Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 19 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)
Православіе — вѣра подвижническая.

Во дни святого и Великаго поста Церковь какъ бы съ особеннымъ удареніемъ и настойчивостью указываетъ сынамъ своимъ на отличительное свойство святого Православія, какъ вѣры по преимуществу аскетической. Заключая и какъ бы увѣнчивая первую седмицу поста днемъ торжества Православія, Церковь не ограничивается только извѣстнымъ историческимъ воспоминаніемъ Собора 842 г., давшаго и поводъ и повелѣніе для установленія этого торжества: во второе воскресенье св. Церковь указываетъ на монашество въ лицѣ святого Григорія Паламы, какъ на примѣръ подвига, въ третье воскресенье — на святой Крестъ, какъ основаніе, смыслъ и освященіе подвига, въ слѣдующіе воскресные дни на величайшихъ подвижниковъ Іоанна Лѣствичника, Марію Египетскую, пока не приведетъ насъ къ поклоненію подвигамъ и страстямъ Самого Подвигоположника Христа.

Церковь постоянно говоритъ о православіи. Для нея это не «восточная форма исповѣданія христіанства», какъ любятъ выражаться дѣйствительные и мнимые ученые, — ибо въ дѣлѣ истины Божіей и вѣчнаго спасенія ни востокъ, ни западъ не при чемъ, — для Церкви православіе есть «благочестіе», и она въ этомъ словѣ повторяетъ слово святого апостола, возвѣщающаго: «велія благочестія тайна — Богъ явися во плоти»... Именемъ благочестивыхъ и благовѣрныхъ она именуетъ царей, понимая подъ этимъ не безгрѣшность, какъ въ неразуміи насмѣхаются кощунствующіе хулители Церкви, — ибо до смерти никого нельзя признать въ этомъ смыслѣ святымъ, — а именно православіе царей православнаго народа.

Именемъ благочестивыхъ и благовѣрныхъ и называются не одни цари, называемся всѣ мы, въ благочестивой вѣрѣ живущіе, и всѣ, въ «благочестивой вѣрѣ скончавшіеся»: «Господи, спаси благочестивыя», возглашается въ церковномъ моленіи.

Высоко цѣнитъ святая Церковь свое православіе. Она отстаивала его на вселенскихъ соборахъ цѣною наивысшаго напряженія всѣхъ силъ. Она прославляетъ въ вѣкахъ и родахъ всѣхъ подвижниковъ православія. Она устами златоустаго своего отца и учителя вселенныя завѣщала намъ великое слово о томъ, что отступленіе отъ православной вѣры не можетъ быть искуплено и заглажено даже мученическою кровью, а устами одного изъ простыхъ по образованію ума, но великихъ сердцемъ постигшаго духъ Церкви (преп. Агаѳона), засвидѣтельствовала, что можно и должно по смиренію признать за собою укоризненныя названія и невѣжды, и глупца, и сварливаго, и грѣшнаго, и вора, и убійцы, — но только не еретика...

Что же такое православіе? Въ чемъ его сущность и отличительное свойство? Въ чемъ его духовная краса и духовная сила?

Не замѣчаете ли, что слишкомъ много теперь говорятъ и спорятъ по этому вопросу, хотя, казалось бы, послѣ двухъ тысячъ лѣтъ воспитанія вѣрующихъ православною Церковью здѣсь и вопроса быть не можетъ? И дѣйствительно, въ простотѣ сердца вѣрующіе здѣсь не имѣютъ сомнѣній, а имѣютъ ихъ только тѣ, кто въ дѣло вѣры вноситъ гордыню ума, то, что называютъ умничаньемъ, кто желаетъ рѣшать вопросъ о сущности православія безъ руководства православной Церкви.

Православіе — это правая, истинная вѣра, или — правая истинная религія, какъ принято говорить по книжному. Въ чемъ же состоитъ религія? Отвѣчаютъ: это — общеніе человѣка съ Богомъ на основаніи вѣры въ Бога. Но въ настоящее время, слава Богу, библейскій и церковный взглядъ совершенно восторжествовалъ въ наукѣ, занимающейся изслѣдованіемъ быта, воззрѣній, настроеній и уклада жизни въ области религіи всѣхъ народовъ и въ прошломъ и въ настоящемъ. Наука подтвердила всеобщность религіи въ родѣ человѣческомъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ установила и подтвердила, что религіозныя чувства у человѣка были всегда и вездѣ соединены съ сознаніемъ виновности человѣка предъ Богомъ, съ сознаніемъ грѣха, и слѣдовательно, вездѣ были чувствами вѣро-покаянными. Жертвы, курившіяся по лицу всей земли, жертвы, которыя, оказывается, были у всѣхъ народовъ безъ исключенія, — однѣ эти жертвы ясно и безъ словъ подтверждаютъ сказанное.

Итакъ, религія есть, во-первыхъ, истина вѣры, — очевидно говорящей о грѣховности и требующей поэтому покаянія, и во-вторыхъ истина жизни, — очевидно построенной на чувствѣ покаянія. Гдѣ нѣтъ такого содержанія религіи, какъ вѣро-покаянныхъ чувствъ, тамъ нѣтъ и истинной религіи; гдѣ нѣтъ всезахватывающаго стремленія жить въ Богѣ и загладить, искупить жизнью добродѣтельной и словомъ молитвы вымолить себѣ прощеніе своей грѣховности, тамъ нѣтъ истинной религіи.

И вотъ здѣсь то и кроется истина и духовная красота православія.

Въ области вѣры это есть общеніе съ Богомъ, какъ основа жизни, признаніе грѣховности человѣка и отсюда — нужда въ искупленіи, признаніе Искупителя Христа, Сына Божія, Единаго ходатая Бога и человѣковъ, о Немъ же подобаетъ спастися намъ; отсюда же признаніе благодати Святаго Духа, вѣчно изливающейся на вѣрующихъ и помогающей имъ въ потребленіи грѣховности и въ духовномъ возсозданіи человѣка, признаніе святой Церкви, данной человѣку христіанину для вѣчнаго усвоенія имъ плодовъ искупленія и благодати Святаго Духа. Посему сама вѣра православная, какъ вѣра, есть уже подвигъ, какъ сознаніе грѣховности, — есть подвигъ, какъ послушаніе Богу и полное вседушевное послушаніе Церкви.

Можно ли послѣ этого сказать, что всѣ вѣры безразличны? Можно ли сказать, что въ христіанствѣ только и различаются восточная и западная формы, юга или сѣвера Европы? Если мы въ быту житейскомъ строго разбираемъ и различаемъ продукты питанія, опасаясь поддѣльныхъ, недоброкачественныхъ и гнилыхъ, то какъ же мы можемъ поступать иначе въ вопросѣ духовнаго питанія?

Въ области нравственности православіе есть признаніе тѣснѣйшей связи и зависимости нравственности отъ религіи, признаніе земли и земной жизни только средствомъ, путемъ, средою для подготавленія вѣрующаго къ небу, а не цѣлью, признаніе за тѣломъ значенія служебнаго орудія для духа; православіе есть и въ этой области постоянное сознаніе нашей духовной немощи и грѣховности, и отсюда — оно есть смиренномудріе, познаніе человѣкомъ своихъ недостатковъ, нищета духовная и стремленіе неустанное сбросить съ себя бремя тяжкое, грѣховное; отсюда же борьба съ грѣхомъ и съ грѣхолюбивою плотью, распинаніе ея съ страстью и похотями, при томъ дѣятельное, сознательное, рѣшительное, а не пассивное, путь самоотреченія и самоограниченія, путь тѣсный и узкій, — и главное признаніе, что побѣда надъ грѣхомъ и въ предупрежденіи его и въ прощеніи грѣха, уже содѣяннаго, дается только благодатію Отца Небеснаго, Искупителемъ, посылаемою отъ Духа Святаго въ Церкви Святой, Единой и безгрѣшной Путеводительницѣ нашего спасенія. Такимъ образомъ и въ области нравственной православіе говоритъ о подвигѣ. Здѣсь отличіе его отъ католичества, гдѣ такъ переоцѣнена личность и духовная сила человѣка, что онъ въ лицѣ папы можетъ быть непогрѣшимымъ, а во святыхъ имѣетъ даже какія-то сверхдолжныя заслуги предъ Богомъ и Христомъ, — мысль для православія прямо ужасная; здѣсь отличіе и отъ видимаго христіанства, именно отъ протестантства, которое есть въ сущности сомнительная философія человѣческаго горделиваго ума на основѣ, по имени только христіанской, — отъ протестантства, гдѣ нѣтъ личнаго активнаго подвига, а человѣкъ мечтательно спасается одною вѣрою, не нуждается въ ограниченіи плоти, чуждъ Церкви, и въ гордынѣ своей почитаетъ себя достойнымъ безъ посредства Церкви и безъ всякихъ вообще посредствъ какъ бы требовать у Бога спасенія.

Итакъ, что же такое православіе? Это вѣра аскетическая, вѣра подвижническая.

Знаемъ, что именно это больше всего и раздражаетъ людей міра и заставляетъ ихъ въ своихъ порываніяхъ реформировать Церковь, отнять у нея именно это проникающее вѣру и жизнь православнаго начало подвига. Но знаемъ и то, что отнять это начало у православія — это значитъ лишить его отличительнаго свойства всякой религіи вообще и въ частности, и въ особенности христіанства, какъ оно дано въ фактѣ, а не въ человѣческомъ измышленіи, то есть какъ оно дано во Христѣ, въ апостолахъ, во святыхъ отцахъ, въ Церкви, словомъ въ дѣйствительной исторіи, а не въ мечтаніяхъ тѣхъ, кто желаетъ сочетать Бога и мамону.

И развѣ въ одной религіи лежитъ въ основѣ начало подвига? Нѣтъ, всякое чистое, доброе, достойное человѣка дѣло требуетъ подвига; всякое достойное служеніе, чтобы быть плодотворнымъ, требуетъ подвига. Отецъ, мать, сынъ, дочь, сестра, братъ, учитель, воинъ, пастырь, общественный и государственный работникъ, — всѣ подвижники и всѣ, только себя забывая, собою и своими силами жертвуя, сжигая ихъ въ трудѣ и ревности, въ тугѣ сердца и въ пристрашливой скорби за порученное дѣло, — только на этомъ подвижническомъ стремленіи и настроеніи могутъ достигнуть высшихъ цѣлей и плодовъ своего служенія.

Скажутъ: если вы зовете всѣхъ къ аскетизму, то это значитъ зовете всѣхъ въ монастыри и монашество. Что же, отвѣтимъ мы, — хорошо бы было, если бы и всѣ дѣйствительно могли дорости, дозрѣть духовно и до этого высшаго вида аскетизма! Но это на землѣ навсегда останется только пожеланіемъ, ибо только въ воскресеніи не женятся, не посягаютъ и вообще живутъ, какъ ангелы; на землѣ равноангельская жизнь останется удѣломъ немногихъ. Но монашество все-таки есть только одинъ изъ видовъ подвижничества православнаго христіанина, хотя и самый высокій и по достоинству цѣнимый въ Церкви, какъ цвѣтъ и плодъ, какъ краса жизни по вѣрѣ, однако, не въ немъ одномъ проявленіе существа нашей вѣры, какъ аскетической, подвижнической. Подвигъ вездѣ — и въ вѣрѣ, и въ молитвѣ, и въ семьѣ, и въ школѣ, и во всякомъ трудѣ, и во всѣхъ проявленіяхъ жизни, только подвигъ освященный и осмысленный въ православной вѣрѣ и Церкви.

Посему-то и умѣстно не только по историческимъ воспоминаніямъ установленія торжества православія, но и по существу именно во дни святого Поста неизмѣнно напоминать себѣ и другимъ о томъ, чтó такое наше святое православіе, о томъ, что вѣра наша есть вѣра аскетическая и подвижническая, о чемъ, къ сожалѣнію, такъ часто забываютъ люди, много говорящіе о преобразованіяхъ Церкви православной.

Замѣчательное дѣло: даже среди мыслителей инославнаго запада, даже въ нѣдрахъ самого протестантства мы слышимъ тоскливыя признанія именно указанной нами духовной силы и истины православія. Одинъ изъ выдающихся европейскихъ мыслителей (Шопенгауэръ) товоритъ: «аскетизмъ лежитъ въ основѣ всякой религіи и въ особенности христіанства; съ этой точки зрѣнія католичество есть грандіозное злоупотребленіе христіанствомъ, а протестантство — его полное отрицаніе, и только вѣроисповѣданіе восточныхъ христіанскихъ народовъ удержало истинный духъ христіанства»...

Возрадуемся этому свидѣтельству отъ внѣшнихъ. И познаемъ въ радости сердца и святость и спасительность поста съ его постоянными напоминаніями о подвигѣ, о грѣхѣ, о покаяніи, объ Искупителѣ нашемъ, Подвигоположникѣ. И познаемъ въ вѣчное себѣ руководство и назиданіе, что святая православная вѣра наша есть воистину вѣра свободнаго и любовнаго подвига и духа нашего и тѣла въ борьбѣ со зломъ и грѣхомъ, въ насъ живущимъ, ради вѣчнаго и блаженнаго общенія духа нашего съ Духомъ Божіимъ. Аминь.

Источникъ: Протоіерей І. Восторговъ. Православіе — вѣра подвижническая. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 12. — 19 Марта 1916 года. — Пг.: Сѵнодальная Типографія, 1916. — С. 323-326.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0