Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Святитель Іоаннъ, архіепископъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.).

Святой Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, свѣтильникъ міру, великій чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, покровитель юношества, молитвенникъ, богословъ, суровый аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь, родился 4 іюня 1896 г. въ Харьковской губерніи. Былъ онъ названъ въ честь св. архангела Михаила. Происходилъ онъ изъ дворянской семьи Максимовичей. Его предкомъ былъ извѣстный просвѣтитель Сибири, святитель Іоаннъ Тобольскій. Родители Михаила, Борисъ и Глафира, воспитывали своего сына въ благочестіи, возгрѣвая въ немъ стремленіе стоять за истину, и въ горячей любви къ своему Отечеству. Михаилъ думалъ посвятить свою жизнь военной или гражданской службѣ Отечеству и поступилъ въ Петровскій Полтавскій Кадетскій корпусъ. Затѣмъ онъ учился на юридическомъ факультетѣ Харьковскаго Императорскаго Университета, который окончилъ въ 1918 г. Въ годы ученія на него особенно сильное вліяніе оказалъ архіепископъ Антоній Харьковскій, и Михаилъ, одновременно съ свѣтской наукой, началъ все больше углубляться въ изученіе «науки изъ наукъ» — изученіе духовной жизни, и, въ концѣ концовъ, мѣстный монастырь и храмъ стали ему ближе, чѣмъ всякія свѣтскія заведенія… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.)
Слово при нареченіи во епископа Шанхайскаго.

Ваше Блаженство и Высокопреосвященные Архипастыри!

Грядита по Мнѣ и сотворю вы ловца человѣкомъ (Матѳ. 4, 19), сказалъ Господь, призывая Своихъ первыхъ апостоловъ. Не думалъ я въ раннемъ дѣтствѣ, что и ко мнѣ будетъ обращенъ тотъ же призывъ, хотя съ первыхъ дней, что началъ сознавать себя, желалъ служить правдѣ и истинѣ. Родители мои возгрѣвали и во мнѣ стремленіе непоколебимо стоять за истину, и душа моя плѣнялась примѣрами тѣхъ, кто отдавалъ за нее свою жизнь, борясь противъ царей, когда они были гонителями спасительной вѣры, и за царей, когда они являлись носителями и защитниками благочестія.

Плохо я представлялъ себѣ въ началѣ путь, которымъ нужно идти. Подрастая, думалъ себя посвятить военной или гражданской службѣ Отечеству, являвшемуся тогда оплотомъ и хранителемъ истиннаго благочестія.

Я поступилъ въ учебное заведеніе, посвященное одной изъ славныхъ страницъ исторіи Россіи (Петровскій Полтавскій Кадетскій корпусъ), но въ немъ я почувствовалъ, что мнѣ нужно избрать другой путь. Особенно тому способствовало общеніе съ нашимъ законоучителемъ (протоіереемъ Сергіемъ Четвериковымъ) и съ ректоромъ семинаріи (нынѣ архіепископомъ Варлаамомъ).

День окончанія мною средняго учебнаго заведенія совпалъ со днемъ вступленія на каѳедру города, гдѣ предстояло проходить высшее образованіе, новаго іерарха (нынѣ митрополитъ Кіевскій Антоній, тогда архіепископъ Харьковскій), который сдѣлался навсегда руководителемъ моей духовной жизни. Изучая свѣтскія науки, я все больше углублялся въ изученіе науки наукъ, въ изученіе духовной жизни.

Монастырь, гдѣ жилъ архипастырь, и церковь привлекали меня больше, чѣмъ мѣсто гдѣ я учился высшимъ свѣтскимъ наукамъ.

Совершившееся крушеніе государственной мощи нашего Отечества убѣдило меня окончательно въ непрочности всего земного и слабости человѣческихъ силъ и способностей, и я рѣшилъ отречься отъ суетъ земнаго міра, посвятивъ себя едино служенію Богу.

Но служеніе Богу, властно призывая мою душу, отречься себя, взять крестъ свой и идти за Христомъ (Матѳ. 16, 24; Марк. 9, 24), въ то же время накладывало внутреннюю необходимость стать ловцомъ людей. Еще прежде, чѣмъ окончательно порвалась моя внѣшняя связь съ свѣтскимъ міромъ, жажда къ богословскимъ знаніямъ привлекла меня въ училищѣ, имѣющее своимъ покровителемъ великаго святителя Савву, а потомъ и на путь, имъ показанный.

Нынѣ устами Архипастырей Церкви призываюсь я воспріять архипастырское служеніе. Не смѣю помыслить себя достойнымъ сего сана, сознавая грѣховность свою, но боюсь и отрекаться отъ него, слыша слова Господни, обращенныя къ согрѣшившему, но кающемуся Петру: Аще любиши Мене, паси агнцы Моя, паси овцы Моя (Іоан. 21, 15-17). Святой Іоаннъ Златоустъ, объясняя настоящее мѣсто Евангелія, обращаетъ вниманіе на то, что въ доказательство любви Господь потребовалъ не иного подвига, а именно подвига пастырства. Почему же такъ велико въ очахъ Господнихъ пастырское служеніе? Потому, что пастыри, по выраженію апостола Павла, суть Богу споспѣшницы (1 Кор. 3, 9). Христосъ пришелъ на землю возстановить осквернившійся образъ Божій въ человѣкѣ, призвать людей, соединить ихъ во единаго человѣка, едиными усты и единымъ сердцемъ прославляющаго своего Творца.

Задача каждаго пастыря привлекать людей къ тому единству, перерождать и освящать ихъ. Чтó можетъ быть болѣе великимъ, чѣмъ возсоздать созданіе Божіе! Какую бóльшую пользу можно принести своему ближнему, чѣмъ подготовивъ его къ вѣчной жизни! Нелегко выполненіе сей задачи — приходится бороться съ испорченной грѣхомъ природой человѣка. Часто встрѣчается непониманіе, а иногда сознательное сопротивленіе, ненависть со стороны тѣхъ, кого любишь и о комъ заботишься. Велико должно быть самопожертвованіе пастыря и велика любовь къ своему стаду. Все готовъ долженъ быть перенести онъ ради его пользы, и каждая овца должна найти мѣсто въ его сердцѣ, къ каждой долженъ онъ примѣнить соотвѣтствующее врачеваніе, сообразуясь съ особенностями характера и обстоятельствами каждаго.

Если же столь трудны и сложны обязанности обычнаго пастыря и велика его отвѣтственность за спасеніе имъ пасомыхъ, чтó можно сказать объ архипастырѣ? Поистинѣ къ нему обращены рѣчи Господни, сказанныя нѣкогда пророку Іезекіилю: Сыне человѣчь, стража дахъ тя дому Израилеву (Іез. 3, 17).

Архипастырь отвѣтственъ не только за всѣхъ агнцевъ, Богомъ врученныхъ ему, но и за пастырей. Взыщется съ него за каждаго грѣшника, котораго во время не образумилъ, за каждаго, кто шелъ путемъ правды, но совратился съ него. Долгъ его болѣть болѣзнями своихъ овецъ и тѣмъ исцѣлять ихъ, подобно Пастыреначальнику Христу, раною Котораго мы исцѣлѣхомъ (Ис. 53, 5). Нѣтъ у него личной жизни, весь долженъ онъ отдаться дѣлу спасенія душъ человѣческихъ и водительству ихъ въ Царство Небесное. Онъ долженъ быть готовъ перенести всѣ озлобленія, гоненія и самую смерть ради истины, пить чашу Христову и креститься Его крещеніемъ (Матѳ. 20, 23; Марк. 10, 39). Онъ долженъ заботиться не только о приходящихъ къ нему, но и самъ искать и возвращать стаду заблудшихъ овецъ, нося ихъ на раменахъ своихъ. Долгъ его возвѣщать Христово ученіе его незнающимъ, памятуя заповѣдь Господню: шедше въ міръ весь проповѣдите Евангеліе всей твари (Марк. 16, 15). Будучи проникнутъ сознаніемъ вселенскости Церкви, онъ не долженъ ограничиться заботой только о тѣхъ, кто непосредственно порученъ ему, но долженъ духовнымъ окомъ озирать всю вселенную Церковь Христову, желать просвѣщенія всѣхъ народовъ и преуспѣянія ихъ въ вѣрѣ истинной, ибо въ Церкви нѣсть еллинъ, ни іудей, варваръ и скифъ (Кол. 3, 11), но всѣ суть одинаково любезныя дѣти Отца Небеснаго.

Заботясь о спасеніи людей, должно примѣняться къ ихъ понятіямъ; дабы привлечь всякаго, подражая въ томъ апостолу Павлу, и подобно ему нужно быть способнымъ сказать: Быхъ іудеемъ яко іудей, да іудеи приобрящу, беззаконнымъ яко беззаконенъ, да приобрящу беззаконныя. Быхъ немощнымъ, яко немощенъ, да немощныя пріобрящу: всѣмъ быхъ вся, да всяко некія спасу (1 Кор. 9, 20-22).

Заботясь о спасеніи душъ человѣческихъ, нужно помнить, что люди имѣютъ и тѣлесныя потребности, громко заявляющія о себѣ. Нельзя проповѣдывать Евангеліе, не проявляя любовь въ дѣлахъ. Но при томъ нужно опасаться, чтобы заботы о тѣлесныхъ потребностяхъ ближнихъ не поглотили все вниманіе пастыря и не шли бы въ ущербъ попеченію о духовныхъ нуждахъ, помня слова апостоловъ: не угодно есть намъ оставльшимъ слово Божіе служити трапезамъ (Дѣян. 6, 2). Все должно быть направлено къ снисканію Царства Божія и исполненію Христова Евангелія. Истинное христіанство не состоитъ въ умоотвлеченныхъ разсужденіяхъ и ученіяхъ, а воплощается въ жизни. Христосъ сходилъ на землю не для того, чтобы преподать людямъ новыя знанія, а чтобы призвать къ новой жизни. Къ вѣчной жизни мы пріуготовляемся въ жизни земной. Обстоятельства и событія временной жизни вліяютъ и на духовную жизнь человѣческую. Сильные характеромъ преодолѣваютъ вліяніе окружающей среды, а слабые поддаются ему. Сильные духомъ закаляются при гоненіяхъ, но слабые падаютъ. Потому нужно, насколько возможно, создавать условія, въ которыхъ бы возможно больше людей могло духовно созидаться.

Пастырю нельзя уклоняться отъ участія въ общественной жизни, но участвовать въ ней нужно въ качествѣ носителя Христова закона и представителя Церкви. Священнослужитель не смѣетъ превращаться въ обыкновеннаго политическаго или общественнаго дѣятеля, забывая главную сущность своего служенія и его цѣль. Христово Царство не отъ міра сего (Іоан. 18, 36), и Христосъ не устроялъ земнаго царства. Не дѣлаясь политическимъ вождемъ и не вдаваясь въ партійныя распри, пастырь можетъ давать духовное освященіе явленіямъ жизни, дабы его пасомые знали путь, котораго держаться, и являлись бы христіанами какъ въ своей личной жизни, такъ и въ общественной. Архипастырь долженъ умѣть каждому дать совѣтъ духовный: и монаху отшельнику, очищающему душу отъ помысловъ, и царю, устрояющему державу, и военачальнику, идущему на брань, и обычному гражданину. Особенно это нужно пастырю Русской Церкви, личная жизнь которой нынѣ тѣсно связана съ событіями на Родинѣ.

Мало кто изъ русскихъ людей остался незатронутымъ явленіями, которыя глубоко потрясаютъ душу всякаго человѣка, думающаго о нихъ. Развѣ можно безучастно взирать на то, какъ надъ священнымъ Кремлемъ исполнились горькія слова пророка Исаіи: Како бысть блудница градъ вѣрный Сіонъ полнъ суда, въ немже правда почиваше, нынѣ же убійцы (Ис. 1, 21). Какая вѣрующая душа не содрогнется, размышляя объ оскверненіи святынь и неслыханномъ гоненіи! Всѣ сыны Руси тѣмъ или другимъ образомъ ощущаютъ на себѣ дыханіе краснаго звѣря, враждующаго противъ Невѣсты Христовой.

Христіане отъ первыхъ вѣковъ переносили гоненія за Христа, но никогда не радовались имъ, а возвышали свой голосъ противъ нихъ. Цѣлый рядъ апологетовъ и мучениковъ изобличалъ гонителей въ первые вѣка, а за ними послѣдовалъ великій сонмъ святителей и исповѣдниковъ. Въ мирныя времена святители и подвижники поучали, а въ злыя, изобличали носящихъ власть. Русь устроялась при непосредственномъ вліяніи ея великихъ пастырей и молитвенниковъ. Не можемъ мы не скорбѣть, видя разрушеніе великаго дома Богородицы, каковое имя носило нѣкогда Русское государство. Мы не можемъ не испытывать боли, когда терзаются души и тѣла нашихъ близкихъ, когда страхомъ смерти принуждены къ молчанію наши архипастыри и пастыри, находящіеся на Родинѣ. И за предѣлами Руси мы остаемся ея сынами. Изгнанные изъ земнаго Отечества мы продолжаемъ быть духовнымъ стадомъ святителей Петра, Алексія, Іоны, Филиппа и Ермогена. Мы остаемся частью Русской Церкви, страдающей и гонимой, облитой кровію священномучениковъ Владиміра Кіевскаго, Веніамина Петроградскаго, Гермогена Тобольскаго, Митрофана Астраханскаго, Андроника Пермскаго и безчисленнаго множества другихъ новыхъ священномучениковъ и мучениковъ. Завѣты ихъ — святыня наша, которую мы должны сберечь до того времени, когда Богу угодно будетъ явить силу Свою и возвысить рогъ христіанъ православныхъ. А до тѣхъ поръ мы должны пребывать въ духовномъ единствѣ съ гонимыми, молитвой укрѣпляя ихъ.

Заочно лобызаемъ узы ихъ, скорбимъ о тѣхъ кто поколебался. Знаемъ, что колебались иногда и древніе исповѣдники истины. Но имѣемъ примѣры непоколебимости: примѣръ Ѳеодора Студита, изобличившаго всякое отступленіе отъ церковной правды, примѣръ Максима Исповѣдника, примѣръ патріарха Ермогена.

Страшимся отступить отъ путей, которыми они шли, ибо если находящіеся подъ игомъ выставятъ въ оправданіе человѣческую слабость, чтó скажемъ мы, если испугаемся однѣхъ угрозъ? Находясь въ сравнительной безопасности, мы должны укрѣпляться духомъ, чтобы возсозидать разрушенное, если Господь благоволитъ возвратити плѣнъ Сіонь (Псал. 125, 1), или же и самимъ пойти по стопамъ пострадавшихъ за истину, если то потребуется. Ради того прежде всего мы должны хранить между собой единодушіе и единство, представляя единую Русскую Церковь, а въ то же время продолжать ея великое дѣло среди другихъ народовъ. Съ самыхъ первыхъ вѣковъ христіанства въ Россіи изъ нея шли проповѣдники въ другіе края. Просіяли вначалѣ преподобный Кукша, Леонтій Ростовскій, послѣ Стефанъ Пермскій, Иннокентій Иркутскій, уже въ наши времена апостолъ Алтая Макарій и Николай Японскій. Теперь разсѣянный русскій народъ сдѣлался проповѣдникомъ вѣры во всѣхъ краяхъ вселенной. Задача Русской Заграничной Церкви позаботиться о томъ, чтобы просвѣтить возможно большее число людей изъ всѣхъ народовъ.

Ради выполненія сей цѣли Русскій Архіерейскій Заграничный Сѵнодъ посылаетъ меня въ страну, откуда восходитъ чувственное солнце, но которая нуждается въ просвѣщеніи лучами мысленнаго Солнца Правды.

Сознаю свои слабыя силы; изъ послушанія церковной власти и моему духовному руководителю покоряюсь сему избранію не ради чести и власти, а всего себя отдавая на служеніе Церкви.

Молюсь Господу Богу, чтобы Онъ помогъ мнѣ и укрѣпилъ меня до смерти подвизаться за истину.

Въ сей великій для меня часъ молюсь о тѣхъ, кто воспитывалъ меня и назидалъ своими наставленіями и примѣромъ, молюсь о тѣхъ, среди которыхъ проходило до сихъ поръ мое церковное служеніе, о молодежи, которую воспитывалъ, о моей будущей паствѣ, о вселенской Церкви, о страждущей землѣ Русской! Уповаю на молитвы и предстательство великаго сонма небесныхъ поборниковъ рода христіанскаго.

Прошу и Васъ Святители Божіи, а заочно и моего Архипастыря преосвященнаго епископа Виктора, помолиться о мнѣ и преподать Божіе благословеніе.

Бѣлградъ, 27 мая 1934 года.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 17-23.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0