Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе II.
Въ недѣлю блуднаго сына.

На спасенія стези настави мя, Богородице: студными бо окаляхъ душу грѣхми, и въ лѣности все житіе мое иждихъ. Но Твоими молитвами избави мя отъ всякія нечистоты.

Продолжая приготовлять насъ къ покаянному времени св. поста, святая Церковь предлагаетъ нынѣ вниманію нашему для поученія Евангельскую притчу о блудномъ сынѣ.

У одного человѣка было два сына; жили они у отца своего мирно, покойно, во всякомъ довольствѣ, и время ихъ проходило благополучно. Но вотъ младшему сыну не понравилась такая мирная жизнь. Онъ началъ просить у отца принадлежащую ему часть имѣнія. Не хотѣлось отцу отпустить отъ себя неопытнаго въ жизни сына; но усиленныя просьбы сына превозмогли. Раздѣлено было имѣніе, часть младшаго отдана ему вся сполна, и онъ отпущенъ. Куда же пошелъ онъ? Конечно, куда-ннбудь подальше съ глазъ отеческихъ, — на страну далече. Въ этой далекой сторонѣ юноша началъ жить въ свое удовольствіе, какъ ему хотѣлось; а удовольствія, какъ это обыкновенно бываетъ, потребовали много расходовъ. Ничего не жалѣлъ блудный сынъ, лишь бы пожить, что называется, всласть. Но ненадолго хватило ему имѣнія его, — скоро все промоталъ и сдѣлался совершенно нищимъ. Что было ему дѣлать? Помощи ни откуда. Надо было наниматься въ работники. Нанялся, и его послали стеречь свиней. А тутъ насталъ въ странѣ той голодъ, и ему не давали даже хлѣба, — онъ вынужденъ былъ питаться тѣмъ кормомъ, какой ѣли свиньи. Какое ужасное униженіе и безобразіе! Больше унизиться человѣку, кажется, уже и нельзя!

Не та же ли исторія повторяется и между нами грѣшными?! Выходимъ мы изъ купели чистыми и непорочными, какъ Ангелы Божіи — сыны Божіи; потомъ сердобольные родители наши, особенно родительницы, начинаютъ насъ не столько воспитывать, сколько питать, пріучать къ разнымъ лакомствамъ, къ изнѣженности, подражаютъ дѣтскимъ капризамъ, доставляютъ все угодное имъ, не возбраняютъ и шалостей, даже иногда утѣшаются изобрѣтательностію ихъ, — все имъ въ милыхъ дѣткахъ кажется хорошимъ, во всемъ потакаютъ имъ, а наказать — Боже сохрани, какое бы ни учинилъ безобразіе ребенокъ. Такъ большею частію въ наше время питаются и ростутъ дѣти. И выростаютъ изъ нихъ большіе самовольники, съ большими задатками всѣхъ возможныхъ пороковъ. Такъ поступаютъ и въ школу; а въ школѣ еще съ большею свободою развиваютъ въ себѣ задатки, полученные въ домахъ родительскихъ; мало того, пріобрѣтаютъ уже и видимо дурныя наклонности, да еще научаются скрывать ихъ со всѣмъ школьнымъ искусствомъ и хитростію; а тамъ загораются у нихъ уже и разныя страстныя и порочныя наклонности. Обуздать ихъ некому: у родителей всѣми нѣжностями выманиваютъ всепрощеніе и поблажку; а школьное начальство и чуждые воспитатели или ничего за ними дурного не знаютъ, или стараются не знать, чтобы не компрометировать себя и своей школы, даютъ имъ отличныя отмѣтки. При такихъ условіяхъ страсти и пороки свободно выростаютъ, крѣпнутъ, раскрываются во всей силѣ и безобразіи. Дѣти возмужали: мнѣніе народное имъ нипочемъ; воспитателей и знать не хотятъ; родители теперь имъ вовсе не нужны, они всѣми возможными мѣрами стараются вырваться изъ ихъ рукъ, освободиться изъ-подъ ихъ власти; одно имъ нужно — средства къ веселой и разгульной жизни; богатымъ и это легко удается — вымануть у своихъ родителей, а бѣдные не задумываются и на чужой счетъ пожить въ свое удовольствіе. Благо ученые и съ правами, — какъ не довѣрить имъ?! У воспитавшихъ себя такъ одно на умѣ: почить на мнимыхъ лаврахъ, безпрепятственно и беззаботно предаться всѣмъ возможнымъ страстямъ и порокамъ; и предаются. Вотъ вамъ и блудные сынки! Они на странѣ далекой отъ дома отеческаго, отъ св. Церкви, которая представляетъ на землѣ Домъ Отца небеснаго, гуляютъ себѣ и наслаждаются всѣми благами міра прелюбодѣйнаго и во злѣ лежащаго, пока не истощаютъ себя и всего своего въ грѣховныхъ удовольствіяхъ. И сколько нынѣ между нами таковыхъ!...

Но блудный сынъ, по Евангелію, наконецъ одумался, пришелъ въ себя, горько раскаялся, возвратился къ отцу своему и милостиво былъ принятъ имъ подъ кровъ отеческій. А мы-то съ вами, возлюбленные, одумаемся ли когда; дѣти-то наши, это юное поколѣніе наше, одумаются ли, придутъ ли когда-нибудь въ себя, сознаютъ ли все свое безобразіе и крайне опасное бѣдствіе, раскаются ли, возвратятся ли къ отеческому милосердію Божію? Это грозный вопросъ! Но безъ этого — одна вѣчная, невозвратная погибель.

Что же намъ дѣлать? Можемъ ли мы исправить себя, одуматься, раскаяться? Если и можемъ, то не подумайте, что можемъ это сдѣлать сами собою. Нѣтъ; мы крайне слабы для добрыхъ дѣлъ, — наша грѣховность обратилась намъ во вторую природу, мы совершенно безсильны, безъ помощи Божіей, покаяться и исправиться. Зная наши немощи и безсиліе на дѣла благая, мать наша, св. Церковь, съ умиленною молитвою, ведетъ насъ къ Божіей Матери — всемощной Заступницѣ, Споручницѣ, Руководительницѣ грѣшныхъ.

На спасенія стези настави мя, Богородице! Такъ заставляетъ насъ Церковь прибѣгать за помощію къ Царицѣ Небесной. Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, отъ многихъ моихъ грѣховъ немощствуетъ у меня тѣло, немощствуетъ и душа моя, я такъ слабъ и безсиленъ въ дѣлѣ спасенія моего, что и самаго пути ко спасенію не вижу и не найду, тѣмъ болѣе не могу идти по пути сему. О, Всеблагая! Сама наставь меня на путь спасенія и веди по нему.

Студными бо окаляхъ душу грѣхми, и въ лѣности все житіе мое иждихъ. Какими скверными и безстыдными дѣлами грѣховными я не запачкалъ себя? Н душа моя сквернава, и тѣло мое все осквернено грѣховными пакостями!.. А лѣность моя такъ велика, что всю жизнь мою я проспалъ непробуднымъ сномъ грѣховнымъ!..

Но твоими молитвами избави мя отъ всякія нечистоты. Самъ я и думать не смѣю и приступить не умѣю къ очищенію своему отъ нечистотъ грѣховныхъ. Къ Тебѣ прибѣгаю, чистѣй; Ты мя очисти, Сама очисти, избавь меня отъ всякія нечистоты!..

Отложивъ всякую гордость и удобь-обстоятельный грѣхъ, будемъ, въ теченіе всего поста, непрестанно такъ молиться къ Царицѣ Небесной изъ глубины души и сокрушеннаго сердца; и Милосердая Владычица, безъ сомнѣнія, услышитъ молитву нашу и Сама избавитъ насъ отъ всякой нечистоты грѣховной!.. Куда ужъ намъ гордиться, когда всѣ мы, какъ блудный сынъ, въ безднѣ грѣховной погрязли и валяемся въ ней?? Аминь.

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 16-20.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0