ всякой скверны нашей плоти. Но есть и у духа нашего своего рода скверны; потому, кромѣ тѣлеснаго поста, необходимо нуженъ намъ еще постъ душевный, для очищенія отъ всякой скверны нашего духа.

Что такое постъ душевный?

Воздержаніе наше не должно ограничиваться пищею только постною; нѣтъ, оно должно простираться на все: и на мысли наши, и на слова, и на дѣйствія, вообще же оно должно вести къ искорененію всевозможныхъ страстей человѣческихъ — и душевныхъ, и тѣлесныхъ.

Кто хочетъ быть свободнымъ отъ грѣховъ, для того необходимо непрестанно удерживаться отъ зла и принуждать себя къ добру. Сіе-то воздержаніе отъ страстей и пороковъ есть постъ душевный, и, по ученіи Церкви, есть постъ истинный и благопріятный Господу.

«Итакъ, хочешь ли поститься воистину? Воздержи, первѣе всего, языкъ твой отъ всякаго слова празднаго, тѣмъ паче — гнилого и неподобнаго. Начни постъ духовный съ этого малаго члена тѣлеснаго, который однакоже есть великій врагъ и упорный противникъ. Побѣдивъ его упорство, ты силенъ будешь обуздать и все тѣло. Въ противномъ случаѣ языкъ твой, какъ дикій и свирѣпый конь, будетъ влачить тебя, вмѣстѣ и съ постомъ твоимъ, по дебрямъ лжи, злобы и лукавства.

Хочешь ли поститься воистину? Оставь вмѣстѣ съ пищею всякую ненависть, досаду, ропотъ и пререканіе; сдѣлайся во всемъ и ко всѣмъ тихимъ, кроткимъ, смиреннымъ, благоснисходительнымъ и любовнымъ. Этого требуетъ во время поста уже самое приличіе. Иначе, если ты по-прежнему будешь стропотенъ и сварливъ, то иной и нехотя подумаетъ, что ты, какъ малое дитя, сердишься за то, что тебѣ возбранено Церковью употребленіе тобою любимыхъ яствъ.

Хочешь ли поститься воистину? Удали отъ себя, вмѣстѣ со снѣдями, и всѣ прочія прихоти плотскія. Ибо ветхій и грѣховный человѣкъ твой ослѣпляетъ и губитъ тебя не однимъ пресыщеніемъ тѣла. Излишество въ пищѣ наноситъ еще вредъ только тебѣ одному, а прочіе виды плотоугодія и сладострастія вредятъ, кромѣ тебя, и многимъ другимъ. Оставь же ихъ всѣ, — выбрось изъ ума и памяти, — выбрось всѣ грѣховные образы, и вмѣсто нихъ утверди въ памяти и воображеніи твоемъ Крестъ Христовъ и образъ твоей смерти.

Хочешь ли воистину поститься? Раздери, если есть у тебя, всякое неправедное списаніе на завладѣніе чужимъ имуществомъ; прекрати дѣло, по сему случаю заведенное въ судѣ; уступи, сколько можно, даже изъ собственныхъ правъ,чтобы не волочиться по судамъ, подобно еврею и магометанину. Надобно же, чтобы христіанинъ отличался чѣмъ-либо не въ храмѣ только, а и въ судѣ.

Хочешь ли поститься воистину? Обозри, чѣмъ можешь служитъ, во имя Господа, меньшей братіи твоей о Христѣ, и не медля приступи къ дѣлу благотворенія: помоги ближнему какъ и чѣмъ можешь, — напитай голоднаго, одѣнь трясущагося отъ холода, пріюти сираго, призри недужнаго, посѣти заключеннаго. Ибо надобно же произойти какимъ-либо плодамъ отъ такого великаго древа, каковъ Великій постъ. Какимъ лучше, если не плодамъ человѣколюбія, когда ты самъ посредствомъ поста ищешь милости Божіей?

Такой постъ будетъ благопріятенъ для Господа! Соединяющій такимъ образомъ воздержаніе душевное съ тѣлеснымъ не погубитъ мзды своея. Или, лучше сказать, онъ уже пріемлетъ ее здѣсь и теперь. Ибо для чего мы постимся? Безъ сомнѣнія, не для того, чтобы сберечь у себя нѣсколько неупотребленныхъ снѣдей, а чтобы укротить свою плоть, облегчить душу, оживить совѣсть, приблизить къ себѣ благодать Божію. Но когда мы сдѣлаемся въ мысляхъ чище и цѣломудреннѣе, въ словахъ правдивѣе и назидательнѣе, въ нравахъ кротче и великодушнѣе, въ дѣлахъ справедливѣе и благотворнѣе, то цѣль поста симъ самымъ, при помощи благодати Божіей, будетъ въ насъ уже достигнута, — сначала, конечно, слабо и несовершенно, а потомъ болѣе и совершеннѣе, доколѣ не сдѣлаемся во всѣхъ отношеніяхъ таковы, каковыми должно быть послѣдователямъ Христовымъ» (Иннокентій, архіеп. Херсонскій).

Всѣ силы наши — и душевныя, и тѣлесныя — такимъ образомъ уравновѣсятся, на душѣ станетъ свѣтло и спокойно; имы безпрепятственно можемъ заняться самоиспытаніемъ и надлежащимъ покаяніемъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 49-52.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0