Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)
Пастырскій голосъ во дни революціи
[1].

1. Бога бойтеся (1 Петр. 2, 17).

Всякому изъ насъ свойственно желать и искать мирной, довольной и счастливой жизни. Такъ ужъ Богъ создалъ человѣка; Онъ вложилъ въ его умъ и сердце желаніе счастья жизни, гдѣ бы эта жизнь ни протекала: въ семьѣ, въ обществѣ, или въ государствѣ. И Богъ Милосердный не осуждаетъ этихъ стремленій человѣка. Онъ Самъ желаетъ счастья людямъ, Онъ даетъ имъ все нужное для этого здѣсь, на землѣ, и тамъ, на небѣ, послѣ смерти каждаго изъ насъ.

Но если Богъ создалъ человѣка, то ясно, что, получивъ жизнь по Его волѣ, а не самъ собою, человѣкъ и жить долженъ по волѣ Бога, а не самъ собою. Безъ воли Бога, безъ исполненія закона Его, человѣкъ — то же самое, что рыба безъ воды, или дерево безъ тепла и свѣта; онъ погибнетъ неминуемо и счастливымъ быть не можетъ.

Вотъ почему Господь въ Своемъ святомъ словѣ, которое Онъ открылъ человѣку въ Писаніи, говоритъ намъ: благочестіе на все полезно, имѣя обѣтованіе жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4, 8).

И мы сами замѣчаемъ, какимъ душевнымъ миромъ и спокойствіемъ обладаютъ люди вѣрующіе и благочестивые. А кто знаетъ, какъ люди жили много лѣтъ назадъ, тотъ можетъ сказать намъ, что на землѣ никогда не было ни народовъ, ни царствъ, которые достигали бы прочнаго, цвѣтущаго состоянія безъ вѣры въ Бога. Пока они чтили Господа, они были сильны и счастливы; но какъ только они забыли Бога и нарушали Его законъ, они подвергались порчѣ и разложенію и многіе погибали ужаснымъ образомъ. Это ясно и понятно безъ долгихъ объясненій: вѣдь безъ вѣры въ Бога люди становятся хуже звѣрей, перестаютъ любить другъ друга, не исполняютъ никакихъ законовъ, возстаютъ противъ властей, перестаютъ трудиться, расхищаютъ чужое имущество, убиваютъ своихъ ближнихъ; сильные и злые сначала обижаютъ слабыхъ, а потомъ начинаютъ истреблять и другъ друга. Развѣ при такихъ порядкахъ можно жить? Развѣ при такой жизни можетъ быть счастье?

Посмотрите на все живущее въ мірѣ. Одно изъ важнѣйшихъ преимуществъ человѣка надъ всѣми другими живыми земными существами заключается въ томъ, что только одни люди умѣютъ вѣровать въ Бога, молиться Ему, служить Ему; только одни люди постоянно стремятся къ Богу и хотятъ знать и исполнять Его законъ. Посмотрите: много на свѣтѣ народовъ, но всѣ народы имѣютъ хоть какую-либо вѣру въ Бога; если они не знаютъ вѣры истинной, они сами себѣ выдумываютъ другую, не истинную, но обойтись совсѣмъ безъ вѣры не могутъ. И все самое лучшее люди отдаютъ вѣрѣ; самыя лучшія зданія — это храмы, а у другихъ народовъ — мечети, синагоги, капища. Самыя дорогія украшенія, самые драгоцѣнные металлы, ткани, самыя высокія искусства: строительное, художественное, музыку, пѣніе, — все это люди посвящаютъ и жертвуютъ Богу на храмы для богослуженія. Это значитъ, что вѣра въ Бога и почитаніе Его глубоко заложены въ самой душѣ человѣка; это значитъ что безъ вѣры въ Бога человѣкъ только называется человѣкомъ, а на самомъ дѣлѣ онъ приравнялъ себя къ звѣрямъ, которые не умѣютъ вѣровать и молиться. Оттого-то и жизнь у невѣрующихъ людей становится скотскою, а не истинно-человѣческою.

Господь отвращаетъ лицо Свое отъ такихъ людей, народовъ и царствъ, и они сами собою погибаютъ. Ибо народъ, не думающій о небѣ, недостоинъ жить на землѣ.

Вотъ почему предки наши, наши дѣды и прадѣды отстаивали святую вѣру; въ защиту ея они жертвовали всѣмъ своимъ достояніемъ и самою жизнью, любили молитву, строили храмы и монастыри, почитали служителей Божіихъ. И какъ ни тяжело имъ бывало, но Господь благословлялъ нашъ народъ, и онъ возрасталъ въ мѣру силы и славы, объемля собою окрестные племена и народы.

Но вотъ, нынѣ явились новые учители, которые смущаютъ вѣрующій народъ нашъ словами и подметными листками. Они обѣщаютъ людямъ счастье безъ Бога; людей неопытныхъ, чаще всего молодыхъ, не твердыхъ въ мысляхъ и убѣжденіяхъ, они хотятъ направить противъ Бога, противъ Церкви и ея служителей, противъ всякой законной власти.

Учатъ они о какомъ-то новомъ будущемъ («соціалистическомъ») государствѣ; каждый изъ нихъ по-своему его изображаетъ, но всѣ сходятся въ томъ, что въ этомъ новомъ государствѣ не будетъ мѣста святой вѣрѣ и святой Церкви. Обѣщаютъ они народу сытость и довольство, равную долю пищи, питья и житейскихъ удобствъ. Не скрываясь, они говорятъ и пишутъ, что «царство небесное они устроятъ себѣ здѣсь, на землѣ». Забыто великое слово Христово: Не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ, но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ изъ устъ Божіихъ (Матѳ. 4, 4). Забыто слово Христово, что и врата адовы не одолѣютъ Церкви Божіей, которая пребудетъ во вѣкъ вѣка (Матѳ. 16, 18). Забыто слово Божіе, что Царство Божіе не въ пищѣ и питьѣ (Рим. 14, 17), что ради пищи не должно разрушать дѣла Божія (Рим. 14, 20). Забыта въ обѣщанномъ новомъ государствѣ душа человѣка: ей, этой душѣ человѣка, безсмертной и разумной, будетъ и голодно, и холодно, и безпріютно среди тѣлесной сытости и житейскихъ удоботвъ. Забыто и послѣднее, что ждетъ всякаго человѣка: смерть, гробъ, судъ Божій, адъ и рай на всю вѣчность.

Нѣтъ, подальше отъ такого государства безъ Бога и Церкви! Оно пригодно только для животныхъ, которыя лишены духовныхъ потребностей, но не для разумнаго человѣка. Подальше отъ такихъ учителей! У нихъ, по слову Писанія, Богъ — чрево (Флп. 3, 19).

Въ другихъ мѣстахъ нашего отечества мы видимъ иное: тамъ учатъ православныхъ и убѣждаютъ ихъ оставить вѣру отцовъ. И вотъ, случились событія въ народѣ нашемъ, издревле православномъ, — событія, о которыхъ лучше бы ухо наше не слышало. На западѣ Россіи нашлись люди, которые приняли чуждое русскому человѣку католичество. Въ другихъ мѣстахъ произошли отпаденія въ расколъ и сектантство. Въ свое оправданіе соблазнители и соблазненные ссылаются на манифестъ Государя Императора 17-го октября 1905 года о свободѣ совѣсти. Эта ссылка — неосновательна. Правда, свобода совѣсти въ государствѣ состоитъ въ томъ, что каждому безвозбранно разрѣшается исповѣдывать избранную имъ вѣру; правительственная власть никого не будетъ впредь наказывать за измѣну вѣрѣ. Но совѣсть вѣдь остается внутри человѣка; судъ Божій и судъ совѣсти не могутъ быть отмѣнены никакою земною властью. Самъ Государь нашъ — попрежнему Сынъ Православной Церкви и ея Защитникъ, и вовсе не того Онъ желалъ, издавая Свой манифестъ, чтобы православные отпадали отъ вѣры; Онъ вѣрилъ и вѣритъ, что теперь и безъ пособія правительственной охраны сыны православія вмѣстѣ съ Нимъ пребудутъ сами, по свободѣ своей совѣсти, въ оградѣ Церкви Православной. Святое православіе стало у колыбели нашего царства почти тысячу лѣтъ назадъ и съ тѣхъ поръ оно было и будетъ ангеломъ-хранителемъ Россіи; святое православіе объединило русскій народъ и пріобщило къ нему по единству вѣры и другія, не русскія племена; святое православіе служило связью между разрозненными частями нашего народа, когда онъ, по несчастнымъ обстоятельствамъ, раздѣлялся и терялъ государственное единство подъ напоромъ враговъ нашихъ; святое православіе научило русскій народъ любить свою родину и своихъ царей, ввело въ нашъ народъ великія добродѣтели духа, сдѣлало его народомъ христіанскимъ и богоносцемъ, сдѣлало нашу Русь «Святою Русью»; святое православіе обогатило нашъ языкъ, сообщило намъ первые зачатки образованія, сохранило ихъ въ церквахъ и монастыряхъ и, въ виду новаго европейскаго образованія, не отвергая его, поставило предъ нашимъ народомъ великую заповѣдь: вся искушающе, добрая держите, т.-е. все испытывайте, но держитесь добраго (1 Сол. 5, 21).

Немудрено, что враги русскаго народа, желая ему погибели, хотѣли бы лишить его святого православія. Но русскіе люди, по свободѣ совѣсти своей, по искреннему убѣжденію, по сердечной любви и по завѣту предковъ, останутся, несомнѣнно, вѣрными святой Православной Церкви.

Наконецъ, мы узнаемъ, что во многихъ мѣстахъ нашей родины въ средѣ народа православнаго появляются мнимые радѣтели его блага, желающіе будто бы оградить его отъ излишнихъ тратъ и расходовъ. Не касаясь вѣры, не отвергая будто бы самаго православія, они учатъ народъ, что не надо ставить свѣчи въ церкви, что не надо посѣщать богослуженіе, что не слѣдуетъ поддерживать священниковъ платою за ихъ трудъ. Здѣсь — хитрый умыселъ, имѣющій цѣлью лишить народъ пастырей; здѣсь, воистину, рѣчи, внушенныя исконнымъ врагомъ рода человѣческаго. Священное Писаніе называетъ часто діавола хищнымъ и злымъ волкомъ. Послушайте: волкъ всегда ищетъ растерзать овцу, но у овцы есть пастухъ, который охраняетъ ее; конечно, волку выгодно, чтобы кто-нибудь отогналъ овцу отъ пастуха и изъ овчарни; тогда волкъ, не боясь никого, удобно убьетъ и съѣстъ овцу. Овцы — это мы, христіане, въ духовномъ смыслѣ. Овчарня для людей — это Церковь Христова и храмъ Божій; пастухи — это священники; поэтому ихъ называютъ духовными пастырями, а христіанъ, прихожанъ, называютъ паствою, пасомыми. Конечно, діаволу, какъ волку, выгодно отогнать словесныхъ овецъ и оть храмовъ и отъ пастырей; тогда онъ легко и удобно ихъ погубитъ. Но осторожная овца, сохраняя свою жизнь, не убѣгаетъ изъ овчарни и всюду слѣдуетъ за своимъ пастухомъ. Такъ точно и мы, если желаемъ быть благоразумными, не должны оставлять храмовъ и своихъ духовныхъ пастырей. Самъ Христосъ Спаситель учредилъ пастырей въ Своей Церкви и Онъ сказалъ о нихъ, что дѣлатель достоинъ своей награды, что служащіе алтарю должны отъ алтаря питаться, что служители Христовы должны ѣсть и пить и одѣваться на средства тѣхъ, кому они служатъ. Читайте объ этомъ въ Евангеліи отъ Луки главу 10-ю; читайте 9-ю главу 1-го посланія св. апостола Павла къ Коринѳянамъ — и увидите, что и апостолы святые жили отъ благовѣстія.

Скажемъ въ заключеніе: Никакое истинное ученіе не можетъ идти противъ Бога и святыхъ Его, противъ Церкви и ея служителей. Только гибель и несчастіе принесутъ намъ новые учители, если они являются противниками Бога и Христа.

Бога бойтеся, — учитъ насъ слово Божіе. Принимайте же только ученіе, которое не противно Богу, и словомъ Божіимъ провѣряйте слово человѣческое: всякое ученіе, которое противно слову Божію и ученію Церкви, должно отвергать со всею силою. Молитвою, взаимною любовью, союзомъ съ пастырями Церкви ограждайтесь отъ злыхъ ученій и злыхъ учителей. И когда они увидятъ, что ихъ не слушаетъ никто, замолкнутъ ихъ безумныя рѣчи сами собою.

«Безумными» называемъ ихъ рѣчи, ибо нѣтъ въ нихъ вѣры въ Бога: начало же премудрости есть страхъ Божій.

Будемъ же хранить эту премудрость вѣры и страха Божія такъ, какъ хранили ее наши дѣды и прадѣды и какъ заповѣдали намъ! Да исчезнутъ, какъ тьма предъ свѣтомъ, всѣ враги Божіи, забывшіе великую и святую заповѣдь — Бога бойтеся!

Примѣчаніе:
[1] Подъ такимъ общимъ заглавіемъ печатаемъ десять листковъ, которые написаны были и изданы во множествѣ для распространенія въ народѣ въ 1905 г., въ дни смуты. Листокъ по счету V-й отнесенъ къ V тому (1-я часть), какъ имѣющій къ нему по содержанію ближайшее отношеніе (противъ соціализма: «Берегись обманныхъ рѣчей»).

Источникъ: Прот. І. І. Восторговъ. Полное собраніе сочиненій. Т. II: Проповѣди и поучительныя статьи на религіозно-нравстренныя темы. 1901-1905 гг. — М.: Типографія «Русская Печатня», 1914. — С 497-502.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0