Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 18 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)
Пастырскій голосъ во дни революціи
[1].

2. Царя чтите (1 Петр. 2, 17).

Вотъ наставленіе слова Божія, которое нужно особенно помнить въ наши тревожные дни. Ложные учители возстали теперь въ средѣ народа; они, большею частью, ослѣпленные злобою и ложью, или обманутые своими наставниками — врагами Россіи, иногда же выгнанные за негодность, лѣнь и бунты, а нерѣдко прямо подкупленные врагами нашего отечества (ибо чѣмъ же и жить имъ, и на какія деньги ѣсть, пить, имѣть кровъ и одежду?), — эти ложные учители, желая сами надъ всѣми властвовать, кричатъ теперь и пишутъ въ подметныхъ листкахъ и на красныхъ флагахъ, распѣваютъ и особо составленныя пѣсни, призывая ниспровергнуть царскую власть. Они обѣщаютъ при этомъ, что если не будетъ царя и царской власти, то всѣ скорби и недостатки жизни сами собою прекратятся и излѣчатся.

Какое безуміе! Это похоже на то, какъ если бы кто, желая вылѣчить больного человѣка, отрѣзалъ ему голову. Ибо царь — глава народа; безъ царя, какъ говоритъ исторія и нашего отечества и другихъ народовъ, всегда государствамъ грозила гибель.

Впрочемъ, вѣрные сыны Церкви привыкли ученіе человѣческое провѣрять словомъ Божіимъ, а слово Божіе ясно говоритъ намъ, что Самъ Всевышній поставляетъ царей на престолъ (Дан. 2, 21). Самъ Господь въ Ветхомъ Завѣтѣ повелѣлъ пророкамъ помазать на царство Саула, Давида, Соломона и другихъ царей и называлъ ихъ Своими избранниками и помазанниками.

Въ Новомъ же Завѣтѣ Господь Іисусъ Христосъ повелѣлъ, наравнѣ съ обязанностями къ Богу, исполнять и обязанности къ царю, когда сказалъ: воздадите кесарева кесареви, и Божія Богови (Матѳ. 22, 21); то же проповѣдывали вѣрующимъ и святые апостолы: Бога бойтеся, царя чтите (1 Петр. 2, 17).

Но обратите вниманіе на то, какіе въ то время были цари? То были цари-язычники, которые мучили и избивали христіанъ, такіе цари, которыхъ сами язычники называли извергами и изобрѣтателями преступленій. И, однако, даже этимъ царямъ Господь повелѣваетъ покоряться. Видно, дѣйствительно, царская власть освящена Богомъ; видно, нужна она для блага народовъ. Не скрываетъ никто, что могутъ быть, и дѣйствительно бывали, цари дурные, какъ наказаніе Божіе народу, какъ испытаніе свыше; но возставать противъ царя и царской власти для избавленія отечества отъ тѣхъ или другихъ непорядковъ и несовершенствъ — это то же самое, что для избавленія отъ болѣзни предлагать лѣкарство, которое гораздо гибельнѣе самой болѣзни и приноситъ смерть.

Если же о царяхъ-язычникахъ и о царяхъ злыхъ сказано въ словѣ Божіемъ, что нужно молиться о нихъ и почитать ихъ, то что же нужно сказать о нашихъ русскихъ царяхъ, православныхъ?

Воистину, великій грѣхъ забывать то, чтó они сдѣлали для нашего отечества!

Самое страшное зло и несчастье испыталъ народъ нашъ именно во время безгосударное, когда не было царя на Руси, или когда злодѣи возставали на царскую власть; народъ русскій спасся отъ погибели только избраніемъ Царя изъ того рода Романовыхъ, который и донынѣ царствуетъ въ Россіи.

И сколько добра сдѣлали народу Цари русскіе! Они избавили его отъ внѣшнихъ враговъ; расширили его царство, устроили войско; ввели просвѣщеніе; заботились о святой вѣрѣ, защищали ее во всемъ мірѣ, освободили и другія славянскія племена отъ полной гибели, освободили крестьянъ въ Россіи отъ крѣпостного рабства. И понятно, почему русскій народъ создалъ мудрое присловіе: «Безъ Царя земля — вдова, безъ Царя народъ — сирота; Царь — отъ Бога приставъ».

Искони нашъ народъ былъ царелюбивымъ. Въ глубокой древности иностранцы, посѣщавшіе землю нашу, удивлялись этой великой русской добродѣтели и только ею объясняли, почему Русское царство, которое было самымъ малымъ и незначительнымъ посреди другихъ, при множествѣ враговъ, при самыхъ тяжкихъ условіяхъ жизни, какъ евангельское зерно горчичное, разрослось въ великую державу, въ великое, многовѣтвистое дерево, что укрыло и дало покой и счастье многимъ племенамъ и народамъ на огромнѣйшемъ пространствѣ земли. Богъ на небѣ и Царь на землѣ, — вотъ, чѣмъ жилъ русскій человѣкъ.

Къ горю и стыду нашему, явились теперь въ средѣ нашей лживые учители и сбили многихъ съ пути истины. Въ тѣ дни, когда Россія вела послѣднюю тяжелую и несчастную войну, когда сердце Царя нашего болѣло за Россію, за ея войска, за невинныя и тяжкія жертвы войны, — злые люди обманно возбудили десятки тысячъ рабочихъ на бунтъ въ столицѣ; какъ заразительная болѣзнь, эти бунты распространились въ большихъ городахъ, подъ вліяніемъ ложныхъ слуховъ, всякой клеветы и обвиненій противъ Царя и правительства, распускаемыхъ врагами Россіи въ средѣ легковѣрныхъ. Много повредили въ войнѣ эти бунты и забастовки рабочихъ, эти злые слухи; враги нашей родины въ несчастьяхъ Россіи и въ нашихъ безпорядкахъ черпали для себя силу и смѣлость.

Но вотъ кончилась несчастная война, заключенъ былъ миръ. Царь нашъ рѣшилъ всѣ свои силы отдать внутренней работѣ и заботамъ объ утвержденіи мира и порядка въ землѣ нашей. Для этого Онъ издалъ законъ о Государственной Думѣ; Онъ восхотѣлъ вмѣстѣ съ выборными людьми отъ всего царства обсуждать всѣ дѣла. Одновременно объявлены были повелѣнія Царскія правительству о томъ, чтобы крестьянамъ облегчены были платежи; чтобы для нихъ были облегчены способы пріобрѣтенія земли, безъ обиды другихъ землевладѣльцевъ; чтобы рабочіе, на случай старости и увѣчья, имѣли помощь и обезпеченіе; чтобы войска получали больше средствъ на свое содержаніе; объявлены были законы, которые и крестьянамъ, и рабочимъ дали право принимать участіе въ Государственной Думѣ и громко заявлять о своихъ нуждахъ, обо всемъ доводить до свѣдѣнія Царя — общаго отца своихъ подданныхъ, предъ которымъ всѣ равны, которому всѣ подданные равно дороги.

Тутъ бы успокоиться смутѣ; тутъ бы возблагодарить Бога и великодушнаго Государя; тутъ бы позаботиться, чтобы въ Государственную Думу попали люди истинно-достойные, истинно-честные, истинно-русскіе и православные и хорошо знакомые съ жизнію, нуждами и желаніями нашего народа.

Но этого-то и испугались враги наши. Они увидѣли, что близокъ часъ, когда они откроются предъ всѣми въ своей лжи и клеветѣ; что близокъ часъ, когда Царь вмѣстѣ съ народомъ, въ неразрывномъ союзѣ съ нимъ, какъ встарь, возстанетъ въ силѣ общенародной, воспрянетъ, оживитъ надежды Россіи. И рѣшили враги Россіи помѣшать этому дѣлу, рѣшили не допустить созыва Государственной Думы. Еще разъ они усилились обмануть простодушныхъ своихъ слушателей изъ народа и рабочаго класса и, къ стыду и горю Царя и родины, произвели вооруженное возстаніе въ Москвѣ, въ сердцѣ Россіи, и въ другихъ мѣстахъ. Безумныя возстанія подавлены были вѣрными Царскими войсками. Господь тяжкимъ урокомъ вразумилъ легковѣрныхъ, и всѣ увидѣли, чего хотятъ и куда ведутъ народъ непризванные учители и противники Царя и Царской власти.

Братья-христіане! Послѣ манифеста Государя 17 октября 1905 года Царская власть въ Россіи засіяла новымъ блескомъ и новою зиждительною силою. Какъ въ самоограниченіи каждаго человѣка заключена его нравственная сила и высота, такъ и въ добровольномъ рѣшеніи Государя издавать отнынѣ законы и управлять царствомъ совмѣстно съ представителями и думными людьми отъ народа — заключена и выражена Его Царская сила и Царственная высота.

Въ отвѣтъ на Его призывъ пусть отзовется каждое русское благородное сердце. Сплотимся дружною общерусскою семьей вокругъ нашего богоданнаго Царя!

Послушные слову Божію, призыву сердца, завѣтамъ исторіи и голосу благоразумія, будемъ любить и чтить Царя, молиться за Него, исполнять Его законы, защищать Его отъ враговъ! И не слушайте, братья, тѣхъ лжеучителей, которые желаютъ всѣми мѣрами и способами возстановить народъ противъ Царской власти — выдуманными слухами, клеветою и злобою. Повѣрьте, каждый изъ этихъ безумцевъ, если только онъ не ослѣпленъ ложью, самъ тянется къ власти надъ народомъ.

Не вѣрьте ихъ многообѣщающимъ рѣчамъ и преступнымъ подпольнымъ листкамъ, направленнымъ противъ Царской власти; ибо, по слову Божію, и сатана преобразуется во образъ ангела свѣтла (2 Кор. 11, 14), чтобы удобнѣе и скорѣе обмануть и погубить довѣрчивыхъ людей.

Царь грозенъ и долженъ быть грозенъ для злыхъ людей; на то Онъ и поставленъ Богомъ. Кто же любитъ чистоту сердца, тому царь — другъ (Прит. 22, 11). Такъ говоритъ вѣкамъ и народамъ сѣдая и священная библейская мудрость.

Примѣчаніе:
[1] Подъ такимъ общимъ заглавіемъ печатаемъ десять листковъ, которые написаны были и изданы во множествѣ для распространенія въ народѣ въ 1905 г., въ дни смуты. Листокъ по счету V-й отнесенъ къ V тому (1-я часть), какъ имѣющій къ нему по содержанію ближайшее отношеніе (противъ соціализма: «Берегись обманныхъ рѣчей»).

Источникъ: Прот. І. І. Восторговъ. Полное собраніе сочиненій. Т. II: Проповѣди и поучительныя статьи на религіозно-нравстренныя темы. 1901-1905 гг. — М.: Типографія «Русская Печатня», 1914. — С 502-506.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0