Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)
«Распятіе Родины».
Слово въ Великій пятокъ предъ плащаницей. Сказано въ храмѣ Христа Спасителя въ Москвѣ при митрополичьемъ служеніи 31 марта 1906 года.

«Вотъ наступаетъ часъ, и насталъ уже, что вы разсѣетесь каждый въ свою сторону и Меня оставите одного; но Я не одинъ, потому что Отецъ со Мною» (Іоан. 16, 32).

Какъ скоро, и какъ до конца исполнилось слово Спасителя! Довольно было Его врагамъ издать приказъ: «Если кто узнаетъ, гдѣ Онъ будетъ, то объявилъ бы, дабы взять Его» (Іоан. 11, 57), — довольно было такого приказа, чтобы всѣ оставили Его.

Оставили тѣ, которые такъ недавно, въ столь великомъ множествѣ и съ такимъ усердіемъ ходили за Нимъ и слушали Его ученіе; оставили и тѣ, которые, можно сказать, только вчера встрѣчали Его съ ваіями, какъ Царя, и взывали: «Осанна! Осанна!» Оставили и тѣ, которые были Имъ облагодѣтельствованы чудесами исцѣленій. Тайно Онъ вынужденъ былъ совершить Пасхальную вечерю; одинокъ томился и тужилъ Онъ въ Геѳсиманіи въ непостижимомъ для сотвореннаго ума страданіи и бореніи за вѣковой грѣхъ людей. О, если бы взвѣшены были всѣ скорби и вопли Его! Они, по слову страдальца ветхозавѣтнаго, перетянули бы песокъ морей... (Іов. 6, 3). Но тутъ — хоть вблизи Его ученики. А дальше, дальше что видимъ? Одинъ предалъ, другіе спали, одинъ отрекся, испугавшись рабыни и, наконецъ, всѣ разбѣжались! На крестѣ единъ Онъ истопталъ точило гнѣва Божія за грѣхъ міра; одинъ предъ лицомъ неба и земли висѣлъ Онъ на позорномъ древѣ; объятый смертными муками, окруженный не друзьями и учениками, а врагами и хулителями.

Не станемъ осуждать робость учениковъ Христовыхъ. Вѣдь они видѣли только Его безславную смерть, но не видѣли еще воскресенія... Когда же узрѣли они Христа воскресшаго, тогда ихъ мужеству и дерзновенію не было предѣла; тогда во всю землю изыде вѣщаніе ихъ и въ концы вселенныя глаголы ихъ; тогда муками, кровью и смертью искупили они былыя колебанія, слабость и малодушіе, засвидѣтельствовали непререкаемымъ свидѣтельствомъ жизни и смерти свою вѣрность Христу. Язвы Господа Іисуса непрестанно они носили на тѣлѣ своемъ; предъ языками и царями они возвѣстили славу Его.

Да, не будемъ послѣ этого осуждать учениковъ Христовыхъ. «Іисусъ же, обратившись къ нимъ, сказалъ: дщери Іерусалимскія! не плачьте обо Мнѣ, но плачьте о себѣ и о дѣтяхъ вашихъ» (Лук. 23, 28). Обратимся же къ себѣ, къ своей совѣсти, поищемъ каждый отвѣта на страшный вопросъ: мы не измѣняемъ ли Христу? Мы не предаемъ ли Его? Не отрекаемся ли отъ Него? Мы не оставляемъ ли Его и нынѣ одинокимъ среди нашего видимаго многолюдства вѣрующихъ?

А вѣдь у насъ не меньше, если не больше, чѣмъ даже у апостоловъ побужденій хранить Ему вѣрность. Мы знаемъ объ Его воскресеніи, объ Его Божествѣ, объ Его побѣдѣ надъ смертью; мы видѣли на пространствѣ двухъ тысячелѣтій побѣду Его и надъ зломъ всего міра; видѣли и видимъ блистающій свѣтъ Его ученія, что принесло спасеніе погибшимъ, непрестающее нравственное преобразованіе міра: и отдѣльныхъ людей и всего человѣчества со всѣми его семейными, общественными и государственными отношеніями.

Но малодушіе и робость, уже ничѣмъ не объяснимыя и непростительныя, нерѣдко толкаютъ насъ на измѣну Христу. Мы молчимъ о своей вѣрѣ, мы прячемъ ее глубоко въ сердцѣ, когда кругомъ насъ раздаются хулы, издѣвательства и насмѣшки надъ христіанствомъ, когда ученіе Христа дерзко искажается и перетолковывается для прикрытія низменныхъ страстей человѣческихъ.

Мы готовы отречься отъ Христа, когда жалкая рабыня — лжеименная безбожная наука, сама во всемъ зависимая, сама не обладающая истиною, спрашиваетъ насъ язвительно и укоризненно, какъ Петра: «и ты съ Іисусомъ Назаряниномъ»? По духу и вѣянію моды, рабски покорныя мнѣнію большинства, мы принимаемъ сочувственно такія общественныя и государственныя ученія, такія теченія мысли и жизни, въ которыхъ завѣдомо нѣтъ ни единаго помысла, ни единаго слова о религіи и христіанствѣ. Какъ Пилатъ, мы не смѣемъ тогда настоять на своемъ рѣшеніи защитить до конца Іисуса, и, снисходительно объявивъ Его невиновнымъ въ неустройствахъ жизни, обвинивъ во всемъ и обрекши на страданіе тѣло Его — Церковь, мы отступаемъ предъ говоромъ и угрозою толпы, забывая, что этимъ Самого Іисуса мы отдаемъ на пропятіе.

О, толпа, общественныя вопли, общественное мнѣніе, власть улицы, голосъ большинства, — вотъ гдѣ страшный идолъ современности, вотъ кровожадный Молохъ, который пожралъ, попалилъ и истребилъ столько святыхъ порывовъ, столько высокихъ стремленій и истинъ! Не зналъ Пилатъ, не видѣлъ, какъ составилось то большинство, котораго онъ такъ испугался, которое осудило Христа на крестъ и вопило: «Возьми, возьми распни Его!» Не зналъ онъ, что въ этой толпѣ ходили подстрекатели, слуги безбожныхъ руководителей народа, и склоняли его требовать казни Іисуса кто клеветою на Него, то запугиваніемъ и предреченіемъ бѣдствій, то угрозами, то подкупами. «Наустиша народи»! Вотъ оно, большинство — безличное, безотвѣтственное, шаткое и неустойчивое, добыча перваго искуснаго говоруна и ловкаго подстрекателя! Не управляемое высшимъ закономъ вѣры и нравственности, движимое только земными выгодами и интересами, — оно отвергло духовное царство Мессіи и замѣнило его мечтаніями о царствѣ земномъ, оно безумно накликало вѣчный позоръ и гибель на народъ, нѣкогда богоизбранный: кровь Его на насъ и на чадахъ нашихъ...

Настойчиво, властно просится въ душу потребность обратить теперь слово и мысль отъ этого народа, присудившаго Христа на смерть, къ нашему родному народу въ переживаемые имъ нынѣ важные дни. Дни не только важные, но страшные, роковые, рѣшающіе судьбу родины. Кому теперь вручитъ народъ нашъ свою жизнь: вѣрующимъ или невѣрующимъ? Устами своихъ избранниковъ будетъ ли онъ взывать: осанна, — или будетъ вопить: распни Его? Сохранитъ ли онъ при новомъ строѣ своей государственной жизни (видимо имѣется ввиду открытіе I государственной думы — ред.) прежнее стремленіе посреди своего царства земного, человѣческаго искать осуществленія задачъ, цѣлей и законовъ Царства небеснаго и Божьяго, все разсматривать при свѣтѣ высшей правды подъ руководствомъ Церкви Христа Іисуса, — или станетъ помышлять лишь о хлѣбѣ единомъ, останется только при земныхъ интересахъ? Пребудетъ ли онъ вѣрнымъ Іисусу, или опять суждено исполниться скорбному слову Христову: Меня единаго оставите?

Вопросы страшные. Родина наша вступаетъ на новый путь жизни, предъ нами впереди — новая Россія...

Прости, прости, старая, тысячелѣтняя Россія! На нашихъ глазахъ судили, осудили тебя и приговорили къ смерти... Грозные и безпощадные судьи заплевали твое лицо и не нашли въ тебѣ ничего добраго. Судъ былъ строгій, неумолимый и безпощадный. Все слилось въ одинъ вопль: возьми, распни!

Знаемъ и мы, что ничто человѣческое тебѣ не чуждо; знаемъ, что много было у тебя недостатковъ. Но и то мы вѣдаемъ и видимъ, что ты содѣлала Русь святою, а народъ свой — богоносцемъ, если не въ осуществленіи, то хоть въ вѣчномъ, неумирающемъ идеалѣ народной души; ты породила и воспитала великій народъ, сохранивъ его въ горькой долѣ, въ горнилѣ историческихъ испытаній чрезъ цѣлый рядъ вѣковъ; ты породила и воспитала сонмъ святыхъ и праведныхъ; ты не погибла подъ ударами, — подъ тяжкими ударами судьбы, окрѣпла въ нихъ, сильная вѣрою; съ сею вѣрою, въ великой мощи духа, ты перенесла всѣ тяготы и все же создала, и намъ завѣщала и оставила великое царство. За все это тебѣ земной благодарный поклонъ.

Будущая, новая жизнь Россіи неизвѣстна. Но ходъ ея для насъ, вѣрующихъ, представляется совершенно яснымъ. Онъ всецѣло будетъ зависѣть отъ того, со Христомъ ли останется народъ нашъ, или откажется отъ Него, пойдетъ ли за Нимъ, или Его единаго оставитъ. Не формы жизни, не формы правленія спасаютъ народъ: сѣмя свято, люди вѣрующіе и благочестивые, — тѣ, что не преклоняютъ колѣна предъ современными ваалами, какъ во дни Иліи, — уваженіе къ нравственному закону, внутреннее христіанство, послушаніе Церкви — вотъ что сохранитъ и укрѣпитъ всякое общество и государство. А народъ, забывшій о Небѣ, недостоинъ жить и на землѣ.

Хочется молить со слезами предъ этимъ Гробомъ, молить Божественнаго Искупителя: Воскресни, Боже, суди земли нашей христіанской, царствуй въ ней во вѣки! Даруй намъ въ совѣтъ Царю и въ правленіе царствовать мужамъ крѣпкой вѣры, одухотвореннаго разума, глубокаго благочестія, помнящихъ, что сѣмя свято — стояніе міра, что «праведность возвышаетъ народъ, а беззаконіе — безчестіе народовъ» (Прит. 14, 34).

Да не оставитъ народъ нашъ Христа Господа, да не оставитъ Его единымъ!

Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во вѣки! Аминь.

Источникъ: Новомученикъ прот. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.). «Распятіе Родины». Слово въ Великій пятокъ предъ плащаницей. Сказано въ храмѣ Христа Спасителя въ Москвѣ при митрополичьемъ служеніи 31 марта 1906 года. // «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Свято-Троицкій монастырь, 1997. — №3 (1576). — С. 9-10, 15.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0