Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)
Подвигъ и призваніе христіанскаго народа
[1].

Какія знаменательныя и историческія сближенія и какіе уроки сами собою просятся въ душу при этихъ священныхъ воспоминаніяхъ 1-го августа, въ связи съ переживаемыми нашимъ отечествомъ событіями.

Въ 1164 году Андрей Боголюбскій, великій князь Владимірскій, пошелъ войною противъ невѣрныхъ болгаръ, жившихъ по Волгѣ и постоянно тѣснившихъ и разорявшихъ русскія области — Ростовскую и Суздальскую. Во время похода князю сопутствовали святыни и среди нихъ — Животворящій Крестъ Господень, какъ знамя христолюбиваго воинства, надежда его, сила, покровъ и одолѣніе. Силенъ былъ врагъ, многочисленно было его ополченіе, но помощь свыше воочію всѣхъ явлена была русскому народу: огненные лучи исходили отъ Креста Господня и отъ образа Спасителя и видны были сражающимся; кровопролитная была сѣча; много христіанъ пали смертью храбрыхъ, но слава полной и окончательной побѣды вѣнчала воинство благовѣрнаго русскаго князя въ день 1-го августа.

Это было на Руси. А далеко за ея предѣлами, въ единовѣрной Византіи въ тотъ же день 1 августа 1164 года императоръ Мануилъ со своимъ войскомъ сражался съ христоненавистными сарацинами. И у него знаменемъ былъ Крестъ Господень, предводившій воинствомъ; и его войско видѣло тѣ же чудные лучи отъ образа Спасителя и отъ Креста Господня; и онъ, подобно Андрею Боголюбскому, укрѣпляемый силою свыше, нанесъ врагу рѣшительное пораженіе.

Одновременно, повелѣніемъ церковной власти, и въ Россіи и въ Византіи на нынѣшній день 1 августа учрежденъ праздникъ въ честь Креста Господня.

Такъ ярко сказалась общность мірового призванія Византіи и Россіи: вести борьбу съ невѣрнымъ Востокомъ, отстаивать Крестъ отъ безчисленныхъ враговъ его; кровью и жертвами засвидѣтельствовать предъ Богомъ и людьми свою вѣрность Христу и имя Его пронести до послѣднихъ предѣловъ земли. Религіозный элементъ проникалъ всецѣло всю историческую жизнь Россіи, особенно съ тѣхъ поръ, какъ послѣ паденія Византіи она осталась единою на землѣ защитницею православной истины христіанской и хранительницею ея — въ вѣрѣ, въ мысли, въ совѣсти и жизни христіанской. Пусть сыны міра сего, обуявшіе въ своей гордынѣ и объюродѣвшіе въ своемъ лжеименномъ разумѣ, пусть они думаютъ, что эта черта въ исторической жизни Россіи является чуть ли не преступленіемъ ея предъ человѣчествомъ. Мы, христіане, твердо вѣруемъ и проповѣдуемъ, что только тотъ народъ достоинъ земли, который думаетъ о небѣ; мы твердо вѣруемъ и проповѣдуемъ, что съ того момента, какъ въ народѣ начинаетъ изсякать святое одушевленіе вѣры и служенія Богу, онъ подписалъ себѣ смертный приговоръ и его погибель — только вопросъ времени; мы твердо вѣруемъ, что времена, когда народъ идетъ на защиту вѣры и религіознаго знамени, — это времена повышенной жизни народа, чреватыя богатыми дарами Духа, и несутъ ему залоги грядущаго духовнаго обновленія и расцвѣта; что въ такія времена принесенныя народомъ жертвы своимъ достояніемъ, кровью и жизнью своихъ сыновъ, потоками слезъ, огненными страданіями и горестями, — всѣ эти жертвы не напрасны; онѣ достойны своего назначенія, онѣ свидѣтельствуютъ о высотѣ народной души, онѣ и должны быть приносимы съ мужествомъ и терпѣніемъ, самоотверженно и великодушно, какъ бы онѣ ни были тяжки, ради великаго будущаго.

Яркій примѣръ, высокій образецъ такого самоотверженія и преданности своей вѣрѣ завѣщаны вѣкамъ святыми мучениками Маккавейскими, ихъ матерью Соломоніей и учителемъ — старцемъ Елеазаромъ. Ихъ память сегодня празднуетъ святая Церковь. Въ 166 году до Рождества Христова царь Сирійскій Антіохъ Епифанъ, покоривъ Іудею своей власти, приказалъ ввести въ ней греческую языческую религію. Въ Іерусалимѣ престарѣлаго Елеазара, священника и учителя народнаго, убѣждали хоть для вида вкусить мяса отъ языческой жертвы, но напрасно: Елеазаръ скончался въ страшныхъ мученіяхъ, но не измѣнилъ истинѣ своей вѣры. Нашлись у него ученики и подражатели. При открывшемся страшномъ и кровавомъ гоненіи царь обратилъ вниманіе на семь сыновей женщины Соломоніи; они были молоды; младшій былъ еще отрокомъ. И вотъ употреблены были всѣ усилія поколебать твердость юныхъ исповѣдниковъ и материнское сердце Соломоніи; на ея глазахъ истязали ея дѣтей, рубили имъ руки и ноги, вырѣзали языки, сдирали кожу, жгли на раскаленныхъ сковородахъ. Чтó же мать? Она боялась только того, что какой-либо изъ ея сыновей, или внимая льстивымъ рѣчамъ и обѣщаніямъ мучителя въ промежутки между пытками, или изъ страха мукъ и смерти ослабѣетъ духомъ и измѣнитъ Богу. Она подкрѣпляла дѣтей въ подвигѣ; указывала на Бога, на небо, на жизнь загробную; говорила объ истинѣ вѣры богопреданной и о лжи язычества; она заклинала дѣтей своею старостью, своими сѣдинами, болѣзнями чадорожденія, материнскимъ лономъ и молокомъ, которымъ ихъ питала, и убѣждала презрѣть льстивыя обѣщанія, угрозы, муки и смерть, но не отказаться отъ сокровища вѣры и вѣрности Богу. Терпя въ материнскомъ сердцѣ мученія, трудно вообразимыя, она съ любовью подбирала истерзанные члены своихъ дѣтей, ихъ отрубленныя руки и ноги, но не учила ихъ малодушію. Достойная мать имѣла достойныхъ сыновей; никто изъ нихъ не поколебался, всѣ до конца остались мужественными, всѣ скончались за вѣру, а послѣ нихъ умерла въ мученіяхъ и сама Соломонія.

Проходятъ вѣка и тысячелѣтія, жизнь человѣчества, повидимому, безъ конца разнообразится, видоизмѣняется и, уходя впередъ, теряетъ связь съ прошлымъ. Но это только повидимому. Подъ иными формами сущность остается та же. И донынѣ сокровище вѣры есть главная святыня народа. На нашихъ глазахъ совершаются событія, смыслъ которыхъ — тотъ же, что во времена Андрея Боголюбскаго и императора Мануила. Россія ведетъ брань на Востокѣ, и эта брань опять возглавляется Крестомъ Господнимъ. Отъ него идутъ лучи; они освѣщаютъ Русь свѣтомъ небеснымъ и осмысливаютъ переживаемыя событія. Тяжела брань и тяжки жертвы. Какъ Соломонія, терпя несказанныя муки материнскаго сердца, склонилась теперь Россія надъ своими милыми сынами и видитъ: тысячи ихъ убитыхъ, раненыхъ, истерзанныхъ врагами; видитъ, что торжествующій язычникъ издѣвается и ругается надъ умирающими и надъ самыми ихъ тѣлами, рѣжетъ руки и ноги, уродуетъ тѣла, вырѣзываетъ языки, совершенно такъ, какъ нѣкогда дѣлалъ это свирѣпый Антіохъ. Чтó же? Отступить отъ мірового призванія Божія? Отдать Крестъ, измѣнить христіанству, покорить его въ поруганіе язычеству ради сохраненія жизни и земныхъ интересовъ?

Какъ жалко и ничтожно письмо русской матери, опубликованное въ одной газетѣ, гдѣ мать призываетъ прекратить брань, отдать все врагу только потому, что сынъ ея, ея сынъ дорогой — въ Портъ-Артурѣ и можетъ погибнуть... Къ счастью, эта мать, такъ непохожая на Соломонію, вѣроятно, одинока на Руси.

Нѣтъ, борьба требуетъ напряженія всѣхъ нашихъ силъ, требуетъ всѣхъ и всякихъ жертвъ. Не погибнетъ Россія, не погибнутъ ея сыны. Близится день, когда Господь воздастъ намъ радостями за дни тревогъ и печали. Порукою въ томъ — этотъ Крестъ, который вынесенъ нынѣ на средину храмовъ, который мы чтимъ и лобызаемъ, который отстаиваемъ тысячу лѣтъ. Въ немъ — наша сила и крѣпость. И пока мы будемъ ему вѣрны, пока онъ будетъ водруженъ на нашихъ воинскихъ знаменахъ и на всемъ зданіи нашей государственной и общественной жизни, дотолѣ мы будемъ подъ его Божественною защитою. Ибо Христу, на немъ распятому, по непремѣнному слову Бога, подобаетъ царствовати, доколѣ Онъ не положитъ всѣхъ враговъ Своихъ въ подножіе ногамъ Своимъ.

Да будетъ же и сильна и дѣйственна молитва нынѣшняго праздника въ нашихъ устахъ и сердцахъ:

Вознесыйся на Крестъ волею тезоименитому твоему новому жительству (т.-е. христіанскому православному народу) щедроты твои даруй, Христе Боже! Возвесели силою Твоею благовѣрнаго Императора нашего, побѣды дая ему на супостаты, пособіе имущу твое оружіе мира, непобѣдимую побѣду! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По поводу русско-японской войны; сказано въ м. Боржомѣ, Тифл. губерніи, 1 августа 1904 г., въ празникъ происхожденія честныхъ древъ Креста Господня и мучениковъ Маккавейскихъ, матери ихъ Соломоніи и учителя ихъ Елеазара...

Источникъ: Прот. І. І. Восторговъ. Полное собраніе сочиненій. Т. II: Проповѣди и поучительныя статьи на религіозно-нравстренныя темы. 1901-1905 гг. — М.: Типографія «Русская Печатня», 1914. — С 399-403.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0