Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе V.
Въ недѣлю Сыропустную, на вечерни.

Постъ, братія мои и сестры, — завтра Великій постъ! Какъ это слово падаетъ на ваши души и сердца? Знаю, что одни радуются наступленію поста, и говорятъ: Слава Тебѣ, Господи, пришло время заняться спасеніемъ души! Другіе смущаются постомъ, и думаютъ: какъ великъ этотъ постъ, и какъ провести его спасительно, — трудно! Третьи и совсѣмъ не думаютъ о постѣ: сіи давно уже порѣшили, что постъ для нихъ не нуженъ и вреденъ, и не постятся никакъ. Всѣхъ разномыслящихъ о постѣ призываю въ наступающій постъ поговѣть вмѣстѣ со мною и поучиться говѣнію — въ постъ.

Что такое говѣніе? Говѣніе вообще есть бодренное, возбужденное состояніе души, со всѣмъ вниманіемъ занимающейся извѣстнымъ предметомъ или дѣломъ. Говѣніе христіанское — постовое — есть такое же бодренное, возбужденное состояніе души, со всѣмъ вниманіемъ и усердіемъ занимающейся, во время поста, постояннымъ хожденіемъ въ церковь, молитвою, пощеніемъ, познаніемъ своей грѣховности, сокрушеніемъ о грѣхахъ, покаяніемъ — исповѣдію и причащеніемъ Св. Таинъ, однимъ словомъ: спасеніемъ души, очищеніемъ совѣсти отъ грѣховъ и утвержденіемъ въ жизни добродѣтельной. Какъ видите, въ постовомъ говѣніи мы должны заняться дѣломъ самымъ необходимымъ, полезнымъ и спасительнымъ для насъ, дѣломъ святымъ. Отсюда уже понятно, какое вниманіе и усердіе къ этому дѣлу требуется отъ насъ: совершимъ его, при помощи Божіей, какъ слѣдуетъ, — получимъ спасеніе; а если отнесемся къ этому дѣлу небрежно, — приложимъ грѣхи ко грѣхамъ, сдѣлаемся еще болѣе грѣшными. Займемся же, мои возлюбленные, займемся этимъ великимъ дѣломъ со всею любовію, со всѣмъ вниманіемъ и усердіемъ, особенно въ первую седьмицу Великаго поста.

Во-первыхъ, будемъ нелѣностно ходить ко всѣмъ службамъ церковнымъ, — ходить къ началу службъ и выходить по окончаніи ихъ, чтобы не пропустить никакихъ чтеній и пѣній церковныхъ. Трудно это будетъ для нѣкоторыхъ? Что дѣлать? Потрудимся. Вѣдь это необходимо, и необходимо не для кого-либо и не для чего-либо, а для насъ самихъ необходимо, — необходимо для нашего спасенія. Отгонимъ же всякую лѣность, всѣ отговорки, всѣ предлоги, и будемъ ходить къ началу каждой службы.

Во-вторыхъ, всѣми мѣрами позаботимся расположить себя къ самой усердной и теплой молитвѣ ко Господу Богу, и дома и здѣсь — во храмѣ. Неослабно будемъ понуждать себя къ этой молитвѣ, чрезъ всю недѣлю говѣнія нашего. Безъ горячей молитвы говѣніе наше будетъ безплодно и нисколько не полезно. И напрасно будемъ трудиться говѣть. Молитва составляетъ душу и жизнь говѣнія. Трудно неослабно молиться, и молиться съ усердіемъ? Но что же дѣлать: зато плоды молитвы будутъ самые вожделѣнные.

Въ-третьихъ, постараемся держать, во время говѣнія, самый строгій постъ, — такой постъ, какого требуетъ отъ насъ св. Церковь, — постъ тѣлесный: воздержаніе отъ запрещенной скоромной пищи и умѣренность въ самой постной пищѣ; постъ и духовный — воздержаніе отъ всѣхъ страстей и порочныхъ наклонностей. Постъ сей необходимъ для ослабленія нашей грѣховной жизни и для оживленія жизни святой — богоугодной. Постъ, соединенный съ молитвою, — это два крыла, которыми только и можно возлетѣть на высоту добродѣтели. Безъ молитвы и поста мы всегда будемъ валяться въ безднѣ грѣховной.

Въ-четвертыхъ, необходимо намъ, во время говѣнія, заняться познаніемъ самихъ себя, разобрать подробно и опредѣлить вѣрно: кто мы таковы. Похожи ли на христіанъ истинныхъ? Твердо ли содержимъ вѣру Христову и стараемся ли всегда поступать по закону Евангельскому? Или же только называемся христіанами, а живемъ вовсе не по-христіански, и такимъ образомъ никакъ не принадлежимъ къ царству Христову, а составляемъ собственность врага Христова и человѣческаго? Объ этомъ крѣпко нужно намъ подумать въ настоящіе дни говѣнія и рѣшить окончательно, къ какой области мы принадлежимъ: къ области свѣта или тьмы. Безъ этого покаяніе намъ будетъ не въ покаяніе, а въ большее осужденіе.

Въ-пятыхъ, нужно намъ будетъ дать подробную исповѣдь грѣховъ своихъ предъ духовникомъ нашимъ. Слѣдовательно, нужно намъ, во время говѣнія, припомнить всѣ наши грѣхи и прегрѣшенія — и противъ Бога, и противъ ближнихъ нашихъ, и противъ самихъ себя, — припомнить и исповѣдать всѣ грѣхи, какіе мы сдѣлали отъ юности нашей до настоящаго времени, или же, по крайней мѣрѣ, отъ прошедшей нашей исповѣди до настоящей. Ибо если не исповѣдуемъ грѣховъ нашихъ, то они останутся неразрѣшенными, хотя бы духовиикъ нашъ почему-либо и далъ намъ разрѣшеніе. При этомъ грѣхи наши удвоятся на насъ, потому что ко всѣмъ грѣхамъ нашимъ мы присоединяемъ еще ложь и обманъ, свою безпечность и нерадѣніе крайнее: обманемъ и себя, и духовника, и Самого Бога, и останемся рабами грѣха непотребными.

Въ-шестыхъ, намъ нужно будетъ пріобщиться Св. Христовыхъ Таинъ — Тѣла и Крови Христовыхъ. О, братіе мои возлюбленные, это такое великое дѣло, о которомъ нужно думать не только во время говѣнія, но и во всю жизнь и въ цѣлую вѣчность. Въ надлежащемъ причащеніи Св. Таинъ — жизнь вѣчная и блаженство; въ недостойномъ — судъ, осужденіе и страшная смерть вѣчная. Въ причащеніи Св. Таинъ Тѣла и Крови Христовой рѣшается наша участь на цѣлую вѣчность: мы причастимся или въ жизнь вѣчную, или въ осужденіе вѣчное; объ этомъ стоитъ подумать, надъ этимъ крѣпко нужно задуматься!

Вотъ предметы, которые должны занять все наше вниманіе во время наступающаго Великаго поста и нашего говѣнія. Это — хожденіе въ церковь, молитва, постъ, покаяніе, исповѣдь и причащеніе. Предметовъ не много, но они слишкомъ велики и существенно необходимы для нашего спасенія, начало котораго мы надѣемся положить въ предстоящемъ нашемъ говѣніи, въ наступающемъ постѣ. Будемъ же выслушивать всѣ постовыя службы въ церкви, будемъ молиться и поститься, будемъ каяться, исповѣдуемся и Св. Таинъ причастимся, — будемъ ежедневно здѣсь поучаться сему; и Господь не оставитъ насъ Своею милостію. Но прежде всего этого намъ нужно другъ другу простить согрѣшенія, по наставленію Господа и Спасителя нашего. Если вы будете прощать людямъ согрѣшенія ихъ, — учитъ насъ Спаситель, — то проститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный; а если не будете прощать людямъ согрѣшенія ихъ, то и Отецъ вашъ не проститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14-15). Видите, что необходимо всѣмъ прощать обиды, если хотимъ и сами получить прощеніе отъ Бога. Значитъ, безъ прощенія другъ другу обидъ и оскорбленій, всѣ наши постовые подвиги, все говѣніе наше не принесетъ намъ никакой пользы. Итакъ, начнемъ наше богоугодное говѣніе взаимнымъ всепрощеніемъ. Господи благослови! Простите меня недостойнаго, въ чемъ согрѣшилъ предъ вами, яко человѣкъ, дѣломъ, или словомъ, иди помышленіемъ! Да проститъ Господь Богъ и васъ всѣхъ, да помилуетъ и спасетъ Своею милостію и человѣколюбіемъ! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 33-37.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0