Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Святитель Іоаннъ, архіепископъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.).

Святой Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, свѣтильникъ міру, великій чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, покровитель юношества, молитвенникъ, богословъ, суровый аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь, родился 4 іюня 1896 г. въ Харьковской губерніи. Былъ онъ названъ въ честь св. архангела Михаила. Происходилъ онъ изъ дворянской семьи Максимовичей. Его предкомъ былъ извѣстный просвѣтитель Сибири, святитель Іоаннъ Тобольскій. Родители Михаила, Борисъ и Глафира, воспитывали своего сына въ благочестіи, возгрѣвая въ немъ стремленіе стоять за истину, и въ горячей любви къ своему Отечеству. Михаилъ думалъ посвятить свою жизнь военной или гражданской службѣ Отечеству и поступилъ въ Петровскій Полтавскій Кадетскій корпусъ. Затѣмъ онъ учился на юридическомъ факультетѣ Харьковскаго Императорскаго Университета, который окончилъ въ 1918 г. Въ годы ученія на него особенно сильное вліяніе оказалъ архіепископъ Антоній Харьковскій, и Михаилъ, одновременно съ свѣтской наукой, началъ все больше углубляться въ изученіе «науки изъ наукъ» — изученіе духовной жизни, и, въ концѣ концовъ, мѣстный монастырь и храмъ стали ему ближе, чѣмъ всякія свѣтскія заведенія… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.)
Россія.

День памяти святыхъ, въ Россійской землѣ просіявшихъ, указываетъ намъ на то духовное небо, подъ которымъ создавалась и жила Земля Русская.

До св. князя Владиміра на Русской землѣ жили языческія, разрозненныя другъ съ другомъ, враждовавшія племена.

Св. князь Владиміръ принесъ имъ новую вѣру, новое сознаніе, смыслъ жизни, новое внутреннее душевное состояніе, далъ имъ новый, всѣхъ объединяющій духъ жизни, и такъ образовался единый народъ.

Само существованіе русскаго народа связано съ зарожденіемъ въ немъ духовной жизни, съ усвоеніемъ основъ христіанскаго міровоззрѣнія: безсмысленно искать смыслъ и цѣль жизни въ земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить божественную, благодатную, вѣчную жизнь, а тогда устроится и эта временная, земная: «Ищите прежде Царствія Божія и правды его и сія вся приложится вамъ».

Вѣра и Православная Церковь объединили разрозненныя племена въ одинъ народъ и самымъ существеннымъ свойствомъ русскихъ людей и была вѣра въ Царство Божіе, исканіе Его, исканіе правды.

Ради Царства Божія, ради причастности ему, ради молитвы, русскіе подвижники уходили отъ мірской суеты въ лѣса, на необитаемые острова. Они искали только Царствія Божія, ничего не хотѣли создавать и строить, уходили отъ людей, но люди шли за ними ради Царствія Божія, бывшаго на тѣхъ островахъ и лѣсахъ вокругъ праведниковъ, и такъ вырастали лавры и обители.

Исканіе правды — основная нить жизни русскаго народа, и неслучайно, что первый писанный сводъ законовъ, который долженъ былъ упорядочить жизнь, названъ былъ «Русской правдой».

Но о небѣ, о Царствѣ Божіемъ, думали не только тѣ, кто уходилъ отъ міра и людей, всѣ вѣрующіе русскіе люди понимали смыслъ жизни. Всѣ, кто подлинно строилъ Россію какъ государство, живя въ міру и исполняя свои обязанности, также почитали самымъ главнымъ быть вѣрными Божественному Царству и божественной правдѣ.

Въ Россіи были князья, полководцы, хозяева, люди всѣхъ родовъ и занятій, но ихъ основное пониманіе, стремленіе и смыслъ жизни были также въ стяжаніи Царствія Божія, причастности ему.

Св. Александръ Невскій всю жизнь провелъ въ военныхъ и государственныхъ подвигахъ, напримѣръ, проѣхалъ на конѣ огромный путь къ татарскому хану, чтобы устроить миръ для Россіи, прославился военными побѣдами, но когда заболѣлъ и пришла смерть, онъ принялъ ее какъ освобожденіе отъ трудовъ земной жизни и отдался тому, что было дороже всего его душѣ: принялъ постригъ, чтобы войти въ вожделѣнное Царство Божіе уже не воиномъ земнымъ, но Христовымъ.

Смоленскій князь Ѳеодоръ также принялъ предъ смертью монашество. Такіе духовные вожди русскаго народа въ своемъ стремленіи къ Царству Божію, — лучшіе выразители основной черты духовной жизни народа, основной силы, которая направляла историческую жизнь его.

Усвоеніе христіанской вѣры переродило и русскихъ князей. Власть всегда есть выраженіе сознанія и воли. Власть всегда руководствуется той или иной философіей, тѣмъ или инымъ пониманіемъ цѣли и смысла жизни и всей дѣятельности. До св. Владиміра русскіе князья были вождями воинствующихъ племенъ и вели войны ради военной добычи и славы. Ставъ христіанами, они стали начальниками отдѣльныхъ частей единаго народа. Съ принятіемъ христіанства явилось сознаніе и ощущеніе единства. Правда была въ братствѣ князей, и междоусобная война стала неправдой.

Св. князь Владиміръ далъ русскому народу новый смыслъ жизни и новую жизненную силу. Бѣдствія, неуспѣхи, пораженія безсильны передъ главной силой жизни, безсильны передъ жизнью духовной. Царствіе Божіе, духовная отрада въ причастности ему остаются незатронутыми. Проходитъ страшная буря и снова живетъ человѣкъ. Такъ мученики улыбались отъ радостнаго ощущенія благодати Божіей во время самыхъ жестокихъ мученій.

Отсюда жизненная сила Россіи. Бѣдствія не поражаютъ ея сердца. Татары спалили всю Россію. Палъ Кіевъ, и въ тотъ же годъ поднимается Новгородъ и великій полководецъ и вождь русскаго народа благовѣрный князь Александръ Невскій поднимаетъ русскихъ людей на борьбу не съ татарами, которые истязали тѣло Россіи, а со шведами-католиками, которые, пользуясь бѣдой Россіи, хотѣли захватить душу русскихъ людей и убить духовную силу русскаго народа и Россіи. Для св. Александра Невскаго надо было прежде всего сохранить эту духовную силу.

Исторія возвышенія Москвы — яркое подтвержденіе той же мысли. Въ своемъ зарожденіи Москва — небольшое мѣстное объединеніе. Но во главѣ ея стоятъ благовѣрные князья, усвоившіе указанное православное пониманіе правды. Потому, когда свят. Митрополитъ Петръ сказалъ князю, что Москва будетъ возвеличена и самъ онъ будетъ жить тамъ и погребенъ будетъ, если князь построитъ въ Москвѣ Домъ Пресвятой Богородицы, то князь исполняетъ этотъ завѣтъ. Иначе сказать, свят. Петръ сказалъ, что если ты будешь до конца вѣренъ Православію и, прежде всего, будешь искать Царствія Божія и правду Его, то вся сія, все мірское, житейское, государственное приложатся тебѣ.

Таковъ замыселъ Москвы, и она была вѣрна завѣту свят. Петра, и ночная военная сторожевая перекличка на кремлевскихъ стѣнахъ творилась словами: «Пресвятая Богородица, спаси насъ».

Это не значитъ, что и жизнь и люди были святы! О, нѣтъ! Люди всегда грѣшны, но важно, но спасительно, когда есть сознаніе добра и зла, когда есть стремленіе къ правдѣ, ибо тогда можетъ быть возстаніе.

Грѣшная Москва, столица грѣшной Россіи, въ своей исторической жизни падала до дна, но поднималась, потому что не умирало сознаніе правды.

Въ смутное время Россія такъ упала, что всѣ враги ея были увѣрены, что она поражена смертельно. Въ Россіи не было царя, власти и войска. Въ Москвѣ власть была у иностранцевъ. Люди «измалодушествовались», ослабѣли и спасенія ждали отъ иностранцевъ, передъ которыми заискивали. Гибель была неизбѣжна, и Россія неминуемо погибла бы, если бы совсѣмъ было утрачено сознаніе правды. Но Россію, русскій народъ спасъ свят. Гермогенъ. Враги Россіи его держали въ подвалѣ, въ Кремлѣ, издѣвались надъ нимъ, мучили, добивались, чтобы онъ покорился имъ, измѣнивъ русскому пониманію правды. Свят. Гермогенъ былъ замученъ до смерти, но духовно не сдался и звалъ Россію на ея историческій путь христіанскаго государства съ христіанской властью, звалъ помнить истину и быть вѣрнымъ ей.

Святитель Гермогенъ въ вѣрѣ и исповѣданіи духовно и нравственно возродилъ русскій народъ, и онъ снова сталъ на путь исканія Царства Божія и правды его, правды подчиненія земной государственной жизни духовному началу, и такъ Россія возстала. Въ исторіи нельзя найти такую глубину паденія государства и такое скорое, чудесное черезъ годъ возстаніе его, когда духовно и нравственно возстали люди. Такова исторія Россіи, таковъ ея путь.

Послѣ Петра I общественная жизнь уклонилась отъ русскаго пути. Хотя уклонилась и не до конца, но она утратила ясность сознанія правды, ясность вѣры въ евангельскую истину: «Ищите прежде всего Царствія Божія и правды Его».

Тяжкія страданія русскаго народа есть слѣдствіе измѣны Россіи самой себѣ, своему пути, своему призванію. Но тѣ тяжкія страданія, тоска жизни подъ властью лютыхъ безбожниковъ говорятъ, что русскій народъ не до конца утратилъ сознаніе правды, что ему духовно и нравственно тяжела неправда безбожнаго государства и безбожной власти.

Россія возстанетъ такъ же, какъ она возставала и раньше. Возстанетъ, когда разгорится вѣра. Когда люди духовно возстанутъ, когда снова имъ будетъ дорогá ясная, твердая вѣра въ правду словъ Спасителя: «Ищите прежде Царствія Божія и правды его, и вся сія приложатся вамъ». Россія возстанетъ, когда полюбитъ вѣру и исповѣданіе Православія, когда увидитъ и полюбитъ православныхъ праведниковъ и исповѣдниковъ.

Сегодня, въ день всѣхъ святыхъ, въ землѣ Россійстѣй просіявшихъ, Церковь указываетъ ихъ, и православные съ духовнымъ восторгомъ видятъ, какое ихъ множество въ Царствѣ Божіемъ! И сколько еще не прославленныхъ, имже нѣсть числа. Вотъ молча и безтрепетно идетъ на смерть Митрополитъ Кіевскій Владиміръ. Убійцы выводятъ его изъ воротъ Лавры, чтобы убить внѣ града, какъ убили Господа Спасителя, и святитель молча, какъ агнецъ заколенія, приметъ смерть за Христа, за Вѣру, за Русскую Церковь, за то, что искалъ прежде всего пріобрѣтенія Царствію Божію, вѣчной жизни.

Во множествѣ мучениковъ и исповѣдниковъ мы видимъ Божіе благословеніе ихъ подвигамъ вѣры, явленію ихъ нетлѣнныхъ мощей — это тѣла праведниковъ, которыя уже живутъ по законамъ будущей жизни, гдѣ нѣтъ страданія и тлѣнія, и нетлѣнность мощей свидѣтельствуетъ о томъ. Такъ, нетлѣнные останки великой княгини Елизаветы Ѳеодоровны, почивающіе въ Геѳсиманской обители, свидѣтельствуютъ намъ о ея праведности въ очахъ Божіихъ.

Не оскудѣла Русская Церковь и черезъ нея и Россія, за вѣру убіенными. И вѣруемъ, что всѣ они будутъ прославлены славою вѣчтной, а не тлѣнной земной.

Россія возстанетъ, когда подниметъ взоръ свой и увидитъ, что всѣ святые, въ землѣ Россійской просіявшіе, живы въ Божіемъ Царствѣ, что въ нихъ духъ вѣчной жизни и что намъ надо быть съ ними и духовно коснуться и пріобщиться ихъ вѣчной жизни. Въ этомъ спасеніе Россіи и всего міра.

Въ СССР нѣтъ духа жизни, нѣтъ радости жизни. Его всѣ боятся, какъ боятся бѣсовъ. Россія также была страшна другимъ державамъ, но тѣмъ, что она притягивала къ себѣ народы.

Вѣрность заповѣди «ищите же прежде Царствія Божія...» создавала русское смиреніе, смиряло и власть въ дни наибольшей земной славы. Русская власть, устами императора Александра I, исповѣдала себя какъ власть христіанская, и на памятникѣ своей славы написала: «Не намъ, не намъ, но имени Твоему!»

Русское небо, русскіе святые зовутъ насъ быть съ ними, какъ они съ нами. Зовутъ пріобщиться духу вѣчной жизни, и того духа жаждетъ весь міръ.

Возстановленная Россія нужна всему міру, отъ котораго отошелъ духъ жизни, и онъ весь колеблется въ страхѣ, какъ передъ землетрясеніемъ.

Россія ждетъ христолюбивое воинство, христолюбивыхъ царей и вождей, которые поведутъ русскій народъ не для славы земной, а ради вѣрности русскому пути правды.

«Не намъ, не намъ, но имени Твоему!»

Въ покаяніи, въ вѣрѣ, въ очищеніи, да обновится Русская Земля и да возстанетъ Святая Русь!

Источникъ: Архіепископъ Іоаннъ (Максимовичъ). Россія. // «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Свято-Троицкій монастырь, 1994. — №11 (1512). — С. 1-3.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0