Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Архіеп. Іонаѳанъ Рудневъ († 1906 г.)
Каковъ долженъ быть истинный монахъ?
[1].

Кто убо болій есть въ Царствіи небеснѣмъ (Матѳ. 18, 1)?

Вотъ о чемъ въ одно время спрашивали Господа нашего Іисуса Христа ученики Его.

Братія святой обители! Что если кто нынѣ спроситъ насъ о семъ: «Кто убо болій есть въ Царствіи небеснѣмъ?» А спросить такъ есть и причина: вы, какъ исключительно посвятившіе себя служенію Богу, должны быть ближе другихъ къ Царствію небесному; вы, какъ отрекшіеся отъ міра, должны быть всѣ въ Царствіи небесномъ.

Что же мы можемъ сказать о васъ: «Кто убо болій есть въ Царствіи небеснѣмъ?» — «И призвавъ Іисусъ отроча, постави é посреди ихъ и рече: аминь глаголю, аще не обратитеся, и будете яко дѣти, не внидете въ Царство небесное. Иже убо смирится яко отроча, сіе: той есть болій въ Царствіи небеснѣмъ» (Матѳ. 18, 2-4). Таковы ли вы, братіе, пришедшіе изъ міра въ сію обитель? Есть ли кто изъ васъ яко дитя невинное, благопокорливое, послушное, незнающее воли своей и знать нехотящее? Или и сюда, въ сіе святое мѣсто, принесли вы съ собою міръ и его похоть плотскую, и его похоть очесъ, и его гордость житейскую? Или и здѣсь, въ семъ святилищѣ, продолжаете жизнь виновную, непокорную, непослушную, своевольную, какъ исполины, въ коихъ отъ вѣка Духъ Божій пребывати не имать? «Аще не обратитеся и будете яко дѣти, не внидете въ Царствіе небесное».

Когда мы живемъ не такъ, какъ должны жить и по мѣсту, и по званію, и по обѣтамъ, и по самой одеждѣ, тогда мы живемъ на соблазнъ. Мѣсто, — святая обитель, — требуетъ чистоты, святости нравовъ; званіе монашеское требуетъ самоотверженія; обѣты, какіе давали вы при постриженіи, — безусловнаго послушанія; одежда и цвѣтомъ и покроемъ и знаменованіемъ — постояннаго бодрствованія противу врага — діавола, противу врага — міра, противу врага — плоти. Самый міръ, мірскіе люди хотятъ видѣть въ насъ людей не мірскихъ, а человѣковъ Божіихъ, ангеловъ земныхъ. Что же?.. если мы, и такъ отлученные отъ міра, и такъ огражденные противу всякаго грѣха, и такъ облагодатствовавные свыше, живемъ на соблазнъ, т. е. своимъ поведеніемъ даемъ поводъ другимъ осуждать, поносить самое званіе монашеское, даемъ поводъ имъ охладѣвать къ святымъ обителямъ, къ самой святынѣ христіанскаго благочестія, даемъ поводъ имъ болѣе и болѣе грѣшить, знаете ли, чтó намъ за сіе будетъ?..

«А иже аще соблазнитъ единаго малыхъ сихъ вѣрующихъ въ Мя, — говоритъ Спаситель нашъ, — уне есть ему, да обѣсится жерновъ осельскій на выи его и потонетъ въ пучинѣ морстѣй... горе человѣку тому, имже соблазнь приходитъ» (Матѳ. 18, 6-7). Это сказано о всякомъ соблазнителѣ, живущемъ во всякомъ мѣстѣ, во всякомъ званіи. Если же такъ грозно судится всякій соблазнитель, то чтó будетъ съ вами, братіе, за соблазнъ, и за соблазнъ не единаго, а многихъ; ибо многихъ соблазняемъ мы, когда облеченные въ званіе монашества, священства, живемъ не какъ монахи и священники. Чтó будетъ съ нами? «Горе всякому человѣку имже соблазнъ приходитъ;» но сугубое горе намъ. Не пучина морская ждетъ монаха соблазнителя, а пучина адская. Не жерновъ осельскій обѣсится на выи его, а тягчайшія узы всѣхъ преступленій, до коихъ онъ своимъ соблазномъ довелъ другихъ.

Въ охраненіе насъ отъ соблазновъ Спаситель нашъ даетъ такое наставленіе: «Аще ли рука твоя, или нога твоя соблазняетъ тя, отсѣцы ю и верзи отъ себе: добрѣйше ти есть внити въ животъ хрому или бѣдну, неже двѣ руцѣ и двѣ нозѣ имущу ввержену быти въ огнь вѣчный» (Матѳ. 18, 8). Кто бы ни былъ соблазнитель твой, хотябы онъ такъ тебѣ близокъ былъ какъ рука, такъ тебѣ услужливъ какъ нога, — но и такую руку, влекущую тебя на грѣхъ, и такую ногу, несущую тебя ко грѣху — отсѣцы отъ своего дружества, отъ своего знакомства, верзи, удали отъ себя, какъ непотребную, зловредную, спаси себя отъ вѣчнаго огня. Если бы самая твоя рука, привыкшая соблазнять тебя на чары... самая твоя нога, обыкшая водить тебя изъ обители въ домы грѣха, соблазняли тебя — отсѣцы ту и другую, отсѣцы не мечомъ, а молитвою, не тѣло, а волю, — свою злую привычку отсѣки страхомъ Божіимъ и верзи ю отъ себя. Простое отсѣченіе руки и ноги мало принесетъ пользы, и даже никакой не принесетъ пользы, если воля и желаніе не будутъ отсѣчены. Не рука грѣшитъ, не нога, а воля. Можно и безъ рукъ и безъ ногъ также сдѣлаться грѣшнымъ, какъ и съ руками и съ ногами. Грѣхъ не въ рукѣ, не въ ногѣ зарождается, а въ сердцѣ и волѣ: сердце есть мать, а воля питательница грѣховъ.

«И аще око твое соблазняетъ тя, изми é и верзи отъ себе: добрѣйше ти есть со единѣмъ окомъ въ животъ внити, неже двѣ оцѣ имущу ввержену быти въ геенну огненную» (Матѳ. 18, 9). Самыя драгоцѣнныя вещи не должны привлекать и занимать собою насъ такъ, чтобы изъ желанія имѣть оныя или угодить онымъ, согрѣшить, забыть Бога. «Аще око твое, — а что его дороже и нужнѣе, — аще око твое соблазняетъ тя, изми é и верзи отъ себе». Больно это и трудно? Если и больно, если и трудно, но возможно и спасительно. Больно и трудно отсѣкать злую волю, отвергать грѣховное произволеніе только для ветхаго человѣка, а не для новаго и духовнаго, который, любя Бога и свое спасеніе вѣчное, всегда готовъ погубить себя т. е. отвергнуть свои похоти, бороться со своими страстями, распинать себя самого, аще есть на сіе воля Божія.

Братія! А развѣ не больно терпѣть стыдъ, терпѣть поношеніе за худыя дѣла, терпѣть наказаніе въ здѣшней жизни, терпѣть геенскій огнь въ вѣчности? А развѣ не трудно нести тяготу гнѣва Божія за тѣ преступные соблазны, коими мы погубляемъ другихъ и усугубляемъ, безмѣрно усугубляемъ свою виновность?!

Да въ самомъ ли дѣлѣ больно и трудно отсѣкать злую волю, отвергать грѣховное произволеніе? Спросите тѣхъ, кои привыкли это дѣлать, спросите дитя, ужели ему трудно и больно слушаться своей доброй матери, подъ руководствомъ и охраненіемъ коей оно живетъ безпечально? Если будемъ имѣть такое смиреніе, какое имѣютъ дѣти, никакое святое послушаніе не будетъ тягостно, никакая покорность во Христѣ не будетъ трудна для насъ. Истиннымъ, послушнымъ христолюбивымъ подвижникамъ помогаетъ самъ Христосъ. Да представляемъ и то, что вѣнцы даются за подвиги. Ужели мы, пріобрѣтая многими трудами земное, одно Царствіе небесное думаемъ восхитить безъ всякихъ трудовъ и подвиговъ? «Царствіе небесное нудится и нуждницы восхищаютъ é» (Матѳ. 11, 12), говоритъ самъ Господь Царствія: и всѣ нужды и всѣ болѣзни и труды ради Царствія Божія должны быть не тяжки и не болѣзненны, а легки и усладительны, какъ свидѣтельство истинной любови къ Господу нашему, претерпѣвшему за насъ безмѣрныя болѣзни, крестныя, смертныя, какъ залоги нашего вѣчнаго спасенія.

Примемъ сердцемъ сію непреложную истину; остережемся вѣчной погибели; потщимся исхитить себя отъ огня геенскаго; исправимся; да совершенствуемся въ дѣлахъ благихъ, какихъ отъ насъ требуютъ наше мѣсто, наше званіе, наши обѣты. Если мы здѣсь не хороши: сколь худы были бы въ другомъ мѣстѣ? Если мы въ настоящемъ званіи раздражаемъ Господа, сколь виновны были бы предъ Нимъ въ другомъ званіи? Если мы обѣтовъ своихъ не исполняемъ: исполнимъ ли то, чего исполнять не давали обѣтовъ. Поймемъ же необходимость — побужденіе жить лучше время отъ времени: ибо дѣло спасенія требуетъ не временнаго, а всегдашняго подвига; мѣра нашего исправленія есть мѣра возраста исполненія Христова. Вотъ что я нашелъ нужнымъ сказать вамъ, братіе, при первомъ моемъ свиданіи съ вами. Сказанное мною вамъ по усердію и любви къ вамъ примите съ любовію въ назиданіе. Живите достойно званія вашего; избѣгайте паче всего невоздержанія, нецѣломудрія и пьянства. Старайтесь жить не на соблазнъ другимъ, а въ назиданіе. «Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ добрая дѣла ваша и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Бесѣда преосвященнаго Іонаѳана, епископа Ярославскаго и Ростовскаго къ братіи угличскаго Покровскаго монастыря, сказанная имъ при первомъ посѣщеніи онаго 27 іюня 1877 года. — Прим. Ред.

Источникъ: Іонаѳанъ, епископъ Ярославскій. Каковъ долженъ быть истинный монахъ? // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый свящ. С. В. Протопоповымъ. — СПб. Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1878. — Томъ I. — С. 58-62.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0