Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Святитель Іоаннъ, архіепископъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.).

Святой Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, свѣтильникъ міру, великій чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, покровитель юношества, молитвенникъ, богословъ, суровый аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь, родился 4 іюня 1896 г. въ Харьковской губерніи. Былъ онъ названъ въ честь св. архангела Михаила. Происходилъ онъ изъ дворянской семьи Максимовичей. Его предкомъ былъ извѣстный просвѣтитель Сибири, святитель Іоаннъ Тобольскій. Родители Михаила, Борисъ и Глафира, воспитывали своего сына въ благочестіи, возгрѣвая въ немъ стремленіе стоять за истину, и въ горячей любви къ своему Отечеству. Михаилъ думалъ посвятить свою жизнь военной или гражданской службѣ Отечеству и поступилъ въ Петровскій Полтавскій Кадетскій корпусъ. Затѣмъ онъ учился на юридическомъ факультетѣ Харьковскаго Императорскаго Университета, который окончилъ въ 1918 г. Въ годы ученія на него особенно сильное вліяніе оказалъ архіепископъ Антоній Харьковскій, и Михаилъ, одновременно съ свѣтской наукой, началъ все больше углубляться въ изученіе «науки изъ наукъ» — изученіе духовной жизни, и, въ концѣ концовъ, мѣстный монастырь и храмъ стали ему ближе, чѣмъ всякія свѣтскія заведенія… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.)
Богоявленіе.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Празднуя Богоявленіе, мы вспоминаемъ, и что Богъ открылся людямъ, какъ Троица, и что Іисусъ явился людямъ, какъ Христосъ. Гдѣ явился Христосъ? Гдѣ началъ Свое дѣло? Пошелъ ли въ великій градъ и тамъ явился въ Своей Славѣ? Или взошелъ на высокую гору, а многотысячная толпа стояла внизу и смотрѣла на Него, какъ на нѣкое диво? Нѣтъ! Христосъ пошелъ въ пустыню, на рѣку Іорданъ, гдѣ Іоаннъ крестилъ народъ. Проповѣдывалъ Іоаннъ покаяніе и звалъ грѣшниковъ, въ знакъ покаянія, креститься въ Іорданѣ. А вотъ, какъ грѣшникъ, приходитъ и Христосъ и проситъ крещенія. Онъ, не имѣющій грѣха. Убоялся Іоаннъ. «Ты долженъ меня крестить». — «Оставь теперь, — отвѣчаетъ Іисусъ, — ибо такъ намъ подобаетъ исполнить всякую правду». Адамъ согрѣшилъ гордостью, хотѣлъ возвыситься, сдѣлаться такимъ, какъ Богъ. А Христосъ пришелъ исполнить правду Божію, грѣхъ Адамовой гордости загладить смиреніемъ. Адамъ хотѣлъ возвыситься передъ Богомъ, а Богъ смиряется предъ человѣкомъ. Христосъ сошелъ въ воду и принялъ крещеніе отъ Своего раба. Трепеща, Іоаннъ положилъ руку на своего Владыку и Бога, а Христосъ смиренно преклонилъ передъ нимъ Свою главу. Это смиреніе Христово отверзло небо. Разверзлись тогда небеса, и послышался голосъ Бога Отца: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ. Сей есть Сынъ Мой, Который смирилъ Себя, чтобы исполнить Мою волю, истинный Мой Сынъ, Который унижается, чтобы возвысить человѣка». А Духъ Святый сошелъ съ неба на Іисуса, подтверждая слова Отца. Такъ смиреніемъ Христосъ отверзъ небо и открылъ людямъ тайну троичности Божества.

Но почему Онъ то совершилъ именно на водахъ, а не на какомъ-нибудь другомъ мѣстѣ? Вспомнимъ, какъ Богъ сотворялъ міръ. Когда Богъ сотворилъ небо и землю, то земля была безвидна и пуста, носился Духъ Божій надъ водой. Послѣ раздѣлилъ Богъ землю и воду, но такъ, что все-таки вода осталась во всякомъ мѣстѣ и необходима каждому творенію. Не можетъ человѣкъ жить безъ воды, не можетъ и никакое животное; есть вода (влажность) въ воздухѣ; возьмемъ гдѣ бы то ни было горсть земли — и тамъ есть вода; есть вода и въ камнѣ, если намъ и кажется, что тамъ ее нѣтъ, однако, есть она и тамъ, и, когда Богъ хочетъ, можетъ ее изъ него извести, какъ и совершилъ это во время Моисея. Господня земля и исполненіе ея, вселенная и вси живущіи на ней. Той на моряхъ основалъ ю есть и на рѣкахъ уготовалъ ю есть, говоритъ псалмопѣвецъ (Псал. 23, 2). Небеса и земля были издревле изъ воды и водою составлены Божіимъ словомъ, пишетъ апостолъ Петръ, поэтому тогдашній міръ былъ водою потопленъ и погибъ (2 Петр. 3, 5-6).

Когда человѣкъ согрѣшилъ, онъ навлекъ гнѣвъ Божій не только на себя, но и на всю природу. Человѣкъ — вѣнецъ Божіяго творенія; онъ былъ поставленъ царемъ природы. А когда царь сдѣлался врагомъ другому Царю, тѣмъ и все его царство сдѣлалось вражіимъ царствомъ. Наказаніе было опредѣлено не только человѣку, но и всей твари. Знаемъ, что вся тварь совокупно стенаетъ и мучится донынѣ (Рим. 8, 22). Но тварь покорилась суетѣ не добровольно, но по волѣ покорившаго ее (Рим. 8, 20-21). Поэтому прощеніе виновника освобождаетъ и тварь отъ рабства тлѣнію. Уничтожена будетъ эта тлѣнная природа и претворится въ новое небо и новую землю, гдѣ правда живетъ (2 Петр. 3, 12-13). Чтобы сдѣлать возможнымъ это измѣненіе, чтобы подготовить природу къ нетлѣнію, которое настанетъ послѣ страшнаго дня, пришелъ Христосъ на Іорданскія воды.

Погрузившись въ Іорданъ, Христосъ освятилъ не только воды Іордана, но и все водное естество, какъ и восклицаетъ Церковь въ своихъ пѣсняхъ: «Христосъ явися во Іорданѣ освятити воды» (Тропарь предпразднества), «днесь водъ освящается естество» (Тропарь при ходѣ на Іордань). А такъ какъ вода находится всюду, то, освятивши воды, Христосъ этимъ освятилъ всю тварь, всю вселенную. Христосъ приготовилъ природу, чтобы и она испытала благія послѣдствія отъ жертвы, которую Онъ пришелъ принести. Но не только это. Онъ далъ водамъ силу омывать человѣческіе грѣхи. Крещеніе Іоанново было только знакомъ покаянія. Крещеніе христіанское есть новое рожденіе, прощеніе всѣхъ грѣховъ. Водою наказалъ Богъ грѣхи перваго міра и погубилъ его водою въ потопѣ. Водою теперь спасаетъ Богъ людей въ тайнѣ крещенія.

Такъ Христосъ сокрушилъ на Іорданскихъ водахъ главу змѣя, какъ это поется въ церковныхъ пѣсняхъ, главу того змѣя, который обманулъ Адама и Еву, но былъ побѣжденъ смиреніемъ Іисуса, — открылъ людямъ, что Богъ — Троица, — освятилъ воды, а съ водою и всю тварь приготовилъ къ пріятію слова прощенія и къ нетлѣнію. И тогда, выдержавъ еще одну борьбу съ діаволомъ въ пустынѣ, пошелъ Христосъ приготовлять людей къ будущему царству и началъ Свою проповѣдь словами: Покайтеся, ибо приблизилось царство небесное (Матѳ. 4, 17), или, какъ стоитъ въ другомъ Евангеліи: Исполнилось время и приблизилось царствіе Божіе: покайтеся и вѣруйте во евангеліе (Марк. 1, 15).

До сихъ поръ Іоаннъ Креститель проповѣдывалъ покаяніе, уготовлялъ путь Господу. Теперь Самъ Господь вопіетъ людямъ: Покайтеся! Этотъ голосъ обращенъ не только къ людямъ, которые жили во время Христа, но съ этими словами обратился Христосъ ко всѣмъ людямъ всѣхъ временъ и вѣковъ. Слышали и мы эти слова въ Евангеліи. Когда еще не умолкли праздничныя пѣсни Богоявленія, они намъ напоминаютъ, что приближается время покаянія.

Будемъ внимательны! То не слова пророка или ангела, но Самого Господа. Покаемся, и въ постъ, который подходитъ, будемъ стараться побѣдить наши страсти и получить прощеніе грѣховъ, чтобы въ будущемъ вѣкѣ войти въ нетлѣнное царство, которое уготовилъ Господь. Аминь.

Битоль (Сербія) 1928 г.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 64-67.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0