Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)
Завѣты жизни св. Іоанна Златоустаго
[1].

Кто изъ православныхъ христіанъ не слышалъ имени святого Іоанна Златоустаго? Едва ли есть другой изъ чтимыхъ святыхъ, кого бы Церковь Христова поминала такъ часто, — почти каждый день во всѣхъ своихъ священныхъ храмахъ. Ему мы обязаны составленіемъ божественной литургіи, чаще всего совершаемой въ нашей Церкви; ему мы обязаны многими чудными и доселѣ трогающими всякое сердце молитвами. Его жизнь навѣки полна поученій, какъ примѣръ твердой вѣры, безтрепетнаго служенія долгу, не взирая ни на какія препятствія, безпредѣльной преданности святой Церкви и сопряженной съ великими трудами и подвигами любви къ своимъ ближнимъ. Его многочисленныя сочиненія — проповѣди, наставленія, толкованія слова Божія, книги, письма и посланія, — все это на вѣчныя времена остается не превзойденнымъ образцомъ глубокомыслія, краснорѣчія, горячности любящаго сердца и неисчерпаемаго назиданія для вѣрующихъ всѣхъ вѣковъ, странъ и народовъ.

Такого-то великаго изъ величайшихъ святыхъ прославляемъ мы сегодня нарочитымъ праздничнымъ торжествомъ, по случаю 1500-лѣтія со дня его святой мученической кончины.

«Златозарнаго и златословеснаго почтимъ Златоустаго Іоанна, вся позлатившаго златовидными сіяніи ученія, и міръ языкомъ просвѣтивша, злата свѣтлѣйшимъ и свѣта полнѣйшимъ, источающимъ благодать Божественную». Такъ прославляетъ великаго святителя пѣснь церковная. Тысячу пятьсотъ лѣтъ предъ его невиданными дарованіями ума и слова и предъ подвигомъ его жизни преклоняется міръ христіанскій, и сколько будетъ существовать Христова Церковь, она никогда не забудетъ объ этомъ праведникѣ, вселенскомъ учителѣ и свѣтильникѣ. Изъ его твореній всегда будутъ черпать мудрость и озареніе благочестивыя души, его примѣромъ будутъ всегда назидаться ищущіе назиданія.

И нынѣ, въ день нарочитаго праздника въ честь угодника Божія, мы не только помянемъ его благодарною хвалою и усердною къ нему молитвою, не только «въ пѣснехъ возвеличимъ Златоуста», — хотя и напередъ знаемъ, что трудно выразить словами величіе его дарованій и святости, — но постараемся найти въ его жизни себѣ уроки и наставленія, найти примѣры для подражанія.

Конечно, нельзя подражать его блистательнымъ дарованіямъ ума, познаній и единственнаго, воистину неподражаемаго краснорѣчія, которое и дало на всѣ вѣка ему одному принадлежащее похвальное именованіе Златоустаго. Это — Божій даръ. Но нѣкогда самъ Златоустъ, восхваляя апостола Павла и дивясь его величію, замѣтилъ въ назиданіе слушателямъ: «Хотя онъ былъ и Павелъ, все же былъ онъ человѣкъ». Такъ точно и мы теперь скажемъ объ Іоаннѣ: хотя онъ былъ и Златоустъ, все же онъ былъ человѣкъ, и многое человѣческое въ немъ намъ близко, доступно и для пониманія, и для подражанія.

Рожденный въ семьѣ богатой и знатной, получившій самое высокое образованіе по своему времени, съ юныхъ лѣть видѣвшій признаніе своихъ блистательныхъ талантовъ, проживая въ столичномъ городѣ всего Востока, имѣя предъ собою самую блестящую будущность въ мірскомъ служеніи, — святой Іоаннъ, однако, всѣ свои исключительныя дарованія, всѣ способности, всѣ силы, всѣ сокровища души своей отдалъ Богу и посвятилъ на служеніе Церкви. Смиренно уклоняясь въ молодости отъ почести епископства, онъ то состоитъ чтецомъ при церкви въ родномъ городѣ Антіохіи, то удаляется въ горы и простымъ монахомъ-послушникомъ служитъ пустыннымъ отшельникамъ, то удаляется въ затворъ въ пещеру, а потомъ, возвратившись въ силѣ духовной обратно въ міръ, онъ долго служитъ въ церкви діакономъ, потомъ простымъ рядовымъ священникомъ. Кругомъ его раздаются восторженныя хвалы его мудрости, его неподражаемому краснорѣчію, а онъ остается все тѣмъ же смиреннымъ служителемъ Церкви Христовой: посѣщаетъ больныхъ, благотворитъ бѣднымъ, неустанно совершаетъ богослуженія, неустанно проповѣдываетъ, изъясняетъ Священное Писаніе, поучаетъ вѣрныхъ. Онъ радуется радостями пасомыхъ, онъ скорбитъ ихъ скорбями. Не разъ, слабый здоровьемъ, онъ не выдерживалъ такого неустаннаго и безпрерывнаго труда и въ изнеможеніи возлегалъ на одръ болѣзни, но при первой возможности, еще больной и слабый, онъ снова становится на дѣло своего пастырства и учительства. Глубоко вѣрилъ святой Іоаннъ и намъ завѣщалъ, что только служеніе Церкви несетъ спасеніе міру и человѣчеству, что только углубленіемъ и расширеніемъ христіанскихъ правилъ вѣры и благочестія можно благоустроить нашу земную жизнь.

Хочешь ли ты, христіанинъ, пройти черезъ жизнь и оставить по себѣ слѣдъ благотворный? Хочешь ли, чтобы твое существованіе не было пустымъ и безплоднымъ? Хочешь ли ты принести благо людямъ, усилить добро, уменьшить зло? Нигдѣ и ничѣмъ ты не можешь достигнуть этого, какъ въ Церкви Божіей и служеніемъ Церкви. И будешь ли ты рядовой мірянинъ, или вліятельный членъ церковнаго общества, будешь ли ты бѣденъ или богатъ, одаренный способностями или самый заурядный человѣкъ, — это рѣшительно все равно: въ мѣру силъ, въ мѣру возможности и трудись для Церкви Христовой въ рядахъ вѣрныхъ ея сыновъ, ей служи, ей помогай, ея ученіе и заповѣди исполняй, блюди всячески ея интересы и нужды, и ты всегда будешь испытывать полное душевное удовлетвореніе, ты принесешь непримѣтно міру долю пользы, и жизнь проживешь не напрасно. Пусть будутъ въ Церкви «самыя сильныя волны, самая жестокая буря» — непорядки и нестроенія; ихъ было не мало и при Златоустѣ... Но поэтому-то еще сильнѣе нужно любить ее, еще пламеннѣе заботиться объ ея силѣ и дѣйствіи. Пусть будетъ много пастырей недостойныхъ, — ихъ было еще больше при святомъ Іоаннѣ... Но поэтому-то еще больше мы должны заботиться о томъ, чтобы Церковь Христова, это сокровище міра, оставалась цѣлою и неповрежденною. Христосъ, Кормчій корабля церковнаго, спасетъ и сохранитъ Свою Церковь.

Сіе да мудрствуется и у насъ, по завѣту жизни и слова святого Іоанна. Прекрасно изображаетъ онъ силу и вліяніе всецерковнаго союза и молитвы. «Какъ пристань на морѣ, защищенная отъ вѣтровъ и волнъ, даетъ полную безопасность входящимъ въ нее судамъ: такъ и домъ Божій, какъ бы исторгая входящихъ въ него изъ бури мірскихъ дѣлъ, даетъ имъ стоять спокойно и безопасно, и слушать слово Божіе. Храмъ есть школа добродѣтели, училище любомудрія не только во время службы, но и раньше и послѣ нея. Войди въ преддверіе, и какъ бы вѣтерокъ какой-то духовный повѣетъ на твою душу. Эта тишина внушаетъ страхъ и учитъ любомудрію; возбуждаетъ умъ и не даетъ помнить о настоящемъ, но переноситъ тебя съ земли на небо. Если же такъ полезно быть здѣсь и безъ собранія, то какую пользу получаютъ здѣсь присутствующіе и какую потерю несутъ отсутствующіе тогда, когда пророки возглашаютъ, когда апостолы благовѣствуютъ, когда Христосъ стоитъ посреди, когда Отецъ одобряетъ происходящее здѣсь, когда Духъ Святый сообщаетъ Свою радость?»

Съ великимъ стараніемъ святый Златоустъ прилагалъ всѣ заботы къ тому, чтобы слово Христова благовѣстія огласило всѣ концы земли и всѣ дальніе и ближніе народы. Арменія и Финикія, Персія и Черноморскіе предѣлы, и, что особенно намъ дорого, — наши предки на Днѣпрѣ, въ предѣлахъ нынѣшней нашей Россіи, слышали слово Божіе изъ устъ проповѣдниковъ, посланныхъ святымъ Іоанномъ Златоустомъ, когда онъ изъ Антіохіи возведенъ былъ на высоту каѳедры патріаршаго престола въ Константинополѣ.

Съ величайшимъ мужествомъ отстаивалъ святой Златоустъ истину Христову отъ покушеній на нее со стороны еретиковъ и язычниковъ. Самую власть императоровъ онъ считалъ призванною охранять Церковь совнѣ силою государства, въ то время, какъ пастыри церковные должны укрѣплять Церковь силою слова и христіанскаго добраго житія своего собственнаго и своей паствы. Онъ настоялъ предъ царемъ, чтобы были запрещены языческія блудныя и нечистыя игры и празднества, чтобъ отмѣнены были торжественныя процессіи и ходы по городу еретиковъ-аріанъ. Когда сильный и властный вельможа, аріанинъ Гайна, требовалъ для аріанъ уступить храмъ въ городѣ Константинополѣ и царь, страшась этого вельможи и опасаясь возмущенія предводимыхъ имъ войскъ, согласился на его требованіе, то святой Іоаннъ мужественно говорилъ государю о томъ, что интересы и нужды Церкви и православія царь обязанъ поставить и блюсти выше своихъ государственныхъ преимуществъ; въ доказательство своей правоты св. Іоаннъ показалъ царю указъ его благочестиваго отца, который запрещалъ аріанамъ имѣть молитвенные дома въ столицѣ. Самъ Гайна склонился предъ святителемъ и подчинился его увѣщаніямъ: будучи еретикомъ, онъ, однако, призналъ и увидѣлъ, что и благо Церкви, и польза самого государства требуютъ полной охраны всѣхъ правъ православія въ православной имперіи. «И мы ведемъ войну (съ ересями), — говорилъ Златоустъ, — но наша война не живыхъ дѣлаетъ мертвыми, а мертвыхъ живыми. Не еретика преслѣдую, а ересь, не грѣшника, а грѣхъ».

Не то же ли должно быть и въ нашемъ православномъ русскомъ царствѣ? И мы, служа родинѣ, прежде всего и больше всего должны полагать ея благо, ея честь и славу въ томъ, чтобы святое православіе въ нашемъ царствѣ и процвѣтало, и господствовало, чтобъ отъ Россіи шло благовѣстіе имени Христова во всѣ страны и народы иновѣрные. Однако, да не будетъ все это основано только на силѣ принужденія, на внѣшнемъ правѣ. Святой Іоаннъ Златоустъ проповѣдь слова Божія и расширенія предѣловъ и обладанія Церкви Христовой прежде всего подтверждалъ личнымъ благочестіемъ и святостью. Любовь его къ людямъ была безмѣрная; любовь къ бѣднымъ и неимущимъ несказанная, ибо имъ онъ роздалъ въ молодости все свое имѣніе, а въ годы патріаршества продавалъ даже украшенія и сосуды церковные, чтобы на вырученныя деньги кормить нищихъ и убогихъ. Съ мужествомъ и пастырскою твердостью онъ увѣщевалъ богатыхъ, чтобъ они помогали отъ своихъ имѣній бѣднымъ, хотя за это былъ многими ненавидимъ и терпѣлъ укоризны и преслѣдованія. «Многіе, — говорилъ онъ, — осуждаютъ меня за то, что я нападаю на богачей. Но зачѣмъ же они несправедливы къ бѣднымъ? Ты богатъ? Не мѣшаю тебѣ. Но ты — грабитель? Осуждаю тебя. И бѣдняки и богачи — равно мои дѣти». «Не только присвоять себѣ чужое, но и не удѣлять части своего имущества бѣдному уже есть грабительство».

Больше всего на свѣтѣ боялся Златоустъ нечестія. Онъ поучалъ, что «есть одно только зло — грѣхъ, и нѣтъ другого блага, кромѣ добродѣтели».

Зависть къ его дарованіямъ и высокому положенію, ненависть къ нему за обличенія грѣха и нечестія сплели Златоусту терновый вѣнецъ страданій. Сама жена царя и окружающія ее суетныя женщины, обличаемые богачи, низлагаемые за беззаконіе и нечестіе епископы и клирики, — всѣ, соединившись вмѣстѣ, достигли того, что Іоанна Златоуста судили судомъ неправеднымъ, лишили каѳедры и сослали въ далекое изгнаніе. Онъ умеръ въ ссылкѣ на берегу Чернаго моря, въ предѣлахъ нашего отечества, въ мѣстечкѣ Команы, въ храмѣ с. Василиска, 14-го сентября 407 года. Но во всѣхъ гоненіяхъ и преслѣдованіяхъ ни на одинъ моментъ святой Іоаннъ не отступилъ отъ своего долга пастырскаго: до конца онъ служилъ, проповѣдывалъ, утѣшалъ, обличалъ, увѣщевалъ, дѣлалъ распоряженія, клонящіяся ко благу церкви. Онъ говорилъ: «Пусть станетъ противъ меня все: поношеніе, брань, насмѣшки, клевета, мечъ, огонь, голодъ, болѣзнь и все жестокое, что ни случается въ этой жизни, — я пойду своимъ путемъ». Такова сила преданности своему долгу у святого Іоанна Златоуста. Велико было его незлобіе и прощеніе враговъ, велико было его терпѣніе въ ссылкѣ, гдѣ выносилъ онъ грубое обращеніе стражей, зной и стужу, голодъ и жажду. Трогательна его святая кончина. Стражи влекли его на край имперіи, въ дикія страны, въ ссылку и изгнаніе. И вотъ, отъ страшныхъ мученій онъ сталъ изнемогать; видимо, близился его конецъ. Въ уединенной церкви мученика Василиска, близъ г. Команъ, остановился онъ и спутники его. Ночью явился ему святой мученикъ и сказалъ: «Мужайся, Іоаннъ! Завтра мы будемъ вмѣстѣ». На слѣдующій день стражи снова повлекли святого Іоанна дальше, но, видя полное его изнеможеніе и близость его кончины, принуждены были возвратиться назадъ. Святой Іоаннъ просилъ у священника бѣлыя новыя священныя одежды; чистый и непорочный, въ бѣлыхъ чистыхъ ризахъ, воспѣлъ онъ послѣднюю земную пѣснь Господу словами тѣхъ чудныхъ молитвъ, которыя самъ составилъ и оставилъ для Церкви; горячо молился умирающій праведникъ; съ вѣрою и надеждою жизни вѣчной причастился онъ въ послѣдній разъ святыхъ Христовыхъ Таинъ. Потомъ въ изнеможеніи онъ возлегъ во храмѣ на полъ у алтаря Господня, — онъ, весь вѣкъ служившій Церкви, храму и алтарю, перекрестился и сказалъ послѣднее земное слово: «Слава Богу за все!» Тутъ онъ вытянулся, вздрогнулъ, и взоръ его угасъ, и душа отлетѣла къ Богу. То былъ день Воздвиженія Креста Господня; свой крестъ жизни святой Іоаннъ донесъ до самаго порога вѣчности съ любовію и самоотверженіемъ. Такъ укрѣпился, а не ослабѣлъ его духъ отъ борьбы и страданій. Самъ Златоустъ писалъ изъ ссылки своей, съ мѣста страданія: «Въ борьбѣ духъ человѣческій укрѣпляется самыми испытаніями, которыя онъ претерпѣваетъ. Такова природа скорбей: онѣ возносятъ превыше всѣхъ страданій тѣхъ, кто испытываетъ ихъ спокойно и великодушно. Деревья, вырастающія въ тѣни, лишены крѣпости и становятся неспособны производить плоды; тѣ же, которыя предоставлены всѣмъ перемѣнамъ воздуха, порывамъ вѣтра, лучамъ солнца, — полны силы, одѣваются листьями, покрываются плодами».

Такъ и мы, подражатели жизни святого, въ заботахъ о распространеніи и славѣ имени Христова и Церкви святой, о первенствѣ и господствѣ святого нашего православія, по примѣру и завѣту св. Златоуста, прежде всего жизненнымъ христіанствомъ, въ мѣру силъ, намъ данныхъ, должны святить имя Божіе и благовѣствовать Его славу.

Безъ конца мы могли бы сплетать вѣнецъ похвалъ нынѣ прославляемому вселенскому учителю, но и сказаннаго довольно, чтобы горяча была нынѣ наша молитва къ нему: «Устъ твоихъ, якоже свѣтлость огня возсіявши благодать, вселенную всю просвѣти, не сребролюбія мірови сокровища сниска, высоту намъ смиренномудрія показа, но твоими словесы наказуя, отче Іоанне Златоусте, моли Христа Бога спастися душамъ нашимъ». Сказаннаго довольно, чтобы мы, преклоняясь предъ дивною святостью Златоустаго учителя, учились его добродѣтелямъ. Сказаннаго довольно, чтобы нынѣ разумно и сознательно, съ любовью и усердіемъ прославить праведника и прославить Бога, давшаго крѣпость духа Златоусту и вѣнчавшаго его нетлѣннымъ вѣнцомъ праведности. «Есть ли, — спрашиваетъ одинъ святой учитель церковный (св. Исидоръ Пелусіотъ), — есть ли столь безчувственный человѣкъ, который не возблагодарилъ бы Провидѣніе, даровавшее міру столь блистательное свѣтило?»

И умѣстно предъ молитвою къ святому сказать похвалу ему словами святой Церкви: «Земный ангелъ и небесный человѣкъ, ластовице богоглаголивая, многогласная, добродѣтелей сокровище, равностоятель святыхъ ангелъ, апостоловъ единонравенъ, — въ пѣснехъ да возвеличится Златоустъ!» Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Слово въ день памяти святого Іоанна Златоустаго, по случаю 1500-лѣтія со дня его кончины, 14 ноября 1907 года.

Источникъ: Прот. І. І. Восторговъ. Полное собраніе сочиненій. Т. III (въ двухъ вып.): Проповѣди и поучительныя статьи на религіозно-нравстренныя темы. 1906-1908 гг. — М.: Типографія «Русская Печатня» Б. В. Назаревскаго, 1915. — С 384-391.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0