Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 16 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)
Миръ на землѣ
[1].

Нынѣ силы небесныя, къ землѣ сошедшія, взывали: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ...

На земли миръ... Но, Господи, гдѣ же этотъ миръ, о которомъ въ часъ рожденія Искупителя возвѣстили измученной грѣхомъ и злобою «погибельной», т.-е. обреченной на гибель, землѣ святые небесные вѣстники? Гдѣ же, гдѣ же этотъ миръ, если на нашихъ глазахъ еще такъ недавно лилась кровь въ тяжелой войнѣ, дымились развалины истерзанныхъ городовъ и крѣпостей, если и нынѣ готовятся и зрѣютъ новые бранные замыслы, грозящіе смертью тысячамъ жизней?

Гдѣ этотъ миръ, когда вокругъ насъ, мы видимъ, мятутся въ озлобленіи люди, изрекая хулы на все, что выше ихъ и сильнѣе, требуя насильемъ измѣненія всего государственнаго и общественнаго строя и грозя смертью всѣмъ и всякому, кто не угодилъ ихъ видамъ, несогласенъ съ ихъ желаніями и воззрѣніями?

И все-таки, братіе, какъ ни насыщенъ кругомъ насъ какъ бы самый воздухъ злобою и враждою, стоитъ вовѣки непреложно и дѣйственно слово святыхъ небожителей. Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ!..

Да, есть миръ на землѣ, — и этотъ миръ отъ Бога. Жизнь людей нерѣдко сравниваютъ съ бурнымъ моремъ. Люди науки, изучающіе тайны природы, разсказываютъ намъ, какія бываютъ на морѣ бури и волненія. Въ открытомъ океанѣ, говорятъ, волны достигаютъ страшной высоты — 7 или 8 саженей. Смотря на эту неудержимо движущуюся, ревущую и грозную стихію, кажется, что все море до самаго дна всколеблено буею, и нѣтъ въ немъ ни единой спокойной капли воды. И однако, все это только кажется. Какъ ни сильна буря, какъ ни велико волненіе, оно только бороздитъ, только рябитъ чуть-чуть поверхность океана, а самыя глубины его всегда устойчивы, недвижимы, неизмѣнны: миръ и покой вѣчно царятъ въ нихъ.

То же самое, братіе, и миръ, который принесенъ на землю съ неба нашимъ Примирителемъ и Искупителемъ и о которомъ радостно воспѣли ангелы въ часъ Его рожденія: Онъ неизмѣримо глубже и могучѣе океана, и его сокровенныя глубины не поколебать ни злобѣ людской, ни самому отцу и начальнику злобы — діаволу; его козни, волны злобы и грѣха — не болѣе, какъ волны поверхъ океана.

Христосъ есть миръ нашъ (Ефес. 2, 14), — говоритъ апостолъ, — говоритъ въ то время, когда кругомъ его и противъ него кипѣла страшная злоба враговъ. И Самъ Спаситель, прощаясь съ учениками, когда кругомъ царила безудержная злоба, когда Синедріонъ искалъ лжесвидѣтелей, когда одинъ изъ приближенныхъ учениковъ Христовыхъ дошелъ до ужаса богопредательства, когда міръ готовился увидѣть и пережить величайшее зло, величайшую неправду и преступленіе, безпримѣрное, единственное и ужаснѣйшее, именно — богоубійство, а за нимъ въ теченіе столѣтій кровавые костры, казни, гоненія, сотни тысячъ замученныхъ за Христа жизней, — посреди и въ виду всего этого видимаго разлива торжествующей злобы Спаситель ясно и рѣшительно съ царственнымъ спокойствіемъ поучаетъ и завѣщаетъ: Миръ Мой даю вамъ, миръ оставляю вамъ (Іоан. 14, 27).

Итакъ, значитъ, можетъ быть миръ на землѣ, принесенный и оставленый намъ Спасителемъ, — невзирая на все зло жизни.

И прежде всего это есть примиреніе людей съ Богомъ и земли съ небомъ, дарованное намъ въ непостяжимой тайнѣ искупленія грѣшнаго человѣчества рожденіемъ, жизнью, ученіемъ, страданіями, смертью, погребеніемъ, воскресеніемъ, сошествіемъ во адъ, вознесеніемъ нашего Господа, ниспосланіемъ намъ Духа Святаго и вѣчнымъ пребываніемъ Спасителя посреди вѣрующихъ въ Церкви, руководящей насъ къ вѣчной жизни, къ той жизни, гдѣ будетъ новое небо и новая земля (2 Петр. 3, 13), куда не войдетъ ничто нечистое (Апок. 21, 27), гдѣ не будетъ ни браней, ни злобы, ни неправды. На сіе и родился и пришелъ въ міръ Сынъ Божій.

Естественному уму это непонятно, но вѣрующему сердцу христіанскому здѣсь все исполнено и свѣта, и вѣдѣнія, и мира, и отрады. Кто хочетъ углубиться въ тайну сію, слушай апостола, который нынѣ громогласно вѣщаетъ, что изъ враговъ Бога люди сдѣлались Его любимыми сынами, наслѣдниками всѣхъ Его обѣтованій, и все это только за вѣру, ради того, что егда пріиде кончина лѣта, посла Богъ Сына Своего Единороднаго, рождаемаго отъ Жены, бываема подъ закономъ, да всыновленіе пріимемъ (Гал. 4, 4-5). Такъ что теперь мы — не рабы Богу, а дѣти. Прощенъ грѣхъ и прощены грѣхи многіе; открыто сердце Божіе для человѣка; грѣшникъ можетъ идти къ Отцу Небесному съ вѣрою, покаяніемъ, со смиреніемъ, въ готовности исполнять волю Его, — и онъ не будетъ отвергнутъ, но пріемлется съ любовію. Открыта и самая воля Божія, и тайна Божества, и даны заповѣди, и дана помощь свыше для ихъ испытанія; открыто и обѣщано прощеніе согрѣшающему и падающему, — развѣ это не миръ, не радость, не спасеніе? Развѣ не повторитъ съ ангелами всякое сердце и не воскликнутъ всякія уста: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!?

О, пріидите, по гласу Церкви, пріидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостѣніе ограды разрушися. Пламенное оружіе плещи даетъ, и херувимы отступаютъ отъ древа жизни, и мы райской пищи причащаемся... (Стих. вечерн.).

О, пріидите, возрадуемся Господеви и поклонимся, какъ смиренные пастухи, и дары принесемъ, какъ мудрые волхвы, за этотъ чудный свѣтъ великаго познанія, — познанія Бога, познанія этого мира, принесеннаго искупленіемъ, познанія жизни, смерти и того, что послѣ смерти. Ибо, воистину, рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсія мірови свѣтъ разума!

Гдѣ же намъ найти сей свѣтъ разума, гдѣ найти и получить и усвоить тайну примиренія и искупленія, благодать Духа Святаго, доступъ къ Божеству, прощеніе грѣховъ безошибочное и вѣрное руководство жизни, гдѣ мы можемъ сказать съ упованіемъ: Съ нами Богъ, Великаго Совѣта Ангелъ, Чуденъ, Совѣтникъ, Князь мира, Властитель, Отецъ будущаго вѣка? (Ис. гл. 9).

Гдѣ и когда, исполнившись этого вѣдѣнія, соединяясь съ Богомъ и Искупителемъ, мы можемъ имѣть въ душѣ тотъ превосходящій всякъ умъ миръ (Флп. 4, 7), который, невзирая на видимую суету, злобу и коварство въ средѣ людей, подобно глубинамъ морскимъ, всегда и неизмѣнно вѣренъ себѣ и не колеблется?

Не въ царствахъ человѣческихъ! О нихъ сказано иное слово, которое услышимъ чрезъ нѣсколько минутъ: Услышати имате брани и слышаніе бранемъ. И еще: Подобаетъ бо всѣмъ симъ быти (Матѳ. 24, 6). Царство Христово, какъ Онъ Самъ сказалъ, не отъ міра сего (Іоанн. 18, 36). Оно внутрь насъ (Лук. 17, 21), въ правой вѣрѣ, въ искреннемъ благочестіи, въ чистой совѣсти, въ пріобщеніи къ Богу, въ правдѣ и мирѣ и радости о Духѣ Святомъ (Рим. 14, 17). Оно отчасти и внѣ насъ, и хранилище его есть Церковь Христова. Здѣсь, въ Церкви, — надежное убѣжище отъ всего, нарушающаго душевный миръ, здѣсь люди хвалились даже скорбями и радовались даже въ страданіяхъ, здѣсь они были мирны и покойны духомъ во всѣхъ лишеніяхъ, здѣсь вѣчно будетъ возсылаться слава Богу на небѣ, отсюда вѣчно будетъ изливаться миръ на землю, здѣсь всегда можно сдѣлаться людямъ чадами благоводенія Божія.

А внѣ Церкви и евангелія — вѣчная буря, волненіе и мятежъ. Эту истину подтвердила исторія людей яснѣе дня.

Да не смущается же сердце наше видомъ неустройства въ жизни человѣческой: и среди нихъ и невзирая на нихъ будетъ возрастать непрестанно царство Божіе, слава, миръ и благоволеніе. Его нельзя ввести и насадить насиліемъ, нельзя насильно заставить яблоню сразу дать плодъ; оно, по слову Христову, подобно закваскѣ, которую женщина положила въ тѣсто (Матѳ. 13, 33), пока оно все не поднимется медленно и постепенно. Его ростъ — ростъ нравственный и духовный и захватываетъ каждаго отдѣльнаго человѣка, а чрезъ это постепенно преобразуетъ и поднимаетъ, какъ закваска тѣсто, и все человѣчество. Прильнемъ съ дѣтскимъ довѣріемъ и любовію къ Богу и Его закону, къ Спасителю нашему, Его Святой Церкви, къ Духу Святому и Его таинствамъ: и миръ, глубокій, неотъемлемый миръ будетъ удѣломъ нашимъ посреди видимыхъ неустройствъ земной жизни.

Въ свѣтлый день рожденія Богочеловѣка исполнилось древнее библейское слово: Тихому бо молчанію содержащу вся, и нощи во своемъ теченіи преполовляющейся, всемогущее Слово Твое, Господи, съ небесъ отъ престоловъ царскихъ... въ средину погибельныя земли сниде (Прем. 18, 14-15).

Да, нынѣ, съ рожденіемъ Бога-Слова земля наша уже не погибельная, а спасенная, не царство злобы и проклятія, а царство Божіей любви, славы, мира и благоволенія.

Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Слово на Рождество Христово 25 декабря 1904 года. Поученіе составлено отчасти по руководству ст. архіеп. Іеронима о Рожд. Христовомъ въ Сборн. Барсова.

Источникъ: Прот. І. І. Восторговъ. Полное собраніе сочиненій. Т. II: Проповѣди и поучительныя статьи на религіозно-нравстренныя темы. 1901-1905 гг. — М.: Типографія «Русская Печатня», 1914. — С 452-456.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0