Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)
Духовная слѣпота и духовное просвѣщеніе
[1].

Вся елика преднаписана быша — въ наше наученіе преднаписашася.

Эти слова мы слышали сегодня въ апостольскомъ чтеніи; по-русски они означаютъ, что все написанное, — разумѣется, въ словѣ Божіемъ, — написано, и даже преднаписано въ наше поученіе.

Такъ ли мы относимся къ этому слову Божію? Ищемъ ли въ немъ руководства жизни? Слушаемъ ли даже внимательно? Любимъ ли читать его, или слушать чтеніе его въ церкви и дома? Какъ часто при чтеніи апостола или евангелія въ церкви мы стоимъ, повидимому, безмолвно, въ молчаливомъ благоговѣніи, повидимому, внимательно, а на самомъ дѣлѣ священныя слова скользятъ по нашей душѣ, какъ вода по стеклу, не проникая вглубь, не трогая сердца. А между тѣмъ, недаромъ предъ всякимъ чтеніемъ слова Божія намъ говорятъ: «Премудрость!» Это значитъ, что въ словѣ Божіемъ — высшая мудрость, — мудрость не человѣческая, а Божественная, не земная, а небесная. Намъ говорятъ: «Премудрость прóсти»; «прóсти» — это значитъ: будемъ стоять благоговѣйно, насторожившись слухомъ и сердцемъ. Намъ говорятъ: «Вонмемъ», т.-е. будемъ внимательны. Это все показываетъ намъ, что слово Божіе потому и называется такъ, что чрезъ него говоритъ намъ Самъ Богъ. Оно есть свѣтильникъ стопамъ нашимъ, — свѣтильникъ, сіяющій въ темномъ мѣстѣ, оно есть зеркало, въ которомъ мы видимъ свою душу, свои грѣхи, свою жизнь; оно есть свѣча яркая и блестящая, съ которой мы спускаемся въ глубину нашего духа, нашей совѣсти. Весь годъ мы слышимъ и читаемъ слово Божіе; каждый годъ въ извѣстные дни, въ извѣстные праздники и воскресенья мы слышимъ въ церкви одно и то же евангеліе. Но удивительное дѣло, — всегда въ словѣ Божіемъ есть что-то новое. Мѣняемся мы сами, старѣемъ, улучшаемся, или ухудшаемся, переносимъ то страданія, то болѣзни, то радость, и въ каждомъ возрастѣ, въ каждомъ душевномъ настроеніи — въ евангеліи и въ прочихъ святыхъ писаніяхъ мы находимъ все новые отклики, объясненія, наставленія. Мы должны читать и слушать евангеліе, какъ говорили древніе наши отцы, не по чернилу, а подъ черниломъ, и тогда оно станетъ постояннымъ зеркаломъ души. Итакъ, что же намъ сегодня предложено въ евангеліи? [2]

Тяжело положеніе слѣпцовъ, и великое благодѣяніе оказалъ имъ милосердый Спаситель. Но есть, братіе мои, другая слѣпота, которая гораздо опаснѣе, гораздо тяжелѣе, чѣмъ слѣпота нашихъ глазъ. Былъ въ древнее время одинъ мужъ святой и очень ученый — старецъ Дидимъ. Онъ былъ слѣпой. Однажды онъ горько жаловался на свою слѣпоту, на свое несчастіе. Преп. Антоній сказалъ ему въ отвѣтъ: и ты жалуешься, что у тебя нѣтъ глазъ, которые имѣютъ и безсловесныя животныя и даже самыя маленькія мошки. Оставь жалобы: вѣдь ты имѣешь глаза херувима, ибо ты знаешь Бога, ты знаешь Его законъ, ты видишь ангеловъ, ты видишь то, что не увидитъ самый зрячій обыкновенными человѣческими глазами». Такимъ образомъ, можно при слѣпотѣ тѣлесной быть зрячимъ духовно, но и наоборотъ, — можно быть зрячимъ тѣлесно, имѣть глаза и видѣть свѣтъ, и въ то же время быть духовнымъ слѣпцомъ. И Господи, — сколько такихъ слѣпцовъ на свѣтѣ! Всѣ эти невѣрующіе, маловѣрные, незнающіе Божественнаго закона, незнающіе добра и нелюбящіе Его — все это слѣпцы духовные! Смотрите, какъ сжалился Спаситель надъ слѣпцами: Онъ привелъ ихъ въ домъ, Онъ исцѣлилъ ихъ. Но еще болѣе Онъ жалѣлъ слѣпцовъ духовныхъ, ихъ Онъ училъ цѣлыми днями и ночами по каждому поводу, для нихъ избралъ апостоловъ, для нихъ объяснялъ Священное Писаніе, за нихъ пострадалъ, для нихъ основалъ Церковь Свою, далъ пастырей и учителей. И намъ, пастырямъ и учителямъ, Онъ прежде всего повелѣлъ: «идите и учите всѣ народы, крестите ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учите ихъ соблюдать все, что Я заповѣдалъ вамъ». Итакъ, если мы хотимъ подражать нашему Спасителю, то мы должны всею душою возненавидѣть тотъ грѣхъ, который живетъ въ насъ, то невѣріе и маловѣріе, которымъ мы страдаемъ; мы должны всѣми силами души стремиться къ свѣту, — къ тому, чтобы просвѣтить себя и другихъ. Справедливо говоритъ пословица, что ученье есть свѣтъ, а неученье — тьма. Но справедлива, братіе, и другая пословица, что не всякое ученье душѣ во спасенье; да, не всякое ученье душѣ во спасенье... Гдѣ же найдемъ настоящее и доброе ученье? Прежде всего въ Церкви Христовой и въ храмѣ Божіемъ. Здѣсь священники говорятъ не свое, а Божественное, здѣсь мы, пастыри, хотя сами мы люди простые, часто грѣшные, недостойные, дурные, — изъ нихъ же первый я, — но мы передаемъ вамъ слово Христово, вѣчное, небесное слово. Итакъ, сюда приходите чаще, сюда приводите своихъ дѣтей, здѣсь учитесь всему доброму и душеполезному ученію. Какъ однимъ дымомъ не натопишь дóма, такъ отдѣльными собраніями, безъ церкви и и пастырей, не согрѣешь души. Камень холодный, но когда станемъ бить камень о камень, и онъ станетъ горячимъ. Такъ и люди, когда всѣ вмѣстѣ въ церкви. И помните, что согласно съ уроками слова Божія только то, что не противъ Церкви и что ею благословлено, что согласно съ ея наставленіями, — это и есть настоящее ученіе. Такому ученію помогайте и сочувствуйте. Будутъ ли читать хорошую книгу, откроютъ ли библіотеку, читальню, будутъ ли народныя чтенія, — если все, что тамъ видите и слышите согласно съ ученіемъ нашей вѣры, если тамъ не подрывается христіанство, всему этому сочувствуйте всею душею и всему помогайте [3]. Вамъ внушаютъ, что никогда не поздно учиться и надо учиться всю жизнь: это вѣрно. Но все же трудно учиться взрослому. Поэтому особенныя заботы надобно прилагать о дѣтяхъ. Ихъ надо пріучать къ церкви, ихъ надо посылать въ школы. Вамъ, взрослые, вамъ, станичники-общественники, надобно помнить это. Не нужно щадить средствъ, грѣшно скупиться, когда дѣло идетъ объ обученіи дѣтей, о содержаніи школы. Вотъ была бы вамъ честь и хвала, если бы по краямъ вашей многолюдной станицы (до 10.000 населенія) основаны были вами церковныя школы, если бы вы помогли своими жертвами отъ общества церкви и духовенству устроенію этихъ школъ ради вашихъ собственныхъ дѣтей! И здѣсь относительно школы помните, что не всякое ученье душѣ во спасенье и не всякая школа заслуживаетъ участія и поддержки. Если дѣтей учатъ знать Бога и Его законъ, почитать власть, уважать пастырей духовныхъ, любить и уважать родителей и старшихъ, то это истинная школа и истинное ученье. И пусть ребенокъ хотя и меньше знать будетъ, меньше разовьетъ свой умъ, но выйдетъ хорошимъ сыномъ и честнымъ человѣкомъ. Но если въ школѣ не учатъ страху Божію, если все вниманіе обращается только на умъ, то, право, лучше совсѣмъ остаться безъ ученья! Отъ того, что онъ умный, да злодѣй, никому не будетъ тепло, напротивъ, умный злодѣй опаснѣе глупаго. Это надобно помнить въ заботахъ о просвѣщеніи. Но самое главное — въ заботахъ о просвѣщеніи дѣтей надобно помнить, что настоящее воспитаніе, настоящее просвѣщеніе ребенокъ получаетъ дома, въ своей семьѣ. Что изъ того, если въ школѣ его учатъ молитвамъ, а дома у него никто не молится? Что изъ того, что въ школѣ ему говорятъ, какъ дурно пьянствовать, а дома онъ видитъ отца и братьевъ пьяными, а мать распутницу? Что изъ того, что ребенку въ школѣ будутъ говорить «люби ближняго», будь кротокъ, обходителенъ, будь терпѣливъ, а дома онъ видитъ, какъ извергъ-отецъ колотитъ жену — его мать, или какъ дома всѣ живутъ въ ссорѣ, въ злобѣ, въ постоянной распрѣ? Что изъ того, что ребенку въ школѣ будутъ говорить «не укради», а дома онъ видитъ, что вокругъ всѣ воруютъ и отъ воровства наживаются? Что изъ того, что ребенку въ школѣ говорятъ «не обманывай», а дома онъ слышитъ сквернословіе, обманъ, клевету и всякое гнилое слово; если въ школѣ учатъ: «чти отца», а дома его отецъ обижаетъ дѣда, бабку, своихъ братьевъ и сестеръ? [4] Вотъ о чемъ, вотъ объ этомъ домашнемъ и семейномъ просвѣщеніи надо позаботиться!

Мы должны просвѣщать себя и другихъ, какъ Спаситель просвѣтилъ слѣпыхъ, о которыхъ мы сегодня читали въ евангеліи. И слѣпцы исцѣленные признали Бога и Спасителя. И для насъ самый вѣрный путь просвѣщенія есть наши дѣла и вѣрность ученію Спасителя. Самый вѣрный путь слова апостола: «братіе, ходите, какъ чада свѣта», и слова Христа: «тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Который на небесахъ». Аминь.

Примѣчанія:
[1] Поученіе въ недѣлю 7-ю; сказано за богослуженіемъ на родинѣ — въ станицѣ Ново-Александровской, Кубанской области.
[2] Повтореніе по евангелію всего евангельскаго сказанія (Матѳ. 9, 27-35) объ исцѣленіи слѣпцовъ.
[3] Сказано въ виду напряженной нигилистической пропаганды образовавшагося, къ сожалѣнію, около школы кружка духовныхъ развратителей народа...
[4] Все взято изъ жизни, по указанію мѣстнаго духовенства.

Источникъ: Прот. І. І. Восторговъ. Полное собраніе сочиненій. Т. II: Проповѣди и поучительныя статьи на религіозно-нравстренныя темы. 1901-1905 гг. — М.: Типографія «Русская Печатня», 1914. — С 125-129.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0