Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)
Блудные сыны нашего времени
[1].

Грустную исторію разсказываетъ намъ слышанная сегодня за литургіей въ евангеліи притча о блудномъ сынѣ. Сынъ любимый, сынъ младшій сталъ тяготиться жизнью у любящаго отца и зависимостью отъ него, возсталъ противъ его власти, не пожалѣлъ его сѣдинъ, не пощадилъ его сердце, не оцѣнилъ его любовь; дерзко и съ безстыдствомъ онъ потребовалъ у отца свою часть имѣнія, какъ будто и въ самомъ дѣлѣ онъ ею владѣлъ по праву, возмечталъ о свободѣ — и ушелъ на страну далече за призракомъ счастья и свободы, оставивъ отца въ горѣ, въ слезахъ и уныніи. И что же? Вмѣсто счастья и довольства — у него голодъ и лишеніе; вмѣсто радости — горе; вмѣсто свободы — грѣхъ, а въ заключеніе рабство; вмѣсто желаннаго возвышенія и мнимой самостоятельности — рядъ униженій и, наконецъ, уподобленіе свиньямъ. Грустная исторія эта, впрочемъ, кончается утѣшеніемъ: въ себя пришелъ несчастный, раскаялся, возвратился къ отцу, искренно смирился — и принятъ былъ снова въ отеческій домъ.

Братіе! Не слышите ли вы и въ наши дни воплей нынѣшнихъ отцовъ и горькихъ слезъ и стоновъ матерей чуть ли не по всему лицу земли нашей? Это нынѣшніе блудные сыны внесли слезы и горе въ нѣдра семьи! Посмотрите на нихъ, на этихъ современныхъ блудныхъ сыновъ, особенно въ нашемъ образованномъ обществѣ; ихъ дерзость и безстыдство, воистину, превысили всякую мѣру. Живутъ ли они дома въ семьѣ: ихъ тяготитъ, не говоримъ уже — надзоръ или руководство, нѣтъ, тяготитъ ихъ самое существованіе старшихъ и сожительство съ ними; учатся ли они: имъ не нравятся правила и порядки школы; на службѣ ли они или на какой-либо работѣ: для нихъ тяжко и обидно всякое подчиненіе, невыносимо всякое стороннее руководство.

Чего же они хотятъ? Какъ евангельскій младшій блудный сынъ, и они хотятъ свободы, смѣшивая ее съ необузданнымъ произволомъ; о свободѣ они печатаютъ, о ней всюду проповѣдуютъ. И вотъ, во имя этой свободы мысли и жизни для себя, они требуютъ, чтобы старшіе, родные и близкіе отказались отъ своей свободы; чтобы эти послѣдніе жили и дѣйствовали не по своей волѣ, а по волѣ и указкѣ младшихъ и дѣтей; чтобы зрѣлые и опытные люди уступили имъ, юнымъ, мѣсто въ обществѣ и государствѣ; чтобы юноши правили царствомъ; чтобы учители и воспитатели учились у учениковъ и ихъ слушали; чтобы школою управляли не наставники, а наставляемые; чтобы вообще въ жизни, въ службѣ, въ семьѣ и въ школѣ всѣ отказались отъ своей свободы и воззрѣній ради свободы подростковъ и юныхъ преобразователей семейнаго, школьнаго, общественнаго и государственнаго строя.

Но вѣдь, скажете, есть же мѣры воздѣйствія, вразумленія, наконецъ, и наказаній! Такъ подсказываетъ здравый смыслъ. Но здравый смыслъ оставляетъ нашихъ блудныхъ сыновъ, какъ оставилъ и евангельскаго блуднаго сына. Воздѣйствій, вразумленій и наказаній они не признаютъ, потому что они — враги всякаго «насилія». И вотъ, чтобы не было надъ ними этого насилія, они сами употребляютъ насиліе рѣшительно по отношенію ко всѣмъ, кто съ ними не согласенъ: къ родителямъ, бросая ихъ, оскорбляя и признавая съ ними одну связь, по которой родители должны присылать дѣтямъ на жизнь и содержаніе деньги; къ начальникамъ, издѣваясь надъ ихъ распоряженіями и доходя въ безуміи до кровавыхъ покушеній и убійствъ министровъ; къ учителямъ, запугивая ихъ шумными волненіями на урокахъ и всякими угрозами и оскорбленіями; наконецъ, къ собственнымъ товарищамъ, подавляя ихъ волю и разумъ стачками, угрозою позорнаго изгнанія изъ своей среды и безславія, а то и физическимъ воздѣйствіемъ. И слышимъ каждый годъ, и читаемъ съ грустью: тамъ волненія молодежи, тамъ прекращеніе занятій, закрытіе учебныхъ заведеній. Кругомъ столько работы, жизнь не останавливается, а требуетъ умныхъ, образованныхъ тружениковъ, взываетъ къ молодому поколѣнію, — но что до этого блуднымъ сынамъ? Имъ нужна только пресловутая свобода. Для нея можно осквернить и храмъ Божій; для нея можно кричать и волноваться изъ-за того или другого устава школы въ то время, когда кругомъ милліоны родного народа голодаютъ; для нея можно поднять въ историческомъ храмѣ красные флаги съ требованіемъ уничтоженія такихъ-то правилъ и чуть не потоптать ногами священные трофеи 1812 года... Что для нихъ этотъ годъ, Отечественная война, великая эпопея благородной борьбы нашего народа съ насильникомъ и поработителемъ міра, и что для нихъ слава родины! Имъ нужно, чтобы не было въ школѣ правилъ, стѣсняющихъ ихъ свободу. Что дня нихъ тяготы родины, когда государство наше изнемогаетъ теперь подъ тяжестью явныхъ и тайныхъ враговъ: когда, пользуясь нашими затрудненіями, насъ хотятъ подавить экономически торговыми договорами, когда насъ лишаютъ вѣкового вліянія на единовѣрное и единокровное славянство, когда подрываютъ наше вліяніе тамъ, гдѣ мы его купили рѣками крови, связывая насъ задоромъ желтой расы, рвущейся къ тому, чтобы внести огнь и мечъ въ наши предѣлы? Блудные сыны устраиваютъ въ это время только собственное благо...

Но вѣдь для того, чтобы жить въ столицахъ и большихъ городахъ и заниматься, какъ важнымъ дѣломъ, волненіями и разговорами о разныхъ преобразованіяхъ школы и жизни, нужно же ѣсть и пить, имѣть жилье и одѣваться... Откуда же взять на это средства? О, и на это готовъ отвѣтъ евангельскаго блуднаго сына и повтореніе его дерзкаго, безстыднаго требованія: отче, даждь ми достойную часть имѣнія… (т.-е. слѣдующую мнѣ по праву), какъ-будто и въ самомъ дѣлѣ дѣти владѣютъ, какъ собственностью, частью имѣнія родителей и могутъ по праву требовать то, что имъ не принадлежитъ и ими не заработано.

Таково часто наблюдаемое нынѣ положеніе дѣлъ. Неудивительно поэтому, что стонъ нынѣ часто стоитъ въ семьяхъ, что сердца отцовъ замираютъ отъ страха при видѣ подростающихъ дѣтей и представленіи близкаго времени ихъ воспитанія, что матери часто не осушаютъ очей отъ слезъ и горя, что дѣти, наконецъ, нерѣдко становятся не благословеніемъ, а тяготою и горемъ семьи.

Что же дѣлать при видѣ этого ужаса? И гдѣ его причина?

Предъ нами, братья, жизнь открыта для наблюденій. Позвольте нѣкоторыми изъ нихъ подѣлиться съ вами въ отвѣтъ на постановленные вопросы.

Мы видѣли отцовъ, убѣленныхъ сѣдинами, — отцовъ, которые сами нѣкогда были блудными сынами въ молодости, много блудили и безумствовали, и которые, не имѣя сами въ душѣ положительнаго содержанія, не имѣя ничего, что могли бы противопоставить задорнымъ разговорамъ и заблужденіямъ молодыхъ людей, жалко заискиваютъ предъ молодежью, не смѣютъ ничего сказать ей и больше всего на свѣтѣ боятся въ ея глазахъ прослыть отсталыми, и потому молчать, дѣлая видъ, что соглашаются съ ея заблужденіями.

Мы видѣли отцовъ и матерей, которые по ложной ли любви, по слабодушію ли и непростительну легкомыслію, молча и спокойно выслушиваютъ дерзкія выходки и безумныя сужденія дѣтей о Богѣ, о Церкви, о Государѣ, о всемъ святомъ и высокомъ, и не находятъ у себя смѣлаго и властнаго слова, а иногда и вызваннаго святымъ негодованіемъ и заслуженнаго дѣтьми окрика, чтобъ остановить безуміе юныхъ, а то и любуются ими: «вотъ, молъ, какія дѣти наши! они умнѣе другихъ, они такъ сильны и свободны!» Вотъ ужъ любовь неблагословенная!

Мы видѣли семьи, гдѣ у родителей, въ присутствіи учащихся дѣтей, брань и порицаніе ихъ учителей служатъ, такъ-сказать, ежедневною приправою къ семейному обѣду; гдѣ дѣти, приходя изъ училища, при веселомъ смѣхѣ старшихъ, на потѣху и на раннее развращеніе младшихъ братьевъ и сестеръ, изображаютъ въ уродливомъ видѣ своихъ наставниковъ; гдѣ всякая строгость или взысканіе школы къ своимъ питомцамъ объединяетъ и дѣтей и родителей въ ненависти къ школѣ и въ желаніи обмануть ее всѣми видами общей семейной стачки и общей лжи по взаимному уговору.

Мы видѣли семьи, гдѣ старшіе у родители безъ стѣсненія, но съ злорадствомъ и наслажденіемъ повторяютъ при дѣтяхъ всѣ грязныя и возмутительныя сплетни, подхваченныя съ улицы или со страницъ нечистой печати, о государственныхъ властяхъ, объ архипастыряхъ и пастыряхъ, о начальникахъ и о всѣхъ власть имущихъ, втаптываютъ въ грязь свою Церковь, свою родину и ниспровергаютъ въ глазахъ дѣтей всѣ авторитеты.

Мы видѣли отцовъ и матерей, которые въ присутствіи юношей, чтобы понравиться имъ, восхваляли другихъ юношей-бунтовщиковъ, юношей, высланныхъ за безпорядки, выражали имъ сочувствіе, возводили въ герои, посылали и собирали имъ пособія и жертвы...

Если завелась нравственная гниль въ семьѣ, то можетъ ли уберечься отъ нея и школа? Вѣдь дѣятели школы не съ другой какой-либо планеты являются, а выходятъ изъ того же общества. И удивительно ли, что иногда и учители юношей внушаютъ имъ дикія бредни, льстятъ ихъ самолюбію, ищутъ ихъ похвалъ? Удивительно ли, что даже въ начальныхъ школахъ стали раздаваться книги возмутительнаго содержанія и стали предлагаться чтенія, призывающія къ бунтамъ, какъ это засвидѣтельствовано недавнимъ правительственнымъ сообщеніемъ вслухъ всей Россіи?

Да, неудивительно, если оправдася премудрость въ чадѣхъ ея; неудивительно, а естественно и понятно, что, воспитывая дѣтей въ своеволіи, въ распущенности слова и мысли, подрывая при нихъ всѣ авторитеты, мы прежде всего сами падаемъ въ ихъ глазахъ, теряемъ уваженіе и обаяніе родительской и всякой иной власти, и вмѣсто сыновъ послушанія получаемъ въ дѣтяхъ чадъ противленія, нынѣшнихъ блудныхъ сыновъ.

Нужно, чтобы въ нѣдрахъ и во внутренней жизни семьи создалось, дѣйствительно, святилище; чтобы здѣсь царило уваженіе ко всему высокому и святому; чтобы здѣсь господствовала чистота и сдержанность слова и мысли; чтобы здѣсь образовались добрые навыки и священныя семейныя преданія; чтобы дѣтямъ явлена была въ родителяхъ твердость религіозныхъ и патріотическихъ убѣжденій, уваженіе къ освященному Церковью семейному строю, благоговѣніе къ Церкви, къ Государю, къ отечеству. Нужно, чтобы среди насъ, взрослыхъ, не господствовала по всѣмъ этимъ вопросамъ гибельная путаница понятій и нынѣшнее раздѣленіе и разноголосица мнѣній. Нужно, чтобы въ средѣ нашей образовалось доброе, крѣпкое и согласное, воистину, общественное мнѣніе, осуждающее буесть и блудъ юности и поклоненіе ей, какъ какому-то кумиру; чтобы блуднымъ сынамъ приходилось встрѣчать одно осужденіе своимъ мыслямъ и поступкамъ; чтобы имъ стыдно было быть блудными сынами; чтобы ихъ состояніе мятежности заклеймено было въ общественномъ мнѣніи, какъ позоръ и грѣхъ, а не возводилось бы въ какое-то дикое геройство...

Другія средства искорененія зла всѣ будутъ слабы. Но искоренять его нужно, необходимо нужно, иначе вся жизнь обратится въ блудную. Не всѣ вѣдь блудные сыны кончаютъ такъ, какъ это изображено въ евангельской притчѣ: часто они гибнутъ и губятъ окружающую жизнь, какъ гангрена заражаетъ все тѣло.

Нужно намъ, взрослымъ, одуматься, нужно семьямъ и родителямъ подняться, исправиться, раскаяться. Къ этому зоветъ насъ все: и законъ Бога, и голосъ Церкви, и долгъ предъ родиной и обществомъ, и любовь къ собственнымъ дѣтямъ и, наконецъ, любовь, — врожденная намъ любовь къ себѣ самимъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Слово въ недѣлю о блудномъ сынѣ; сказано въ февралѣ 1904 г. въ Тифлисскомъ Сіонскомъ соборѣ.

Источникъ: Прот. І. І. Восторговъ. Полное собраніе сочиненій. Т. II: Проповѣди и поучительныя статьи на религіозно-нравстренныя темы. 1901-1905 гг. — М.: Типографія «Русская Печатня», 1914. — С 339-345.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0