Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Святитель Іоаннъ, архіепископъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.).

Святой Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, свѣтильникъ міру, великій чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, покровитель юношества, молитвенникъ, богословъ, суровый аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь, родился 4 іюня 1896 г. въ Харьковской губерніи. Былъ онъ названъ въ честь св. архангела Михаила. Происходилъ онъ изъ дворянской семьи Максимовичей. Его предкомъ былъ извѣстный просвѣтитель Сибири, святитель Іоаннъ Тобольскій. Родители Михаила, Борисъ и Глафира, воспитывали своего сына въ благочестіи, возгрѣвая въ немъ стремленіе стоять за истину, и въ горячей любви къ своему Отечеству. Михаилъ думалъ посвятить свою жизнь военной или гражданской службѣ Отечеству и поступилъ въ Петровскій Полтавскій Кадетскій корпусъ. Затѣмъ онъ учился на юридическомъ факультетѣ Харьковскаго Императорскаго Университета, который окончилъ въ 1918 г. Въ годы ученія на него особенно сильное вліяніе оказалъ архіепископъ Антоній Харьковскій, и Михаилъ, одновременно съ свѣтской наукой, началъ все больше углубляться въ изученіе «науки изъ наукъ» — изученіе духовной жизни, и, въ концѣ концовъ, мѣстный монастырь и храмъ стали ему ближе, чѣмъ всякія свѣтскія заведенія… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.)
Памяти мучениковъ.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Святая Церковь завтра прославляетъ св. Андрея епископа Критскаго, творца Великаго покаяннаго канона, а мы собрались, чтобы молиться объ упокоеніи души Царя-Мученика и иже съ нимъ убіенныхъ. Въ Россіи также ежегодно собирались русскіе люди въ храмы въ день св. Андрея Критскаго, но не того, который прославляется завтра, а преподобномученика Андрея, замученнаго за исповѣданіе Христа и правды Христовой. Въ этотъ день преподобномученика Андрея въ Россіи люди съ радостнымъ чувствомъ собирались благодарить Господа за чудесное спасеніе Государя Александра III въ Боркахъ 17 октября 1888 года. Во время его путешествія произошло страшное крушеніе поѣзда, всѣ вагоны были разбиты кромѣ одного, въ которомъ находился Царь со своей Семьей.

Такъ въ день преподобнаго Андрея Критскаго, замученнаго врагами Христа и Его Церкви, былъ спасенъ Наслѣдникъ, а впослѣдствіи Государь Николай Александровичъ и также въ день св. Андрея Критскаго, но мирно окончившаго свои дни на землѣ, Государь былъ убитъ безбожниками и измѣнниками. Въ день Андрея мученика Россія прославляла и празднуемаго въ одинъ день съ нимъ пророка Осію, предсказавшаго воскресеніе; въ ихъ честь строились храмы, гдѣ народъ русскій благодарилъ Бога за спасеніе Государя. А черезъ 30 лѣтъ, въ день св. Андрея, учившаго о покаяніи, Государь былъ умерщвленъ на глазахъ всего народа, не сдѣлавшаго даже попытки его спасти. Это тѣмъ болѣе страшно и непонятно, что Государь Николай Александровичъ воплотилъ въ себѣ лучшія черты царей, которыхъ зналъ, любилъ и почиталъ русскій народъ.

Царь-Мученикъ болѣе всего походилъ на Царя Алексѣя Михайловича, Тишайшаго, но превосходилъ его своей непоколебимой кротостью. Россія знала Александра II, Освободителя, но Царь Николай II освободилъ еще больше народа изъ братскаго славянскаго племени. Россія знала Александра III, Миротворца, а Государь Николай II не ограничивался только попеченіемъ о мирѣ въ свои дни, но сдѣлалъ крупный шагъ къ тому, чтобы всѣ народы Европы и всего міра жили миролюбиво и разрѣшали свои недоразумѣнія мирнымъ путемъ. Съ этой цѣлью, по безкорыстному и благородному личному почину его, была созвана Гаагская конференція. Россія восхищалась Александромъ I-мъ и назвала его Благословеннымъ за то, что онъ освободилъ Европу отъ чуждой власти одного человѣка. Государь Николай II, въ условіяхъ во много разъ болѣе трудныхъ, возсталъ противъ такой же попытки другого человѣка распространить свою власть на чуждый ему по крови и вѣрѣ славянскій народъ и въ защитѣ его проявилъ стойкость не знающую компромиссовъ. Россія знала великаго преобразователя Петра I, но если припомнить всѣ преобразованія Николая II, то мы не знаемъ, кому отдать предпочтеніе, при чемъ послѣднимъ преобразованія были проведены болѣе внимательно, обдуманно и безъ рѣзкости. Іоанна III, Іоанна Калиту, Россія знала какъ собирателей Россіи, но до конца довелъ ихъ дѣло Государь Николай II, когда въ 1915 году вернулъ Россіи, хотя и на краткое время, всѣхъ ея сыновъ. Государь Всероссійскій — онъ первый и единственный былъ Царемъ Всерусскимъ. Его внутренній, духовный нравственный обликъ былъ такъ прекрасенъ, что даже большевики, желая его опорочить, могутъ упрекнуть его только въ одномъ — въ набожности.

Доподлинно извѣстно, что онъ всегда начиналъ и заканчивалъ свой день молитвой. Въ великія церковныя празднества онъ всегда пріобщался, при чемъ смѣшивался съ народомъ приступавшимъ къ Великому Таинству, какъ это было при открытіи мощей преподобнаго Серафима. Онъ былъ образецъ цѣломудрія и глава образцовой православной семьи, воспитывалъ своихъ дѣтей въ готовности служить русскому народу и строго подготовлялъ ихъ къ предстоящему труду и подвигу. Онъ былъ глубоко внимателенъ къ нуждамъ своихъ подданныхъ и хотѣлъ ясно и близко себѣ представить ихъ трудъ и служеніе. Всѣмъ извѣстенъ случай, когда онъ прошелъ одинъ нѣсколько верстъ въ полномъ солдатскомъ снаряженіи, чтобы ближе понять условія солдатской службы. Онъ ходилъ тогда совсѣмъ одинъ и тѣмъ ясно опровергаются клеветники, говорящіе, что онъ боялся за свою жизнь. Если Петръ I сказалъ, «а о Петрѣ вѣдайте, что жизнь ему не дорогá, жила бы Россія», то Государь Николай Александровичъ поистинѣ, можно сказать, исполнилъ это. Говорятъ, что онъ былъ довѣрчивъ. Но великій Отецъ Церкви св. Григорій Великій говорилъ, что чѣмъ чище сердце, тѣмъ оно довѣрчивѣе.

Что же воздала Россія своему чистому сердцемъ, любящему ее болѣе своей жизни Государю?

Она отплатила ему клеветой. Онъ былъ высокой нравственности — стали говорить о его порочности. Онъ любилъ Россію — стали говорить объ измѣнѣ. Даже люди близкіе Государю повторяли эту клевету, пересказывали другъ другу слухи и разговоры. Подъ вліяніемъ злого умысла однихъ, распущенности другихъ слухи ширились и начала охладѣвать любовь къ Царю. Потомъ стали говорить объ опасности для Россіи и обсуждать способы освобожденія отъ этой несуществующей опасности, и во имя якобы спасенія Россіи, стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчетливая злоба сдѣлала свое дѣло: она отдѣлила Россію отъ своего Царя и въ страшную минуту во Псковѣ онъ остался одинъ. Близкихъ нѣтъ. Были преданные, но и ихъ не допустили. Страшная оставленность Царя... Но не онъ оставляетъ Россію, Россія оставляетъ его, любящаго Россію больше своей жизни. Видя это, и въ надеждѣ, что его самоумаленіе успокоитъ и смиритъ разбушевавшіяся страсти народныя, Государь отрекается отъ Престола. Но страсть никогда не успокаивается, достигнувъ желаннаго, — она разгорается еще больше. Наступило ликованіе тѣхъ, кто хотѣлъ низверженія Государя. Остальные молчали. Послѣдовалъ арестъ Государя и дальнѣйшія событія были неизбѣжны. Если оставить человѣка въ клѣткѣ со звѣрьми, то рано или поздно они его растерзаютъ. Государь былъ убитъ и Россія молчала. Не раздалось ни возмущенія, ни протеста, когда совершалось это страшное злодѣяніе, и это молчаніе есть великій грѣхъ русскаго народа, совершенный въ день св. Андрея Критскаго, творца Великаго покаяннаго канона, читаемаго Великимъ постомъ...

Подъ сводомъ Екатеринбургскаго подвала былъ убитъ Повелитель Руси, лишенный людскимъ коварствомъ царскаго вѣнца, но не лишенный Божіей правдой священнаго мѵропомазанія. Всѣ цареубійства въ исторіи Россіи были произведены кучкой людей, но не народомъ. Когда былъ убитъ Павелъ I, народъ и не зналъ объ этомъ, а узнавъ, долгіе годы приносилъ къ его гробу сочувствіе и молитвы. Убійство Александра II вызвало въ Россіи бурю возмущенія, которая оздоровила нравственное состояніе народа и это сказалось въ царствованіе Александра III. Народъ остался чистъ отъ крови Царя Освободителя. Здѣсь же народъ, весь народъ виновенъ въ пролитіи крови своего Царя. Одни убили, другіе одобряли убійство и тѣмъ совершили не меньшій грѣхъ, третьи не помѣшали. Всѣ виновны и поистинѣ мы должны сказать: «Кровь его на насъ и на дѣтяхъ нашихъ». Измѣна, предательство, нарушеніе присяги на вѣрность Царю Михаилу Ѳеодоровичу и его наслѣдникамъ безъ обозначенія ихъ именъ, пассивность и окаменѣніе, нечувствіе — вотъ изъ чего русскій народъ сплелъ вѣнокъ, которымъ увѣнчалъ своего Царя.

Сегодня день скорби и покаянія. Почему, спросимъ мы, Господь, спасши того же Царя въ день Андрея Мученика, не спасъ его въ день другого Андрея — учителя покаянія? Съ глубокой грустью отвѣчаемъ: да, Господь могъ также чудесно его спасти и въ этотъ день, но русскій народъ этого не былъ достоинъ.

Государь теперь принялъ мученическій вѣнецъ, но это не оправданіе намъ, не уменьшеніе нашей вины, какъ не оправданы, а еще сильнѣе обвинены Воскресеніемъ Христовымъ Іуда, Пилатъ и Каіафа и тѣ, которые требовали отъ Пилата убійства Христа.

Великій грѣхъ поднять руку на Помазанника Божія. Когда Царю Давиду принесли извѣстіе объ убійствѣ Саула, то онъ велѣлъ казнить вѣстника, хотя онъ не принималъ участія въ убійствѣ, но только поспѣшилъ принести эту вѣсть и приписалъ себѣ убійство Царя. Не остается и малѣйшая причастность къ такому грѣху неотмщенной.

Въ скорби мы говоримъ «кровь его на насъ и на дѣтяхъ нашихъ».

Но будемъ помнить, что это злодѣяніе всего народа совершено въ день св. Андрея Критскаго, зовущаго насъ къ глубокому покаянію. Будемъ помнить, что нѣтъ предѣла милости Божіей и нѣтъ такого грѣха, котораго нельзя смыть покаяніемъ. Но покаяніе наше должно быть полное, безъ всякаго самооправданія, безъ оговорокъ, съ осужденіемъ себя и всего злого дѣла отъ самаго его начала.

Послѣ спасенія Царской Семьи въ Боркахъ была начертана икона съ изображеніемъ святыхъ, имена коихъ носили Члены Царской Семьи. Быть можетъ придетъ время, когда не небесные покровители ихъ, а сами Царственные Мученики будутъ изображаться на иконахъ, въ память вспоминаемаго событія. — Но теперь мы будемъ молиться объ упокоеніи ихъ душъ и будемъ просить у Господа глубокаго слезнаго покаянія и прощенія для себя и для всего русскаго народа. Аминь.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 225-229.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0