Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Святитель Іоаннъ, архіепископъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.).

Святой Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, свѣтильникъ міру, великій чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, покровитель юношества, молитвенникъ, богословъ, суровый аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь, родился 4 іюня 1896 г. въ Харьковской губерніи. Былъ онъ названъ въ честь св. архангела Михаила. Происходилъ онъ изъ дворянской семьи Максимовичей. Его предкомъ былъ извѣстный просвѣтитель Сибири, святитель Іоаннъ Тобольскій. Родители Михаила, Борисъ и Глафира, воспитывали своего сына въ благочестіи, возгрѣвая въ немъ стремленіе стоять за истину, и въ горячей любви къ своему Отечеству. Михаилъ думалъ посвятить свою жизнь военной или гражданской службѣ Отечеству и поступилъ въ Петровскій Полтавскій Кадетскій корпусъ. Затѣмъ онъ учился на юридическомъ факультетѣ Харьковскаго Императорскаго Университета, который окончилъ въ 1918 г. Въ годы ученія на него особенно сильное вліяніе оказалъ архіепископъ Антоній Харьковскій, и Михаилъ, одновременно съ свѣтской наукой, началъ все больше углубляться въ изученіе «науки изъ наукъ» — изученіе духовной жизни, и, въ концѣ концовъ, мѣстный монастырь и храмъ стали ему ближе, чѣмъ всякія свѣтскія заведенія… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.)
Постимся постомъ пріятнымъ.

Наступило время приготовленія нашего къ вѣчной жизни, время встрѣчи съ вновь грядущимъ на землю Господомъ.

Церковь призываетъ всѣхъ насъ вспомнить, что, кромѣ ежедневныхъ земныхъ заботъ и дѣлъ, есть еще вѣчная жизнь, что всѣ мы призваны къ тому, чтобы жить вѣчно.

Въ чемъ же должно состояться подготовленіе? Въ очищеніи духа и воздержаніи плоти. «Родъ бѣсовскій, — сказалъ Христосъ, — побѣждается лишь постомъ и молитвою».

Посему прежде всего нужна молитва.

Великимъ постомъ длиннѣе богослуженія, въ молитвахъ — постоянное моленіе о прощеніи грѣховъ. Но, кромѣ молитвы нуженъ и постъ. Постъ есть какъ бы жертва Богу отъ нашего тѣла. Что значитъ слово «постъ»? Мы знаемъ, что постъ означаетъ и высокую должность въ государственной службѣ, и мѣсто, на которомъ стоитъ часовой. Какъ высокій государственный дѣятель, такъ и особенно часовой на стражѣ, должны зорко наблюдать за всѣмъ происходящимъ, чтобы ничего не произошло во вредъ того, что ему поручено. Такъ и нашъ постъ есть стояніе на стражѣ души. Постъ есть тщательное наблюденіе, чтобы ничего не повредило нашей душѣ. Постъ есть наблюденіе за своими мыслями, охраненіе своего взора отъ вредныхъ зрѣлищъ, своего слуха — отъ вредящихъ душѣ разговоровъ, своего языка — отъ скверныхъ и пустыхъ словъ, своихъ устъ — отъ неподобающей пищи.

Время поста есть время, когда все наше вниманіе должно быть обращено на неизбѣжный для каждаго конецъ земной жизни и неминуемый Страшный судъ.

Постъ особенно есть обузданіе своей воли. Часовой, стоя на посту, не имѣетъ своей воли. Онъ долженъ точно выполнять то, что ему указано, не допускать ничего, что не должно происходить, не пропускать никого, кто не имѣетъ права пройти. Такъ и мы, постясь, не должны поститься, какъ кому вздумается, а такъ, какъ указано Церковью. «Созижду Церковь Мою и врата адова не одолѣютъ ей», — сказалъ Христосъ. Церковь для того и создана Христомъ на землѣ, чтобы она вела людей отъ земли на небо.

Слушайте, чада Церкви, голосъ ея, какъ гласъ Божій, ибо возглавлена Она Сыномъ Божіимъ и ведется Святымъ Духомъ. Отъ каждаго требуется желаніе выполнить, что она преднаписала, и стараніе это совершить съ молитвой, и да поможетъ намъ Господь. А кто не въ силахъ выполнить все по уставу, или не знаетъ, пусть обратится къ священникамъ, которые и поставлены, чтобы руководить паствой, ведя ее по пути спасенія.

Отверзаются двери покаянія, наступаетъ Великій постъ. Ежегодно повторяется онъ, и каждый разъ принесетъ онъ намъ великую пользу, если мы должнымъ образомъ проведемъ его. Великій постъ есть подготовка къ будущей жизни, а ближайшимъ образомъ — подготовка къ Свѣтлому Воскресенію.

Какъ въ высокомъ зданіи устраивается лѣстница, чтобы по ступенямъ легко можно было подняться на высоту зданія, такъ и различные дни въ году являются ступенями для нашего духовнаго подъема и восхожденія. Къ таковымъ особенно относятся дни Великаго поста и Святой Пасхи.

Великимъ постомъ мы очищаемся отъ грѣховной скверны, а въ Святую Пасху ощущаемъ блаженство грядущаго Царства Христова. Когда поднимаются на высокую гору, стараются освободиться отъ всякой лишней тяжести. Чѣмъ меньше кто нагруженъ, тѣмъ легче подниматься ему и тѣмъ выше сможетъ онъ подняться. Поэтому, чтобы духовно возвыситься, прежде всего нужно освободиться отъ тяжести грѣховной. Она снимается съ насъ покаяніемъ при непремѣнномъ условіи, что мы сами изгоняемъ изъ себя всякую вражду и прощаемъ каждому, кого считаемъ виноватымъ передъ нами. Очищенные и прощенные Богомъ тогда встрѣчаемъ мы Свѣтлое Христово Воскресеніе.

Какой же драгоцѣннѣйшій даръ Божій получаемъ мы тогда, когда является завершеніе нашего постнаго подвига? О томъ говоритъ намъ уже первое пѣснопѣніе, начинающее ежедневное пѣніе стихиръ поста: «и подается намъ въ снѣдь Агнецъ Божій, во священнѣй и свѣтоноснѣй нощи воскресенія, насъ ради приведенное заколеніе, ученикомъ пріобщенное въ вечеръ таинства».

Пріобщеніе Тѣла и Крови Воскресшаго Христа, въ жизнь вѣчную, вотъ что является цѣлью святой Четыредесятницы. Не только пріобщаются на Пасху, наоборотъ, на Пасху должно пріобщаться тѣмъ, кто говѣлъ, исповѣдался и причастился во время Великаго поста. Передъ самой Пасхой нѣтъ возможности хорошо, во всемъ, исповѣдаться, время и священники заняты службами Страстной недѣли, подготовляться къ тому нужно заранѣе.

Всякое причащеніе Христовыхъ Таинъ есть соединеніе съ Самимъ Христомъ и для насъ спасительно. Почему же такое значеніе придается причащенію въ ночь Святой Пасхи и къ чему мы всѣ призываемся? Особенно тогда дается намъ ощутить Царство Христово. Особенно тогда мы озаряемся вѣчнымъ свѣтомъ и укрѣпляемся для восхожденія духовнаго. Это незамѣнимый даръ Христовъ, несравнимое благо. Пусть никто самъ не лишается сей радости и вмѣсто причащенія въ Пасхальную ночь не торопится вкусить мясныя и прочія снѣди. Пріобщеніе тогда Святыхъ Таинъ подготавливаетъ насъ къ трапезѣ въ вѣчномъ Царствіи Божіемъ.

(«Православный благовѣстникъ» № 3, мартъ 1966 г.)

Источникъ: Святитель Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій. Постимся постомъ пріятнымъ. // «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville, 1996. — №3 (1552). — С. 1-3.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0