Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 18 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Святитель Іоаннъ, архіепископъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.).

Святой Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, свѣтильникъ міру, великій чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, покровитель юношества, молитвенникъ, богословъ, суровый аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь, родился 4 іюня 1896 г. въ Харьковской губерніи. Былъ онъ названъ въ честь св. архангела Михаила. Происходилъ онъ изъ дворянской семьи Максимовичей. Его предкомъ былъ извѣстный просвѣтитель Сибири, святитель Іоаннъ Тобольскій. Родители Михаила, Борисъ и Глафира, воспитывали своего сына въ благочестіи, возгрѣвая въ немъ стремленіе стоять за истину, и въ горячей любви къ своему Отечеству. Михаилъ думалъ посвятить свою жизнь военной или гражданской службѣ Отечеству и поступилъ въ Петровскій Полтавскій Кадетскій корпусъ. Затѣмъ онъ учился на юридическомъ факультетѣ Харьковскаго Императорскаго Университета, который окончилъ въ 1918 г. Въ годы ученія на него особенно сильное вліяніе оказалъ архіепископъ Антоній Харьковскій, и Михаилъ, одновременно съ свѣтской наукой, началъ все больше углубляться въ изученіе «науки изъ наукъ» — изученіе духовной жизни, и, въ концѣ концовъ, мѣстный монастырь и храмъ стали ему ближе, чѣмъ всякія свѣтскія заведенія… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.)
Слово въ Недѣлю Крестопоклонную.

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко». Почему мы поклоняемся Кресту Господню? Что есть Крестъ Господень?

Крестъ Господень есть оружіе.

Крестъ Господень спасъ насъ отъ вѣчной смерти. Въ раю человѣкъ захотѣлъ стать равенъ Богу и онъ поддался искушенію діавола. Когда человѣкъ допустилъ эту вещь въ свое сердцѣ, онъ потерялъ благоговѣніе и любовь, нарушилъ заповѣдь Господню. Тогда закрылся для него въ дѣйствительности рай. Возгордился человѣкъ, повѣрилъ Люциферу, который возмечталъ быть равнымъ Сыну Божію. Дьяволъ былъ низвергнутъ съ неба Архангеломъ Михаиломъ. Человѣкъ повѣрилъ дьяволу-искусителю и захотѣлъ самъ сравняться съ Богомъ. Онъ подумалъ, т. е. не подумалъ, а пришла ему мысль внезапно: чего стоитъ вкусить отъ того древа — онъ будетъ все знать и будетъ совершенъ какъ Богъ, совершенъ не въ свойствахъ Его, а въ силѣ и могуществѣ. Но какъ только возмечталъ человѣкъ объ этомъ, какъ только возвеличился, онъ сразу низвергнулся въ бездну. Онъ отпалъ отъ Бога, сталъ погибельнымъ. Теперь дверь къ сладости райской и красоты, въ которыхъ онъ находился, закрылась, закрылось для него Царство Небесное.

Но Господь не хотѣлъ погибели.

Если Люциферъ погубилъ насъ гордостью и завистью въ отношеніи Сына Божія, въ отношеніи Бога, Который былъ могущественнѣй его, то Господь спасаетъ насъ смиреніемъ. И вотъ Сынъ Божій снисходитъ съ неба. Онъ, всемогущій, Владыка тварей, Творецъ ея дѣлается Своимъ созданіемъ, дѣлается равный намъ во всемъ, кромѣ грѣха. Больше того, Онъ терпитъ поношеніе какъ нѣкій преступникъ, раздѣляя безропотно наказаніе. И, отверженный людьми. Онъ нисходитъ въ адъ, чтобы освободить души умершихъ отъ нетлѣнія.

Онъ, какъ человѣкъ, удостоился благодати Божіей, сталъ выше ангеловъ, сталъ выше всѣхъ тварей. Всѣхъ, кто къ Нему приближается, кто съ Нимъ имѣетъ свои чувства, Онъ возноситъ съ Собой на небеса. И вотъ Крестъ — Его орудіе терпѣнія. Изъ орудія, на которомъ былъ униженъ Христосъ, Крестъ сдѣлался орудіемъ нашего спасенія. Когда мы поклоняемся Кресту Господню мы тѣмъ самымъ поклоняемся орудію Его страданій, орудію безчестія и сами поклоняемся тому, чѣмъ отъ вѣка обезчестенъ человѣкъ. Знаменіе безчестія и срамоты. Поклоняясь Кресту, мы какъ бы обѣщаемъ Господу такъ же смириться сами, такъ же терпѣть поношеніе и поруганіе за Него. Когда мы поклоняемся Кресту Господню мы также кланяемся Его страданію, — ни Его чести, ни Его славѣ, а Его безчестію. Это безчестіе Его какъ человѣка есть слава въ очахъ Божіихъ.

Что кажется людямъ безчестіемъ, часто является въ очахъ Господнихъ славой и люди получаютъ отъ Него вѣнецъ. Были обезчестены мученики — лишали ихъ наградъ. Мучениковъ, чья память совершается у насъ завтра, лишили воинскаго званія, у нихъ отнимали ихъ знаки отличія, ихъ предавали смерти какъ преступниковъ. Входомъ въ Царство Небесное равнялись они ангеламъ. И когда юродивые Христа ради были безумными, терпѣли поруганіе отъ человѣковъ то же самое дѣлалось ихъ славой, то же самое дѣлало ихъ угодниками Божіими и они являются вождями въ Небесное Царство. Когда человѣкъ терпитъ лишенія, терпитъ поруганія, лишаетъ себя того что есть земное благополучіе, если только это дѣлается ради славы Божіей, ради имени Божіяго, то онъ дѣлается сообразнымъ Ему по чувству, по настроенію. Святой апостолъ Павелъ говоритъ: Въ васъ должны быть тѣ же чувствованія, какія и во Христѣ Іисусѣ (Флп. 2, 5). Къ чему Онъ стремился? Къ тому, чтобы исполнить слово Божіе. И ради этого Онъ готовъ былъ претерпѣвать все, — Онъ страдалъ до смерти, смерти Крестной. Кто смирилъ Себя? Царь вселенной. Кто былъ распятъ человѣкомъ? Богъ, создавый человѣка.

Паче небесъ, паче всякаго имени, вся силы небесныя поклоняются Ему, поклоняются Ему лики небесные, поклоняются Его человѣческому существу, прославляютъ яко Бога. Когда человѣкъ былъ съ Богомъ и когда Его распинали и когда надъ Нимъ издѣвались, Онъ терпѣлъ какъ человѣкъ, но въ то же время оставался Богомъ. Онъ остался Богъ божественнымъ естествомъ. Но какъ человѣкъ Онъ терпѣлъ. Господь свободный и Онъ не вмѣнилъ себѣ въ заслугу, не говорилъ: «Отче, Я исполнилъ Твою волю, прославь Меня». Нѣтъ, Онъ смиренно исполнялъ волю Отца Своего Небеснаго.

Поклоняемся Кресту Господню, благодаря за поруганія и поношенія. Мы поклоняемся Кресту когда терпимъ поношенія, терпимъ раны, съ благодареніемъ терпимъ имене ради Божія. Говоритъ апостолъ Петръ: Только бы не пострадалъ кто изъ васъ, какъ убійца, или воръ, или злодѣй, или какъ посягающій на чужое; а если какъ Христіанинъ, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

Покланяясь Кресту Господню будемъ стараться имѣть тѣ же чувства.

Въ Его великомъ Царствѣ, будемъ вѣчно славословить Его и наслаждаться ни съ чѣмъ не сравнимой Его красотой и добротой, ибо Онъ есть Царь Славы и Господь всего міра. Аминь.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 103-105.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0