Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Святитель Іоаннъ, архіепископъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.).

Святой Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, свѣтильникъ міру, великій чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, покровитель юношества, молитвенникъ, богословъ, суровый аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь, родился 4 іюня 1896 г. въ Харьковской губерніи. Былъ онъ названъ въ честь св. архангела Михаила. Происходилъ онъ изъ дворянской семьи Максимовичей. Его предкомъ былъ извѣстный просвѣтитель Сибири, святитель Іоаннъ Тобольскій. Родители Михаила, Борисъ и Глафира, воспитывали своего сына въ благочестіи, возгрѣвая въ немъ стремленіе стоять за истину, и въ горячей любви къ своему Отечеству. Михаилъ думалъ посвятить свою жизнь военной или гражданской службѣ Отечеству и поступилъ въ Петровскій Полтавскій Кадетскій корпусъ. Затѣмъ онъ учился на юридическомъ факультетѣ Харьковскаго Императорскаго Университета, который окончилъ въ 1918 г. Въ годы ученія на него особенно сильное вліяніе оказалъ архіепископъ Антоній Харьковскій, и Михаилъ, одновременно съ свѣтской наукой, началъ все больше углубляться въ изученіе «науки изъ наукъ» — изученіе духовной жизни, и, въ концѣ концовъ, мѣстный монастырь и храмъ стали ему ближе, чѣмъ всякія свѣтскія заведенія… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.)
Почему съ молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царяхъ?

Крестъ Господень, какъ орудіе нашего спасенія, сталъ почитаться христіанами еще во времена апостольскія. Однако, во время гоненія христіанъ, почитаніе его могло быть только тайнымъ. «Христосъ распятый» для іудеевъ былъ соблазномъ, для язычниковъ безуміемъ. Посему христіане не высказывали открыто своего почитанія креста, чтобы не подвергать его издѣвательствамъ. Они скрывали изображеніе креста или изображали крестъ такъ, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунокъ прикровенно изображаетъ крестъ.

Въ 312 году царь Константинъ Великій во время похода на Римъ увидѣлъ на небѣ изображеніе креста съ надписью «НИКА», т. е. «побѣждай». Сдѣлавъ войсковую хоругвь въ видѣ креста, Константинъ вступилъ въ сраженіе, побѣдилъ врага и взялъ Римъ. Въ память этой побѣды, царь Константинъ повелѣлъ поставить въ Римѣ свое изображеніе съ крестомъ въ рукѣ и надписью: «Симъ спасительнымъ знаменіемъ я освободилъ Римъ отъ тирана». Вскорѣ послѣ сего, христіанское исповѣданіе Миланскимъ эдиктомъ было объявлено дозволеннымъ; самъ царь Константинъ показывалъ примѣръ почитанія креста, повелѣвъ изображать себя съ крестомъ даже на монетахъ.

Видѣніе креста царемъ Константиномъ на небѣ повторилось еще два раза при его дальнѣйшихъ походахъ, что еще болѣе усилило его почитаніе святаго креста.

По его желанію, его мать — святая царица Елена предприняла путешествіе въ Іерусалимъ и тамъ обрѣла святой и животворящій Крестъ. Она привезла въ Царьградъ часть его, и византійскіе цари, отправляясь въ походъ, брали ея съ собой, уповая на помощь Божію.

Вотъ почему въ дивныхъ пѣснопѣніяхъ, прославляющихъ святой крестъ, его восхваляли и за помощь, которую черезъ него получали православные цари.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, Православная Церковь, исполняя наставленіе апостола Павла молиться за царей, даже языческихъ, поскольку они являются защитниками порядка, а не гонителями Вѣры, всегда возносила моленіе Богу, чтобы сила крестная помогала уповающимъ на крестъ царямъ. Службы святому кресту по средамъ и пятницамъ, въ кои дни воспоминаются страданія Христовы, и въ другіе праздники Животворящаго креста полны такихъ моленій. Въ нихъ говорится: «Крестъ царей держава», «о тебѣ вѣрнѣйшіе царіе наши хвалятся, яко твоею силою Исмаильтейскіе люди державно покаряюще», «побѣды благовѣрнымъ царемъ на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестомъ Твоимъ жительство», «древо честное царемъ на варвары побѣду подающее»... Такими и тому подобными выраженіями наполнены службы кресту.

Замѣчательно, что многія изъ сихъ пѣснопѣній написаны святыми Отцами, которые сами жестоко страдали отъ царей иконоборцевъ; они не прекращали моленія за царей, твердо вѣря, что послѣ злыхъ царей будутъ и цари благочестивые. Не измѣняли тѣ молитвы православные греки и южные славяне и находясь подъ властью турокъ или чужихъ чужеземныхъ властей, хотя бы они были иновѣрными.

Какой же смыслъ имѣетъ моленіе о царяхъ въ молитвахъ святому кресту, когда какой-либо народъ не имѣетъ своего православнаго царя?

Во-первыхъ, — православные народы должны молиться не только за своихъ Государей, а какъ члены одного тѣла — Церкви, также и за другихъ православныхъ Государей. Порабощенные турками греки, сербы, болгары и румыны молились за единственнаго тогда православнаго Русскаго Царя. Долгъ и русскихъ молиться не только за своихъ, но и за ихъ Государей, тѣмъ болѣе, что проживавшіе въ ихъ странахъ русскіе бѣженцы пользовались ихъ защитой.

Во-вторыхъ, — при возношеніи молитвъ о царяхъ мы молимся не только о нынѣшнихъ царяхъ, но и о будущихъ православныхъ царяхъ, ибо по толкованію святаго Іоанна Златоуста православные Государи будутъ держать власть до пришествія антихриста, удерживая распространеніе зла. Вотъ почему Церковь Православная не перестаетъ молиться «побѣды благовѣрнымъ царемъ на сопротивныя даруя». Слова сіи находятся въ молитвѣ Животворящему кресту, которая особенно часто употребляется, такъ какъ является тропаремъ, т. е. какъ бы гимномъ, дней святаго креста.

Въ Россіи и въ нѣкоторыхъ другихъ славянскихъ странахъ въ ту молитву вставляли и имя царствовавшаго Государя, но основное содержаніе ея всегда оставалось неизмѣннымъ и подлиннымъ текстомъ, тѣмъ, что написали святые Отцы: Спаси Господи люди Твоя и благослови достояніе Твое, побѣды благовѣрнымъ царемъ на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестомъ Твоимъ жительство.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 167-169.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0