Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Святитель Іоаннъ, архіепископъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.).

Святой Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, свѣтильникъ міру, великій чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, покровитель юношества, молитвенникъ, богословъ, суровый аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь, родился 4 іюня 1896 г. въ Харьковской губерніи. Былъ онъ названъ въ честь св. архангела Михаила. Происходилъ онъ изъ дворянской семьи Максимовичей. Его предкомъ былъ извѣстный просвѣтитель Сибири, святитель Іоаннъ Тобольскій. Родители Михаила, Борисъ и Глафира, воспитывали своего сына въ благочестіи, возгрѣвая въ немъ стремленіе стоять за истину, и въ горячей любви къ своему Отечеству. Михаилъ думалъ посвятить свою жизнь военной или гражданской службѣ Отечеству и поступилъ въ Петровскій Полтавскій Кадетскій корпусъ. Затѣмъ онъ учился на юридическомъ факультетѣ Харьковскаго Императорскаго Университета, который окончилъ въ 1918 г. Въ годы ученія на него особенно сильное вліяніе оказалъ архіепископъ Антоній Харьковскій, и Михаилъ, одновременно съ свѣтской наукой, началъ все больше углубляться въ изученіе «науки изъ наукъ» — изученіе духовной жизни, и, въ концѣ концовъ, мѣстный монастырь и храмъ стали ему ближе, чѣмъ всякія свѣтскія заведенія… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.)
Бесѣда о Страшномъ Судѣ.

Сегодня недѣля о Страшномъ Судѣ и намъ естественно говорить о Страшномъ Судѣ и о признакахъ конца міра. Того дня никто не знаетъ, знаетъ только Богъ Отецъ (Марк. 13, 32), но признаки приближенія его даны и въ Евангеліи и въ Откровеніи св. ап. Іоанна Богослова. Откровеніе говоритъ о событіяхъ конца міра и о Страшномъ Судѣ по преимуществу въ образахъ и сокровенно, но св. отцы объясняли его и есть подлинное церковное преданіе, какое говоритъ намъ и о признакахъ приближенія конца свѣта и о Страшномъ Судѣ.

Передъ концомъ земной жизни въ ней будетъ смятеніе, войны, междоусобицы, голодъ, землетрясенія.

Люди будутъ страдать отъ страха, будутъ издыхать отъ ожиданія бѣдствій. Будетъ не жизнь, не радость жизни, а мучительное состояніе отпаденія отъ жизни. Но будетъ отпаденіе не только отъ жизни, но и отъ вѣры, и Сынъ Человѣческій прійдя — найдетъ ли вѣру на землѣ (Лук. 18, 8)?

Люди станутъ горды, неблагодарны, отрицающіе Законъ Божественный: вмѣстѣ съ отпаденіемъ отъ жизни будетъ и оскудѣніе нравственной жизни.

Будетъ истощеніе добра и нарастаніе зла.

Объ этомъ времени и говоритъ св. ап. Іоаннъ Богословъ въ своемъ Боговдохновенномъ твореніи, называемомъ Откровеніе. Онъ самъ говоритъ, что былъ въ Духѣ (Откр. 1, 10), то значитъ, что Самъ Духъ Святый былъ въ немъ, когда въ различныхъ образахъ ему открылись судьбы Церкви и міра и потому то есть Божіе Откровеніе.

Судьбу Церкви онъ представляетъ въ образѣ женщины, которая скрывается въ тѣ времена въ пустынѣ (Откр. гл.12): она не проявляется въ жизни, какъ теперь въ Россіи.

Въ жизни будутъ имѣть руководящее значеніе тѣ силы, какія готовятъ появленіе Антихриста. Антихристъ будетъ человѣкъ, а не воплотившійся діаволъ. «Анти» — слово, означающее старый, или же оно значитъ «вмѣсто» или «противъ». Тотъ человѣкъ хочетъ быть вмѣсто Христа, занять Его мѣсто и имѣть то, что долженъ былъ бы имѣть Христосъ. Онъ хочетъ имѣть такое же обаяніе и власть надъ всѣмъ міромъ.

И онъ получитъ ту власть передъ гибелью своею и всего міра. У него будетъ помощникъ Магъ, который силой ложныхъ чудесъ будетъ исполнять его волю и убивать не признающихъ власть Антихриста. Передъ гибелью Антихриста явятся два праведника, которые будутъ обличать его. Магъ ихъ убьетъ и три дня ихъ тѣла будутъ лежать непогребенными и будетъ предѣльное ликованіе Антихриста и всѣхъ слугъ его, и вдругъ тѣ праведники воскреснутъ и все воинство Антихриста будетъ въ смятеніи, ужасѣ, а самъ Антихристъ внезапно падетъ мертвымъ, убитый силой Духа.

Но что извѣстно о человѣкѣ-Антихристѣ? Точное происхожденіе его неизвѣстно. Отецъ — совершенно неизвѣстенъ, а мать скверная мнимая дѣвица. Онъ будетъ еврей изъ колѣна Дана. На то указаніе въ томъ, что Іаковъ, умирая, сказалъ, что онъ, въ своемъ потомствѣ, змій при пути, который поразитъ коня и тогда всадникъ падетъ навзничь (Быт. 49, 17). Это образное указаніе, что онъ будетъ дѣйствовать, хитростью и зломъ.

Іоаннъ Богословъ въ Откровеніи говоритъ о спасеніи сыновъ Израилевыхъ, что передъ концомъ міра множество евреевъ обратится къ Христу, но въ перечнѣ спасающихся колѣнъ нѣтъ колѣна Дана (Откр. 7, 5-8).

Антихристъ будетъ очень уменъ и одаренъ умѣніемъ обращаться съ людьми. Онъ будетъ обворожителенъ и ласковъ.

Философъ Владиміръ Соловьевъ много работалъ надъ тѣмъ, чтобы представить пришествіе и личность Антихриста. Онъ тщательно использовалъ всѣ матеріалы по тому вопросу не только святоотеческіе, но и мусульманскіе, и разработалъ такую яркую картину.

До пришествія Антихриста въ мірѣ уже готовится его появленіе. Тайна уже въ дѣйствіи (2 Ѳес. 2, 7) и силы готовящія его появленіе прежде всего борются противъ законной царской власти. Св. ап. Іоаннъ говоритъ, что не можетъ явиться Антихристъ, пока не будетъ устраненъ «Удерживающій». Іоаннъ Златоустъ объясняетъ, что «удерживающій» — это законная благочестивая власть.

Такая власть борется со зломъ. «Тайна», дѣйствующая въ мірѣ, не хочетъ того, не хочетъ борьбы со зломъ силой власти: наоборотъ, она хочетъ власти беззаконія и когда того добьется, то ничто уже не помѣшаетъ появленію Антихриста. Онъ будетъ не только уменъ и обворожителенъ: онъ будетъ жалостливъ, будетъ творить милость и добро, ради укрѣпленія своей власти. И когда онъ ее укрѣпитъ настолько, что весь міръ признаетъ его, тогда онъ откроетъ свое лицо.

Столицей своей онъ изберетъ Іерусалимъ потому, что именно здѣсь раскрылъ Божественное ученіе Спаситель и Свою Личность и весь міръ былъ призванъ къ блаженству добра и спасенія. Но міръ не принялъ Христа и распялъ Его въ Іерусалимѣ, а при Антихристѣ Іерусалимъ станетъ столицей міра, признавшаго власть Антихриста.

Достигнувъ вершины власти Антихристъ потребуетъ отъ людей признанія, что онъ достигъ того, чего ни одна земная власть и никто и не могъ достигнуть и потребуетъ поклоненія себѣ какъ высшему существу, какъ богу.

В. Соловьевъ хорошо описываетъ характеръ его дѣятельности какъ Верховнаго Правителя. Онъ будетъ дѣлать всѣмъ пріятное, при условіи признанія его Верховной власти. Онъ предоставитъ возможность жизни Церкви, будетъ разрѣшать ей богослуженія, обѣщать постройку прекрасныхъ храмовъ при условіи признанія его «Верховнымъ Существомъ» и поклоненія ему. У него будетъ личная ненависть ко Христу. Онъ будетъ жить этой ненавистью и радоваться отступленію людей отъ Христа и Церкви. Будетъ массовое отпаденіе отъ вѣры, причемъ измѣнятъ вѣрѣ многіе епископы и въ оправданіе будутъ указывать на блестящее положеніе Церкви.

Исканіе компромисса будетъ характернымъ настроеніемъ людей. Прямота исповѣданія исчезнетъ. Люди будутъ изощренно оправдывать свое паденіе и ласковое зло будетъ поддерживать такое общее настроеніе, и въ людяхъ будетъ навыкъ отступленія отъ правды и сладость компромисса и грѣха.

Антихристъ будетъ все дозволять людямъ, только бы они падши поклонились ему. Это не новое отношеніе къ людямъ: Римскіе императоры также готовы были дать свободу христіанамъ, только бы они признали его божественность и божественную верховную власть, и они мучили христіанъ только потому, что они исповѣдывали Богу Одному поклоняйся и Ему Одному служи (Матѳ. 4, 10; Лук. 4, 8).

Весь міръ покорится ему и тогда онъ откроетъ лицо своей ненависти ко Христу и христіанству. Св. Іоаннъ Богословъ говоритъ, что у всѣхъ поклонившихся ему будетъ знакъ на челѣ и на десницѣ (Откр. 13, 16-17). Неизвѣстно, будетъ ли это дѣйствительно отмѣтка на тѣлѣ, или это образное выраженіе того, что и умомъ будутъ люди признавать необходимость поклоненія Антихристу и ихъ воля будетъ полностью ему подчинена. Во время такого полнаго — волей и сознаніемъ — подчиненія всего міра и явятся упомянутые два праведника и будутъ безбоязненно проповѣдывать вѣру и обличать Антихриста.

Св. Писаніе говоритъ, что передъ пришествіемъ Спасителя явятся два свѣтильника, двѣ горящія маслины, два праведника (Откр. 11, 3-4). Ихъ убьетъ Антихристъ силами Мага. Кто эти праведники? По церковному преданію, то два праведника, которые не вкусили смерти: пророкъ Илія и пророкъ Енохъ. Есть пророчество, что эти праведники не вкусившіе смерти, вкусятъ ее на три дня, а черезъ три дня воскреснутъ (Откр. 11, 7-12).

Ихъ смерть — будетъ великой радостью Антихриста и его слугъ. Ихъ возстаніе черезъ три дня приведетъ ихъ въ невыразимый ужасъ, страхъ, смятеніе. Вотъ тогда настанетъ кончина міра.

Апостолъ Петръ говоритъ, что первый міръ былъ созданъ изъ воды и погибъ водой (2 Петр. 3, 5-6). «Изъ воды» тоже образъ хаоса физической массы, а погибъ — водой потопа. А нынѣ міръ сохраняется для огня (2 Петр. 3, 7). Земля и вся дѣла на ней сгорятъ (2 Петр. 3, 10). Всѣ стихіи возгорятся. Этотъ теперешній міръ погибнетъ въ одинъ мигъ. Въ мигъ все измѣнится.

И появится знаменіе Сына Божія — то есть знаменіе креста. Весь міръ, вольно подчинившійся Антихристу, восплачется. Все кончено. Антихристъ убитъ. Конецъ его царства, борьбы со Христомъ. Конецъ и отвѣтственность за всю жизнь, отвѣтъ Истинному Богу.

Тогда изъ Палестинскихъ горъ явится Ковчегъ Завѣта, — пророкъ Іеремія сокрылъ ковчегъ и Св. Огонь въ глубокомъ колодцѣ. Когда изъ того колодца взяли воды, — она запылала (2 Мак. 1, 19-22). Но самого Ковчега не нашли.

Когда мы теперь смотримъ на жизнь, то могущіе видѣть — видятъ, что все предреченное о концѣ міра — исполняется.

Кто же этотъ человѣкъ-Антихристъ? Св. Іоаннъ Богословъ образно даетъ его имя 666 (Откр. 13, 18), но всѣ попытки понять это обозначеніе были напрасны.

Жизнь современнаго міра, даетъ намъ понятіе довольно ясное о возможности сгоранія міра, когда всѣ стихіи возгорятся (2 Петр. 3, 10). То понятіе намъ даетъ разложеніе атома.

Конецъ міра не означаетъ его уничтоженіе, но измѣненіе. Все измѣнится, вдругъ во мгновеніе ока. Мертвые воскреснутъ въ новыхъ тѣлахъ — своихъ, но обновленныхъ, какъ Спаситель воскресъ въ Своемъ Тѣлѣ, на немъ были слѣды ранъ отъ гвоздей и копья, но оно обладало новыми свойствами и въ такомъ смыслѣ было новымъ тѣломъ. Неясно — будетъ ли то совсѣмъ новымъ тѣломъ, или то, какимъ человѣкъ былъ созданъ.

И явится Господь со славой на облакѣ. Какъ увидимъ? Зрѣніемъ духовнымъ. И теперь при смерти праведные люди видятъ то, чего не видятъ остальные люди кругомъ.

Вострубятъ трубы властно и громко. Онѣ вострубятъ въ душахъ и совѣсти. Все станетъ ясно въ человѣческой совѣсти.

Пророкъ Даніилъ, говоря о Страшномъ Судѣ, повѣствуетъ, что Старецъ Судія на престолѣ, а передъ нимъ огненная рѣка (Дан. 7, 9-10). Огонь — это очищающій элементъ. Огонь попаляетъ грѣхъ, сжигаетъ его и горе, если грѣхъ природнился самому человѣку, тогда онъ сжигаетъ и самого человѣка.

Тотъ огонь возгорится внутри человѣка: увидя Крестъ — одни возрадуются, а другіе придутъ въ отчаяніе, смятеніе, ужасъ. Такъ люди сразу раздѣлятся: въ евангельскомъ повѣствованіи, передъ Судіей одни становятся направо, другіе налѣво — ихъ раздѣлило внутреннее сознаніе (Матѳ. 25, 31-33).

Само состояніе души человѣка бросаетъ его въ ту или иную сторону, направо или налѣво.

Чѣмъ сознательнѣе и настойчивѣе стремился человѣкъ въ своей жизни къ Богу, тѣмъ большая будетъ его радость когда услышитъ слово пріидите ко Мнѣ благословенные (Матѳ. 25, 34) и наоборотъ, тѣ же слова вызовутъ огонь ужаса и мученія у тѣхъ кто не хотѣлъ Его, избѣгалъ или боролся и хулилъ при жизни.

Страшный Судъ не знаетъ свидѣтелей или протокольной записи. Все записано въ душахъ человѣческихъ и эти записи, эти «книги» раскрываются (Дан. 7, 10; Откр. 20, 12). Все становится явнымъ всѣмъ и самому себѣ, и состояніе души человѣка опредѣляетъ его направо или налѣво.

Идутъ одни въ радость, другіе въ ужасъ.

Когда раскроются «книги», всѣмъ станетъ ясно, что корни всѣхъ пороковъ въ душѣ человѣка. Вотъ пьяница, блудникъ — когда умерло тѣло, кто-то подумаетъ — умеръ и грѣхъ. Нѣтъ, въ душѣ была склонность и душѣ грѣхъ былъ сладокъ.

И если она въ томъ грѣхѣ не покаялась, не освободилась отъ него, она на Страшный Судъ придетъ съ тѣмъ же желаніемъ сладости грѣха и никогда не удовлетворитъ своего желанія. Въ ней будетъ страданіе ненависти и злобы. Это адское состояніе.

«Геенна огненная» — это внутренній огонь, это пламень порока, пламень немощи и злобы, и тутъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ (Матѳ. 8, 12) безсильной злобы.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 82-87.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0