Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Святая Четыредесятница.

Поученіе I.
Въ недѣлю мытаря и фариcея.

Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче; утренюетъ бо духъ мой ко Храму Святому Твоему, храмъ носяй тѣлесный весь оскверненъ. Но яко щедръ, очисти благоутробною Твоею милостію.

Когда кому-нибудь предстоитъ какое-либо великое или важное дѣло, то онъ заблаговременно всѣми возможными мѣрами приготовляется къ совершенію его. И намъ съ вами, возлюбленные, предстоитъ великое, чрезвычайно важное дѣло, — въ теченіе наступающаго Великаго поста, — очистить свою совѣсть покаяніемъ; потому св. Церковь и заповѣдуетъ намъ и руководитъ насъ, съ нынѣшняго дня, начать свое приготовленіе къ покаянію.

Сознаемся, что мы, особенно въ дѣлѣ нашего спасенія, крайне слабы и грѣшны кругомъ, — такъ слабы, что и помыслить сами по себѣ, безъ благодати Божіей, ничего хорошаго не можемъ, — такъ грѣшны, что говоримъ о себѣ правду, когда говоримъ: «что ступили, — согрѣшили». Поэтому намъ слѣдовало бы быть всегда смиренными во всѣхъ отношеніяхъ; а между тѣмъ, посмотрите, какъ многіе изъ насъ подымаются гордостію, самовозношеніемъ, тщеславіемъ, презорствомъ, не имѣя ни малѣйшаго основанія къ такому отвратительному превозношенію себя самихъ. Иной въ этомъ отношеніи доходитъ просто до безумнаго и ужаснаго состоянія, такъ что и приступа къ нему не бываетъ, страшно и приступиться къ нему.

И вотъ любвеобильнѣйшая и самая заботливая о насъ мать наша, св. Церковь, единственно вѣрная воспитательница наша въ духовной жизни, предлагаетъ намъ, на весь идущій Великій постъ, Божественное свое руководство къ истинному покаянію, къ истинно-христіанской нравственной жизни, въ своей Постной Тріоди. И прежде всего, въ этомъ своемъ руководствѣ, на нынѣшній день, показываетъ намъ все безобразіе и гнусность порока гордости, приводящей человѣка къ временной и вѣчной погибели и никакъ не свойственной христіанину, и въ то же время раскрываетъ намъ всю красоту и привлекательность добродѣтели смиренія, дающаго человѣку и временное и вѣчное спасеніе, и составляющаго неотъемлемое свойство всякой души христіанской; показываетъ и раскрываетъ это св. Церковь въ Евангельской притчѣ о мытарѣ и фарисеѣ, и неподражаемо выясняетъ ее намъ въ нынѣшнемъ, первомъ приготовительномъ къ посту, Богослуженіи. Однажды, говоритъ, два человѣка, мытарь и фарисей, пришли въ церковь помолиться. Фарисей и тутъ показалъ всю свою надменную гордость, самовозношеніе, тщеславіе и презорство: сталъ впереди всѣхъ, въ молитвѣ началъ перечислять свои мнимыя добродѣтели, на бѣднаго мытаря и не взглянулъ, говоря, что я не таковъ, какъ сей мытарь, дѣлаю и то и то, и вообще — нѣсмь, якоже не только мытарь, но и всѣ прочіе человѣцы. Вотъ куда превознесся! Что же дѣлаетъ мытарь? Мытарь, напротивъ, сталъ позади всѣхъ, не смѣлъ и очей поднять на высоту небесную, глубоко сознавалъ и чувствовалъ всю свою грѣховность, заливался горькими слезами, билъ себя въ грудь и одно только въ умиленіи говорилъ: Боже, милостивъ буди ми грѣшному!

Что же вышло изъ того и другого?

О, возлюбленные, судъ св. Церкви и судъ Божій не то, что судъ человѣческій! Въ пѣсняхъ церковныхъ самодовольный фарисей сравнивается съ плывущимъ по морю на кораблѣ, а самоуничиженный мытарь — съ плывущимъ на утлой ладьѣ. Но того, говорится, потопила буря самовозношенія ударомъ о камень гордости; а сего глубокая тишина самоуничиженія и тихое вѣяніе воздыханій покаянныхъ привели безопасно къ пристанищу Божескаго оправданія. Въ тѣхъ же пѣсняхъ еще фарисей сравнивается съ ѣдущимъ на колесницѣ, а мытарь — съ идущимъ пѣшкомъ. Но послѣдній, говорится, припрягши къ сокрушенію смиреніе, упредилъ перваго, заградившаго себѣ путь камнями самохваленія. Въ заключеніе же притчи сказано, что сей, т.-е. мытарь, пошелъ оправданнымъ въ домъ свой болѣе, нежели тотъ, т.-е. фарисей; «ибо всякій, возвышающій самъ себя, униженъ будетъ, а унижающій себя возвысится» (Лук. 18, 10-14). Итакъ, по суду Божію, гордый всегда будетъ униженъ и никогда не получитъ спасительнаго оправданія, а смиренный, во всякомъ случаѣ, будетъ возвышенъ и получитъ спасеніе; потому что Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать. Слѣдовательно, кто желаетъ спастись, тотъ непремѣнно долженъ уничтожить въ себѣ демонскую гордость, и вмѣсто нея посадить въ душѣ своей Христово смиреніе. Но кто изъ насъ можетъ самъ собою сдѣлать это? Мы сказали уже, что мы крайне слабы, — такъ слабы, что и помыслить ничего добраго не можемъ безъ благодатной помощи Божіей. Св. Церковь знаетъ эту нашу слабость, и потому-то на весь постъ вложила въ уста наши трогательную покаянную пѣснь: «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче...», вложила для того, чтобы мы постоянно твердили ее, проходя покаянное поприще, до тѣхъ поръ, пока вымолимъ ею себѣ истинное покаяніе.

Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!.. Слабъ я, Господи, и безсиленъ, — такъ слабъ и безсиленъ, что самъ по себѣ не могу ни найти, ни отворить дверей покаянія. Ты, Господи, это знаешь; укажи же и отвори мнѣ, Самъ укажи и отвори мнѣ двери истиннаго покаянія. Ты, Господи, милосердый Податель жизни. Это я знаю, и отъ души вѣрю этому; не попусти же мнѣ погибнуть во грѣхахъ моихъ, оживи мою бѣдную душу, омертвѣвшую отъ грѣха!

Утренюетъ бо духъ мой ко храму Святому Твоему, храмъ носяй тѣлесный весь оскверненъ... Духъ мой чувствуетъ свое грѣховное омертвѣніе, онъ и стремится къ св. храму Твоему, Господи, чтобы найти здѣсь живительный пластырь для уврачеванія своей грѣховности; но онъ, какъ самыя тяжелыя оковы, носитъ на себѣ, весь оскверненный, храмъ тѣлесный и ничего не подѣлаетъ съ нимъ... Но Ты, милосердый Господи, хочешь и можешь очистить всю мою скверну грѣховную; очисти же меня, Спасе мой, отъ всякія скверны плоти и духа, Самъ очисти, ибо я не могу этого сдѣлать, — очисти, яко щедрый, благоутробною Твоею милостію!

Отвергнувъ отъ себя фарисейскую гордость и запинающій насъ грѣхъ, будемъ изъ глубины души воздыхать такъ ко Господу, съ мытаревымъ смиреніемъ, въ продолженіе всего Великаго поста; и милосердый Господь, безъ сомнѣнія, отверзетъ намъ двери истиннаго покаянія, очиститъ насъ отъ всякаго грѣха, помилуетъ и спасетъ насъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 12-16.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0