Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)
Пастырскій голосъ во дни революціи
[1].

3. Власти повинуйся (Рим. 13, 1-8).

Какъ и откуда появилась первая власть среди людей? Отвѣтить на этотъ вопросъ весьма важно и весьма поучительно. Въ то же время на этотъ вопросъ всякій можетъ отвѣтить и ясно и совершенно безошибочно.

Первая власть есть власть родителей надъ ребенкомъ съ той минуты, какъ только онъ родился. Что было бы съ этимъ ребенкомъ, если бы надъ нимъ не было власти родителей? Что было бы съ нимъ, если бы кто-либо, думая принести ему пользу и дать полную свободу, отнялъ бы его отъ отца и матери и оставилъ бы его одного, не давши ему никакой другой власти? Всякій ясно видитъ, что такой ребенокъ погибнетъ. Но мы знаемъ, какъ родители любятъ дѣтей, питаютъ ихъ, нерѣдко себѣ во всемъ отказывая; мы знаемъ, какъ мать бросается защищать своего ребенка; какъ чутко слышитъ она каждое его движеніе; какъ она понимаетъ, чтó ему нужно, хотя ребенокъ не говоритъ ни слова. Кто же учредилъ такую власть родителей и подчиненіе дѣтей? Кто? Конечно, Тотъ, Кто создалъ и родителей и дѣтей, т.-е. Богъ. Итакъ, самая первая власть — отъ Бога. Это ясно, какъ день.

Но въ жизни во всѣхъ областяхъ, вездѣ и всегда, нужна власть: нужны пастыри въ Церкви, ибо безъ нихъ въ дѣлѣ святой вѣры будетъ безпорядокъ и вѣчные раздоры; нужны судьи въ жизни, ибо безъ нихъ одинъ безпрепятственно будетъ обижать другого; нужны правители, ибо безъ нихъ будутъ безсильны и пастыри и судьи, которыхъ не послушаютъ злые люди; нужны учители въ училищахъ, ибо иначе зачѣмъ же собираться и ученикамъ, которые другъ друга вѣдь ничему не научатъ; нужны военные начальники, ибо безъ нихъ не будутъ знать, куда идти и что дѣлать, и вмѣсто стройнаго войска будетъ стадо; а всѣ власти, чтобы быть согласными, чтобы не мѣшать, а помогать одна другой, должны имѣть надъ собою одну высочайшую: это — власть царя.

Если бы вдругъ уничтожить сразу всѣ эти власти, то получилось бы то же, что съ ребенкомъ, если у него отнять родителей и оставить одного: произошла бы гибель всего народа отъ безпорядковъ и замѣшательства; тогда люди жили бы хуже и несчастнѣе звѣрей, потому что и среди животныхъ и даже насѣкомыхъ мы видимъ старшихъ и распорядителей: пчелы и муравьи убѣждаютъ насъ въ этомъ.

Кто же установилъ власти въ народахъ? Народъ — это большая семья. И Тотъ, Кто установилъ и освятилъ власть родительскую въ семьѣ, т.-е. Богъ, Онъ же установилъ и всякую другую власть въ большой семьѣ — въ народѣ. Слово Божіе такъ ясно, и подробно, и убѣдительно учитъ объ этомъ, что ни прибавить къ нему, ни убавить отъ него ничего нельзя. Вотъ что говоритъ оно въ поученіе всѣмъ вѣрующимъ: Всякая душа да будетъ покорна высшимъ властямъ; ибо нѣтъ власти не отъ Бога, существующія же власти отъ Бога установлены. Посему противящійся власти противится Божію установленію; а противящіеся сами навлекутъ на себя осужденіе. Ибо начальствующіе страшны не для добрыхъ дѣлъ, но для злыхъ. Хочешь ли не бояться власти? Дѣлай добро, и получишь похвалу отъ нея; ибо начальникъ есть Божій слуга, тебѣ на добро. Если же дѣлаешь зло, бойся, ибо онъ не напрасно носитъ мечъ: онъ — Божій слуга, отмститель въ наказаніе дѣлающему злое. И потому надобно повиноваться не только изъ страха наказанія, но и по совѣсти. Для сего вы и пóдати платите, ибо они — Божіи служители, симъ самымъ постоянно занятые. Итакъ, отдавайте всякому должное: кому пóдать — пóдать; кому оброкъ — оброкъ; кому страхъ — страхъ; кому честь — честь. Не оставайтесь должными никому ничѣмъ, кромѣ взаимной любви; ибо любящій другого исполнилъ законъ (Рим. 13, 1-8).

Видите, какъ строго осуждаетъ слово Господне всякое противленіе власти. Больше того: оно запрещаетъ не только дѣло, противное власти, но даже слово, направленное противъ нея, и самую мысль о томъ: начальника въ народѣ твоемъ не поноси (Исх. 22, 28), и даже въ мысляхъ твоихъ не злословь царя (Еккл. 10, 20).

Послѣ сказаннаго ясно, кто суть новые учители, появившіеся теперь въ нашемъ отечествѣ и учащіе народъ противиться власти. Это — враги Божіи и враги народа, ибо они своею пагубною проповѣдью принесутъ ему только гибель. Не со вчерашняго дня они явились. Они пришли къ намъ изъ чужихъ земель и давно ужъ сами раздѣлились на различныя дольки и партіи. Одни изъ нихъ отвергаютъ всякую власть: это — такъ-называемые анархисты (по-русски анархизмъ — безначаліе); они учатъ, что люди будутъ счастливы безъ всякой власти, безъ всякаго управленія, забывая, что тогда на свободѣ разгуляются насиліе, неправда, жестокость, жадность и хитрость, и эта общая война всѣхъ противъ всѣхъ сдѣлаетъ жизнь людей звѣриною; тогда, воистину, несчастьемъ будетъ родиться на свѣтъ; тогда человѣкъ для человѣка станетъ волкомъ. И все-таки нельзя будетъ обойтись безъ власти: власть тогда останется за сильными и злобными, только власть эта будетъ уже гибельною для людей.

Другіе ложные учители признаютъ важность и необходимость власти, но желали бы, чтобы не было царя и нынѣшнихъ правителей. Они обѣщаютъ республику, въ которой не будетъ царя, а будутъ выбраны особые правители, причемъ въ этой республикѣ уже не будетъ никакой религіи и никакого различія народностей. Въ сущности, они сами желали бы властвовать надъ нами, а чтобы привлечь къ себѣ народъ, они обѣщаютъ, что подъ ихъ управленіемъ будетъ на землѣ рай, что все имущество раздѣлится между людьми поровну, — какъ-будто въ самомъ дѣлѣ можно передѣлаться изъ русскаго во что-то безнародное, какъ-будто можно и въ самомъ дѣлѣ у всѣхъ уравнять лѣта, ростъ, полъ, здоровье, силу, способности, умѣнье, старанье и трудъ. Этими дѣтскими сказками и обѣщаніями они привлекаютъ людей легковѣрныхъ. Такіе новые учители похожи на сына царя Давида — Авессалома. О немъ разсказано въ святой Библіи: онъ возмутилъ народъ противъ царя-отца, прельстивъ народъ разными несбыточными обѣщаніями; долго и непримѣтно онъ дѣйствовалъ, какъ измѣнникъ и предатель; собравъ около себя злыхъ и непокорныхъ, онъ пошелъ бунтомъ противъ царя въ такое время, когда тотъ былъ беззащитенъ, — и все-таки мятежный сынъ погибъ ужаснымъ образомъ въ битвѣ съ вѣрными царскими войсками.

Но посмотрите на самихъ лжеучителей въ ихъ преступной дѣятельности, которая теперь открыта предъ всѣми послѣ кровавыхъ бунтовъ ослѣпленныхъ ими и сбитыхъ съ толку несчастныхъ рабочихъ. Посмотрите: они отвергаютъ власти, учатъ не платить пóдатей, не повиноваться начальству. Но стóитъ имъ хотя на минуту собраться вмѣстѣ для своей преступной и разрушительной работы, какъ у нихъ тотчасъ же появляются свои власти: у нихъ самихъ есть комитеты, бюро, распорядители; они собираютъ насильно деньги и взносы, наказываютъ своихъ ослушниковъ, убиваютъ противниковъ. Не ясно ли, что они не могутъ и сами обойтись безъ власти? И повѣрьте, они хотятъ этой своей власти подчинить народъ. Только одна разница: вмѣсто теперешней власти, законной, они хотятъ дать свою, незаконную; вмѣсто власти Царской, Богомъ установленной, хотятъ дать власть свою, самозванную. Этимъ самымъ они, вмѣсто мира, принесутъ нестроенія; вмѣсто покойной жизни, принесутъ стачки, бунты, забастовки, убійства; вмѣсто человѣческой жизни, устроятъ звѣриную; вмѣсто обѣщанной свободы, дадутъ рабство и запугиваніе всѣхъ, кто съ ними не согласенъ, какъ они и дѣлали во время стачекъ; вмѣсто счастья, они дадутъ погибель и слабость, которою воспользуются наши враги. Самыя страшныя времена были въ исторіи именно тѣ, когда не было законной власти. Кто любитъ ближнихъ, кто любитъ свой народъ, кто слушается слова Божія, кто хочетъ самому себѣ счастья, кто не потерялъ совсѣмъ разума, — тотъ всѣми силами, всею любовью, не по страху, а по совѣсти, свободно и съ усердіемъ поддерживай власть, по заповѣди Божіей, и знай, что безвластіе — худшее изъ всѣхъ общественныхъ и государственныхъ несчастій.

Правда, бываютъ нерѣдко правители неумѣлые, иногда несправедливые, иногда и прямо худые и вредные. Помнить, однако, нужно, что и правители — люди, а гдѣ люди, тамъ всегда и ошибки, и слабости, и пороки. Правители вѣдь выходятъ изъ нашей же среды; каковы мы, таковы и вышедшіе отъ насъ, назначенные или выбранные представители власти. И затѣмъ: не бунтомъ, не злобою и не насиліемъ исправляется власть.

Какіе правители были при Іисусѣ Христѣ? Тогда правили народомъ злой Пилатъ, лукавый Иродъ; а высшими служителями Бога и святаго храма были маловѣрные тесть и зять — Анна и Каіафа; какъ бы въ насмѣшку, они звались первосвященниками. И что же? И Спаситель нашъ и Его апостолы не шли противъ нихъ съ бунтомъ и возмущеніями и не учили тому другихъ. Напротивъ, Они подчинялись ихъ распоряженіямъ и принимали отъ нихъ судъ. Правда, когда Спасителя ударили по лицу на судѣ у Анны, Онъ на это возразилъ словомъ: «если Я сказалъ правду, за что бьешь Меня?» (Іоан. 18, 23). То же дѣлали и апостолы на судѣ у царей и первосвященниковъ: они ссылались на свои права, они искали правосудія и справедливости (см. Дѣян. 16, 37; 23, 1-3).

Но этотъ путь слова открытъ и намъ, надъ одними правителями поставлены у насъ другіе, высшіе: земля наша не безсудна; можно указать предъ судомъ и высшею властью на всякую неправду. А взявшіе мечъ, по слову Христову, мечемъ и погибнутъ (Матѳ. 26, 52). Теперь о свободѣ слова, ищущаго правды, объявилъ и Государь въ манифестѣ отъ 17 октября; теперь въ новоучреждаемой Государственной Думѣ свободно можетъ раздаваться слово каждаго гражданина, кто бы онъ ни былъ, и власть должна и обязана выслушать его.

Христіанинъ! По примѣру и завѣту Господа и Его апостоловъ, власти повинуйся... Изъ любви къ родинѣ, къ порядку, къ общему благу всѣхъ людей-ближнихъ, — власти повинуйся!

Примѣчаніе:
[1] Подъ такимъ общимъ заглавіемъ печатаемъ десять листковъ, которые написаны были и изданы во множествѣ для распространенія въ народѣ въ 1905 г., въ дни смуты. Листокъ по счету V-й отнесенъ къ V тому (1-я часть), какъ имѣющій къ нему по содержанію ближайшее отношеніе (противъ соціализма: «Берегись обманныхъ рѣчей»).

Источникъ: Прот. І. І. Восторговъ. Полное собраніе сочиненій. Т. II: Проповѣди и поучительныя статьи на религіозно-нравстренныя темы. 1901-1905 гг. — М.: Типографія «Русская Печатня», 1914. — С 506-511.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0