Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе VIII.
Во вторникъ первой седьмицы Великаго поста, на утрени.

«Постящеся тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ».

Какъ человѣкъ состоитъ изъ тѣла и души, такъ и постъ бываетъ тѣлесный и духовный. Постъ тѣлесный и постъ духовный вмѣстѣ совершенно необходимы для человѣка-христіанина, чтобы ему возможно было уравновѣсить свои силы тѣлесныя и душевныя, чтобы ни тѣло не преобладало надъ духомъ, ни духъ не подавлялъ совершенно своего тѣла. А равновѣсіе между тѣломъ и духомъ христіанину необходимо для того, чтобы онъ имѣлъ возможность идти прямымъ, но узкимъ путемъ Христовымъ, ведущимъ ко спасенію, не уклоняясь отъ него ни направо, ни налѣво, и не падая на немъ, точно такъ же, какъ ходящему на воздухѣ по тонкому канату совершенно необходимо самое строгое равновѣсіе, чтобы не упасть и не разбиться. Итакъ, прежде всего, что такое постъ тѣлесный?

Постъ тѣлесный есть воздержаніе въ пищѣ. Въ пищѣ, не постомъ только, а и всегда должно избѣгать прихотливости и чревоугодія, т.-е. мы всегда должны принимать пищу для удовлетворенія только насущной потребности, для подкрѣпленія и возстановленія силъ, истощенныхъ трудомъ, а не для услажденія вкуса или плотской нѣги. Всевозможныя и излишнія приправы пищи и услажденіе пищею, хотя и постною, есть уже чревоугодіе, несообразное съ истиннымъ значеніемъ поста. Говорятъ, что и постную пищу можно сдѣлать вкуснѣе скоромной; но это уже будетъ не постъ, а одинъ только внѣшній видъ поста. Что же касается употребленія извѣстнаго рода пищи, то постная пища, какъ менѣе возбуждающая и менѣе утучняющая тѣло наше, признана отцами Церкви обязательною въ дни поста, и употребленіе ея есть, конечно, одно изъ средствъ, ведущихъ къ тому, чтобы плоть покорить Духу.

Но тѣмъ не менѣе и самою постною пищею мы должны пользоваться съ разсужденіемъ, смотря по состоянію нашего тѣла, и въ употребленіи скудныхъ яствъ мы должны строго соблюдать мѣру. О мѣрѣ воздержанія въ употребленіи пищи св. отцы учатъ, что надобно вообще избѣгать не только пресыщенія, но даже и полнаго насыщенія. Но такъ какъ состояніе здоровья у различныхъ людей весьма различно: одинъ слабѣе, другой крѣпче силами; а кромѣ того, разнится также образъ жизни и занятій у людей: иной образъ жизни человѣка рабочаго, иныя потому и тѣлесныя его потребности, въ сравненіи съ человѣкомъ, пользующимся болѣе покойною жизнію; — поэтому каждый, искренно относясь къ дѣлу, долженъ по собственному наблюденію соразмѣрять — сколько ему принять пищи по своей силѣ, — нужно увеличить мѣру ея по случаю трудовъ, или уменьшить ее при отсутствіи трудовой жизни.

Главная задача тѣлеснаго поста состоитъ въ томъ, чтобы обезсилить свои страсти и плотскія похоти; а потому каждый изъ насъ мѣру употребленія пищи долженъ сообразовать съ внутреннимъ своимъ состояніемъ. — Если кто чувствуетъ внутри себя брань помысловъ и нападеніе какихъ-либо страстей, тотъ спѣши утушить внутренній свой огонь, какъ механикъ свою машину, лишеніемъ пищи, — умѣряй и убавляй ее настолько и до тѣхъ поръ, пока не успокоится внутренняя брань и не погаснетъ жгущій тебя огонь. Ежели же лишеніе пищи не поможетъ, обрати вниманіе на сонъ и наложи на него въ извѣстной мѣрѣ запрещеніе. Когда же, напротивъ, увидимъ, что брань помысловъ улеглась, а тѣло начинаетъ страдать отъ изнуренія и требуетъ поддержки, — поспѣши оказать ему снисхожденіе и укрѣпи его. Таковъ на этотъ счетъ совѣтъ святыхъ отцевъ: «если видишь, говорятъ они, что въ тебѣ возникаетъ вожделѣніе, тогда презри тѣло; если же видишь, что тѣло находится въ болѣзни и страдаетъ, то грѣй и питай его въ страхѣ Божіемъ, чтобы оно послужило тебѣ въ духовномъ служеніи твоемъ» (см. Рук. къ дух. жизни преп. Варсонофія и Іоанна). Послѣ сего само собою понятно, почему отъ необходимости строгаго поста освобождаются дѣти, люди больные и слабые старцы, у которыхъ и безъ того тѣло слабо и болѣзненно. «Снѣди возбраняются намъ для того, учатъ св. отцы, чтобы предохранить насъ отъ пресыщенія и возбужденій тѣлесныхъ, — а гдѣ немощь, тамъ упраздняются ихъ дѣйствія».

Вотъ самое вѣрное и безпристрастное понятіе о тѣлесномъ постѣ! Онъ установленъ и необходимъ для того, чтобы посредствомъ его мы могли усмирить страстную и грѣховную плоть нашу, уничтожить ея преобладаніе надъ духомъ, уравновѣсить наши силы духовныя и тѣлесныя, чтобы намъ легко и свободно было проходить узкимъ путемъ, указаннымъ намъ Спасителемъ нашимъ ко спасенію нашему. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 46-48.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0