Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)
Вѣчность
[1].

Въ началѣхъ Ты, Господи, землю основалъ еси, и дѣла руку Твоею суть небеса. Та погибнутъ, Ты же пребываеши, и вся яко риза обветшаютъ, и яко одежду свіеши я, и измѣнятся. Ты же Той же еси, и лѣта Твоя не оскудѣютъ.

Этими словами псалма Давидова начинается апостольское чтеніе нынѣшняго дня: рѣдкое и необычное начало апостольскаго слова! Недоумѣніе вызываетъ и то, что именно въ нынѣшній день предлагается чтеніе это нашему чувству и вниманію. А какія величественныя слова! Какая глубина мысли и красота образа!

Въ началѣ Ты, Господи, основалъ землю, и небеса — дѣло рукъ Твоихъ. Да, какъ ни прекрасны и чудны небо и земля, но они появились во времени. Не вѣчны они по началу, не вѣчны и по концу: они погибнутъ, но Ты во вѣкъ пребываеши, и все, какъ риза, обветшаетъ, и какъ одежду Ты свернешь ихъ и измѣнятся. А Ты все Тотъ же Вѣчный и Неизмѣнный, и лѣта и годы Твои не измѣнятся и не оскудѣютъ. Вотъ вкратцѣ содержаніе псалма. Онъ знаменателенъ былъ въ устахъ Давида и древняго Израиля, жившаго посреди язычниковъ, которые боготворили природу, почитали небо и землю вѣчными и божественными. Израиль въ этомъ псалмѣ громко исповѣдывалъ предъ цѣлымъ міромъ, что одинъ Богъ только вѣченъ и неизмѣненъ, а земля и небо — твореніе Его.

Но и въ наши дни, и до конца временъ полезно людямъ держать въ памяти приведенныя слова, и Церковь особенно совѣтуетъ намъ дѣлать это въ дни Великаго поста. Слишкомъ уже мы увлекаемся временнымъ и измѣнчивымъ, слишкомъ забываемъ вѣчное и высшее: въ постъ, во дни говѣнія и покаянія, когда это вѣчное становится къ намъ ближе и ощутительнѣе, когда душа жаждетъ отрѣшиться и очиститься отъ земного и воспрянуть къ небесному, умѣстно остановиться надъ этимъ нашею мыслью и чувствомъ.

Вѣчное, неизмѣнное... О, какъ стремится душа наша въ эту возвышенную область! Какъ неистребимы и неподавимы ничѣмъ, ничѣмъ порыванія наши къ этому горнему и заповѣдному міру!

Вѣчное и неизмѣнное... Нѣтъ изъ насъ ни одного человѣка, кто бы не испытывалъ усталости отъ земной суеты, кто не сознавалъ бы всей мелочности и ничтожности нашихъ ежедневныхъ интересовъ, желаній, вспышекъ чувства, заботъ и помысловъ. И тогда-то въ усталой душѣ поднимается и растетъ желаніе войти въ область вѣчнаго и слиться съ нимъ...

И вотъ вамъ, возлюбленные, здѣсь и сказывается значеніе вѣры и Церкви. Здѣсь именно небо на землѣ, здѣсь, и только здѣсь, вѣчны и неизмѣнны онѣ посреди временнаго и измѣняющагося міра. Мѣняются люди, ихъ страсти, ихъ мысли, ихъ горделивые успѣхи въ наукахъ, искусствахъ, въ жизни. Сегодня — одно, завтра — другое.

А въ вѣрѣ и Церкви одинъ и тотъ же Богъ, одна вѣра, одно ученіе, одна молитва, одни таинства... все едино и вѣчно. Зайдите въ храмъ на службу, вдумайтесь, вслушайтесь: вѣдь все говоритъ о вѣчности. Начальный возгласъ: Благословенъ Богъ нашъ всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ.

Діаконъ, ораремъ поводя предъ народомъ, въ образѣ круга знаменуетъ вѣчность Церкви; тутъ же и словомъ онъ заключаетъ: и во вѣки вѣковъ; и каждый возгласъ кончается словами: и во вѣки вѣковъ, и въ концѣ литургіи, заключая молитву, показуя чашу народу, ничего высшаго и лучшаго ни придумать, ни сказать не можетъ священникъ, кромѣ словъ: всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Да, вѣра и Церковь есть область вѣчнаго, и духъ, ищущій вѣчнаго, только здѣсь найдетъ источникъ жизни.

Но если гдѣ особенно напряженно сказывается стремленіе къ вѣчному, то именно въ средѣ монашества. Что такое иноки и инокини? Это люди, которые отказались по возможности отъ всего земного и временнаго и избрали вѣчное и небесное: отошли отъ семьи, отъ отцовъ, матерей, братьевъ и сестеръ, отъ земныхъ радостей и заботъ, и больше всего, и выше всего поставили служеніе Богу. Оставивъ хлопотливую Марѳу съ ея земными заботами, они, подобно Маріи, сидятъ въ созерцаніи у ногъ Христовыхъ, по слову Спасителя, — благую часть избрали, которая не отнимется отъ нихъ, ибо она вѣчна и нескончаема.

Итакъ, въ нынѣшнемъ нашемъ молитвенномъ собраніи вполнѣ умѣстно слово апостольскаго чтенія о вѣчномъ и неизмѣнномъ Богѣ. И самъ собою слышится урокъ: будемъ искать больше всего и прежде всего вѣчнаго и неизмѣннаго. Горняя мудрствуйте, а не земная, — учитъ апостолъ. Вышнихъ ищите, идѣже Христосъ, одесную сѣдя Первосвященникъ нашъ во вѣки. Но скажете и спросите: а какъ же земное? Какъ безъ него обойтись? Господь отвѣтствуетъ намъ поученіемъ словъ молитвы: хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь, только днесь, только сегодня, а далѣе я и не хочу думать о временномъ, а ищу вѣчнаго. Такъ должно думать христіанину. Самый хлѣбъ, одежда и жилище, безъ чего нельзя обойтись, это — не цѣль, а только средство къ иной, высшей цѣли, т.-е. къ удобнѣйшему и безпрепятственному служенію вѣчности. Посредствомъ земного ищи небеснаго, посредствомъ временнаго пріобрѣтай вѣчное, — вотъ истинная евангельская купля. Съ этой точки зрѣнія и оцѣнивать должно все, что мы видимъ въ жизни и вокругъ себя. Все для вѣчности и все цѣни съ точки зрѣнія вѣчнаго.

Вотъ теперь всѣ помыслы наши прикованы къ войнѣ. Если мы будемъ желать побѣдъ русскому народу только для обогащенія и славы, — это будетъ и недостойно и не по-христіански; это будетъ исканіе грубаго и временнаго. Но въ этой войнѣ иной смыслъ: борется христіанство съ язычествомъ, борется Крестъ съ дракономъ, борется евангеліе съ баснями языческими. Россія чрезъ побѣду благовѣствуетъ далекому міру вѣчное евангеліе о вѣчномъ Богѣ и Его Сынѣ Искупителѣ. О, тогда оружіе наше, какъ нѣкогда оружіе царя Константина вѣнчается Крестомъ и служитъ ему, тогда и Богъ говоритъ русскому народу: «Симъ побѣдиши». Значитъ, и здѣсь чрезъ земное мы ищемъ вѣчнаго, и потому горяча должна быть наша молитва о Царѣ и Россіи, ибо съ царствомъ русскимъ расширяется и крѣпнетъ царство Христово, вѣчное царство Божіе.

Вотъ и школа предъ вами, въ ней учатся дѣти; изъ нея выходятъ учительницы, — повидимому, тоже забота о временномъ. Но если такъ, пусть лучше и школы не будетъ. Нѣтъ, школа добрая, школа церковная должна именно вести народъ къ вѣчному, напоминать ему о Богѣ, указывать ему небо, напоминать о немъ постоянно, поднимать въ немъ унывающій и падающій духъ. Горе народу, который забылъ о небѣ: онъ недостоинъ жить и на землѣ; его существованіе будетъ животнымъ и звѣринымъ.

Но пусть онъ подниметъ глаза къ небу, пусть въ душѣ служитъ Богу: и жизнь его будетъ и полна, и человѣчна, и осмысленна. Будемъ же, возлюбленные, искать вѣчнаго и служить ему! Гдѣ же оно это вѣчное и гдѣ его сыскать? Вотъ и отвѣтъ апостола: «Въ началѣхъ Ты, Господи, землю основалъ еси и дѣла руку Твоею суть небеса. Та погибнутъ, Ты же пребываеши, и вся яко риза обветшаютъ, и яко одежду свіеши я, и измѣнятся, Ты же Той же еси, и лѣта Твоя не оскудѣютъ»... Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Поученіе въ недѣлю 2-ю Великаго поста въ Бодбійскомъ женскомъ монастырѣ.

Источникъ: Прот. І. І. Восторговъ. Полное собраніе сочиненій. Т. II: Проповѣди и поучительныя статьи на религіозно-нравстренныя темы. 1901-1905 гг. — М.: Типографія «Русская Печатня», 1914. — С 345-348.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0