Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ (Восторговъ) († 1918 г.)
Мудрость Христова
[1].

Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ (Флп. 2, 5).

Если вы внимательны къ богослуженію святой Церкви вообще и въ частности къ богослуженію нынѣшняго праздника, то вы должны замѣтить, что во дни, посвященные въ честь и память Пресвятой Богородицы, очень часто возглашается апостольское чтеніе, начальныя слова котораго мы только что привели: Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ. Эти слова мы слышали и сегодня. Очевидно, святая Церковь избрала такое апостольское чтеніе для Богородичныхъ праздниковъ потому, что оно весьма близко подходитъ къ духовному образу и свойствамъ Богоматери. Въ Ней именно мудрствовалось то, еже и во Христѣ Іисусѣ, и иначе, конечно, и быть не могло.

Но такъ какъ наставленіе апостола относится ко всѣмъ христіанамъ, то и намъ нынѣ и по долгу христіанскому, и ради прославленія Богоматери, и для подражанія Ей полезно вдуматься въ наставленіе святого апостола.

Апостолъ пишетъ посланіе свое къ филиппійцамъ, т.-е. къ увѣровавшимъ христіанамъ города Филиппы, въ Македоніи, далеко еще къ югу, за берегами разстилающагося у вашего селенія Чернаго моря. Думаютъ нѣкоторые ученые, что въ то время въ городѣ Филиппахъ жили славяне, наши древніе предки и соплеменники. Если это вѣрно, то какъ дорого для насъ это слово первоверховнаго апостола къ нашему славянскому роду, и какъ отрадно намъ читать это посланіе! Оно дышитъ особою нѣжностью и любовью; въ немъ находимъ мы отрадное свидѣтельство апостола о томъ, что изъ всѣхъ тогдашнихъ христіанъ филиппійцы особенно трогали сердце апостола своею вѣрою, смиреніемъ и послушаніемъ. Какъ радостно намъ слышать эти слова апостола къ филиппійцамъ: «Благодарю Бога моего при всякомъ воспоминаніи о васъ, всегда, во всякой молитвѣ моей за всѣхъ васъ принося съ радостью молитву мою, за ваше участіе въ благовѣствованіи отъ перваго дня даже донынѣ. Богъ — свидѣтель, что я люблю всѣхъ васъ любовью Іисуса Христа, и молюсь о томъ, чтобы любовь ваша еще болѣе и болѣе возрастала въ познаніи и всякомъ чувствѣ».

Говорятъ, далѣе, ученые, что тѣ же предки наши и единоплеменники жили потомъ и здѣсь, въ Крыму, который былъ нѣкогда славянскимъ, до прихода сюда татаръ и прочихъ инородцевъ: если и это вѣрно, то здѣсь новое намъ побужденіе вслушаться въ слова апостола, чтобъ исполнить его святое и дорогое для насъ пожеланіе, чтобы возрастать намъ въ познаніи и во всякомъ чувствѣ, чтобъ усвоять намъ мудрость Христову.

И воистину, нашъ родъ славянскій, преимущественно же нашъ свято-русскій народъ больше всего на свѣтѣ цѣнилъ и цѣнитъ не мудрость міра сего, не гордыя познанія ума человѣческаго, воздымающагося часто на разумъ Божій, а именно мудрость Христову, такъ что хочется вѣрить и сознавать, что какъ бы особливо къ нашему православному русскому народу относятся эти краткія, но глубокія, неизмѣримо глубокія и вѣковѣчныя слова наставленія апостольскаго: Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ. Но что же, спросите вы, что именно мудрствовалось во Христѣ Іисусѣ?

Самъ апостолъ отвѣчаетъ и разъясняетъ: «Онъ, Іисусъ Христосъ, былъ образомъ Божіимъ и равенъ Богу, однако, Самъ Себя Онъ умалилъ, образъ раба принялъ, сдѣлавшись подобнымъ человѣкамъ и по виду ставъ, какъ человѣкъ; Онъ смирилъ Себя, бывъ послушнымъ даже до смерти, и смерти какой? — смерти крестной. А посему-то и Богъ Его превознесъ, и далъ Ему имя выше всякаго имени, дабы предъ именемъ Іисуса преклонилось всякое колѣно небесныхъ, и земныхъ, и преисподнихъ, и всякій языкъ исповѣдалъ, что Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца» (Флп. 2, 6-11).

Вотъ оно, мудрствованіе Христово! Это мудрость смиренія и самоотверженія, мудрость исполненія воли Отца Небеснаго, мудрость служенія воспринятому на себя, даже добровольно, долгу, мудрость служенія не себѣ, а другимъ! А посему апостолъ дѣлаетъ такой выводъ для вѣрующихъ, желающихъ имѣть мудрость Христову, и пишетъ своимъ возлюбленнымъ филиппійцамъ: «Итакъ, если есть какое утѣшеніе во Христѣ, если есть какая отрада любви, если есть какое общеніе духа, если есть какое милосердіе и сострадательность, — то дополните мою радость: имѣйте однѣ мысли, имѣйте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не дѣлайте по любопренію, т.-е. изъ любви и склонности поспорить, или по тщеславію, т.-е. по горделивости и хвастовству, но по смиренномудрію почитайте одинъ другого высшимъ себя. Не о себѣ только каждый заботься, но каждый и о другихъ: сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ» (Флп. 2, 1-5).

И смотрите теперь, поучаясь, какъ эта мудрость Христова отобразилась въ Его Пречистой Матери, — и въ жизни Ея и въ самомъ успеніи. Смиренно приняла Она въ свое время вѣсть архангела о рожденіи отъ Нея Сына Божія: Се раба Господня; буди мнѣ по глаголу Твоему, — такъ отвѣтила Она небесному посланнику, хотя знала хорошо, и притомъ Сама исповѣдывала, что честь Ея и слава теперь выше всего въ мірѣ, что отнынѣ ублажатъ Ее вси роди. И съ тѣмъ же смиреніемъ встрѣтила Она того же небеснаго вѣстника, съ вѣтвью рая явившагося къ Ней возвѣстить Ея кончину. Рѣдко говоритъ о Ней святое Евангеліе: Смиренная Дѣва, Матерь Іисуса, молчитъ, въ Своемъ смиреніи все слагая въ сердцѣ Своемъ. Поютъ ангелы въ часъ рожденія Ея Сына и Бога, славословятъ пастыри, поклоняются волхвы: Она молчитъ. Потрясаются грады при входѣ Іисуса Христа во дни Его учительства, народъ прославляетъ Чудотворца, несмѣтныя толпы ходятъ за Нимъ, восклицаютъ женщины въ избыткѣ духовнаго восторга и благоговѣнія: «блаженно чрево, Тебя носившее, и сосцы, Тебя питавшіе», какъ это мы слышали и сегодня въ евангеліи: Она, Богоматерь, молчитъ. Иродъ злобствуетъ и безумствуетъ, фарисеи строятъ козни; зрѣетъ предательство, окаянствуетъ Іуда; страшное дѣло совершается, — на крестѣ распятый и мучимый виситъ Сынъ Божій и Сынъ Маріи. Тутъ оружіе, Симеономъ предреченное, пронзаетъ сердце Матери; тутъ исполнился его глаголъ въ этотъ часъ страшный и ужасный. Земля колебалась, и омрачалось небо, солнце померкло, ангелы служаху страхомъ и трепетомъ, полные ужаса, тутъ камни разверзались и вставали мертвецы; тутъ невиданное, неслыханное, единственное преступленіе богоубійства совершалось народомъ проклятымъ и отверженнымъ... Все перенесла въ Своемъ смиреніи Пресвятая Дѣва. Тѣмъ же и Ее Богъ превознесе: видѣла Она радость воскресенія, зрѣла вознесеніе Сына Своего на небо, зрѣла сошествіе Святаго Духа, видѣла распространеніе вѣры во Христа въ мірѣ, дождалась и въ часъ успенія пришествія апостоловъ, пѣнія ангеловъ, — и се Сынъ Ея и Богъ Самъ явился и взялъ въ вѣчные чертоги славы Ея душу; взято потомъ было и Ея пречистое тѣло. Но и по успеніи Богъ Ее превознесе, и даровалъ Ей имя, еже паче всякаго имене, и славится Она честнѣйшею херувимъ, и славнѣе безъ сравненія серафимовъ, высшею небесъ, чистшею свѣтлостей солнечныхъ, Владычицей міра, и отнынѣ, и донынѣ и во вѣки вѣковъ ублажаютъ и ублажатъ Ее вси роди...

И смотрите, далѣе, но уже поучаясь инымъ поученіемъ: горя стыдомъ и устрашаясь страхомъ и ужасомъ, въ предчувствіи грядущихъ бѣдъ и скорбей, — смотрите, какъ далеко мы теперь отошли и все дальше и дальше отходимъ отъ этой мудрости Христовой.

Мудрость бѣсовская, богоборная, мудрость лживая, мудрость гибельная все больше и больше воцаряется среди насъ. Слышали и вы, и особенно слышали окружающія васъ селенія, какъ Михайловка и другія, эту сатанинскую премудрость.

Апостолъ завѣщаетъ намъ имѣть однѣ мысли: а намъ новые учители, сыны погибели, больше всего старались внушить разномысліе и на своихъ буйныхъ собраніяхъ (митингахъ) силились убить и поносили ту мудрость Христову, мудрость вѣры, смиренія, покорности и послушанія, которою жилъ тысячу лѣтъ и былъ силенъ нашъ народъ.

Апостолъ завѣщаетъ намъ имѣть ту же любовь; а намъ внушали ненависть и зависть къ Царю и къ властямъ, къ богатымъ и сильнымъ, какъ-будто отъ того мы сами сдѣлаемся и богатыми, и сильными, — и говорили это чаще всего люди, сами утопающіе въ деньгахъ, — въ деньгахъ или накраденныхъ, или получаемыхъ предательски отъ того же правительства, противъ котораго они на казенный счетъ направляли бунты и революцію, или, наконецъ, собираемыхъ прямо, какъ подкупъ отъ враговъ нашего народа и родины.

Апостолъ говоритъ намъ: «будьте единодушны». А насъ хотѣли и хотятъ разодрать на враждебныя партіи, намъ говорятъ не о мирномъ сожительствѣ, а о борьбѣ и взаимной ненависти различныхъ сословій и классовъ общества и государства.

Апостолъ учитъ: «ничего не дѣлайте по любопренію», а насъ наставляютъ со всѣми и обо всемъ спорить, спорить съ Царемъ и даже съ Богомъ.

Апостолъ предупреждаетъ «не поступать по тщеславію», а намъ новые учители только и обѣщаютъ одно тщеславіе: будешь, говорятъ, самъ господиномъ, будешь самъ правителемъ, будешь самъ чуть не царемъ, только бунтуй, убивай, рѣжь, слушайся новыхъ сатанинскихъ наставниковъ, прикрывающихся то именемъ науки, то благомъ общественнымъ, а на дѣлѣ себѣ прочищающихъ путь къ власти и обогащенію.

Апостолъ учитъ: «почитайте одинъ другого высшимъ себя». А новые учители наставляютъ никого не считать выше себя, никому не повиноваться, никого не слушать, себя объявлять и богомъ, и царемъ, и властью.

Слышимъ вѣковѣчный апостольскій завѣтъ: Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ. Мудрость же Христова есть смиреніе, а не гордость; есть служеніе не себѣ, а другимъ; есть исполненіе того, что должно, а не того, что пріятно или полезно. Когда врачъ во время болѣзни и особенно такой, какая теперь приближается, т.-е. заразительной холеры, не бѣжитъ отъ больныхъ, не занимается, какъ мы видѣли иногда, политикою и государственною измѣною и бунтами, а лѣчитъ больныхъ, невзирая на опасность смерти, и это дѣлаетъ не ради земной чести, а во имя Бога: это мудрость Христова. Когда отецъ и мать терпѣливо сносятъ трудъ и лишенія жизни ради блага и покоя дѣтей; когда дѣти покорны родителямъ и, подавляя въ себѣ бурные порывы младости, подчиняютъ свою волю волѣ родителей по чувству долга и по довѣрію къ нимъ; когда солдатъ по долгу присяги на полѣ брани прощается навѣкъ съ бѣлымъ свѣтомъ, съ родными и близкими и отдаетъ молодую жизнь свою за вѣру, царя и родину; когда подданный, какъ ни тяжело бываетъ, исполняетъ всѣ повинности и труды ради повиновенія Богомъ данному царю и правительству и ради служенія родному народу; когда, слушая ученаго и искуснаго въ словѣ совратителя и его діавольскія, завлекательныя рѣчи и обѣщанія всякихъ благъ, вѣрный сынъ Церкви и отечества, по сознанію долга, не поддается соблазну; когда священникъ идетъ къ заразительному больному для молитвы и утѣшенія, и когда онъ, по своему долгу, говоритъ правдивое, но горькое слово поученія и вразумленія людямъ не Христова духа, съ опасностью для себя получить всевозможныя непріятности и даже самую смерть, какъ пріялъ ее зарѣзанный руками безбожныхъ революціонеровъ бывшій вашъ батюшка, новый мученикъ отецъ Владиміръ Троепольскій: то все это есть мудрость Христова.

Стойте, братіе, въ этой мудрости непоколебимо; да стоитъ въ ней весь нашъ вѣрующій, добрый русскій народъ. И тогда Богъ насъ превознесетъ не мірскою и тлѣнною, а небесною и безсмертною славою, и даруетъ намъ имя, еже паче всякаго имене. Имя же это, самое высокое и дорогое для христіанъ, есть таковое: вѣрные ученики мудрости Христовой. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Слово въ день Успенія Божіей Матери, 15 августа 1908 г., сказанное въ селѣ Саки, Таврической епархіи; мѣстность сильно была подвержена революціонной пропагандѣ вслѣдствіе того, что здѣсь — земская грязелѣчебница, укрывавшая одно время революціонныхъ агитаторовъ.

Источникъ: Прот. І. І. Восторговъ. Полное собраніе сочиненій. Т. III (въ двухъ вып.): Проповѣди и поучительныя статьи на религіозно-нравстренныя темы. 1906-1908 гг. — М.: Типографія «Русская Печатня» Б. В. Назаревскаго, 1915. — С 622-628.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0