Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ.

Слово въ недѣлю тридцать вторую по Пятьдесятницѣ.

Нынѣшнее евангеліе, братія возлюбленные, учитъ насъ примѣромъ начальника мытарей Закхея доброй наукѣ подавать милостыню нищимъ, каяться дѣломъ, а не словомъ только, и удовлетворять ближнихъ за обиды, нами имъ сдѣланныя (Лук. 19, 1-10). Оно учитъ всѣхъ и богатыхъ и небогатыхъ наукѣ дѣятельнаго покаянія, наукѣ щедрою и посильною милостынею бѣднымъ и воздаяніемъ обиженнымъ пріобрѣтать великую и богатую милость и благоволеніе Господа и вѣчное спасеніе души. Закхей былъ мытарь, откупщикъ, или сборщикъ податей съ своихъ согражданъ; а податные откупщики часто собирали подати не безъ грѣха, — и не безъ большаго грѣха, — выжимали, такъ сказать, подати съ народа, нерѣдко всякими притѣсненіями и неправдами, только бы взять вдвое, втрое больше того, что сами платили римскимъ чиновникамъ, назначавшимся изъ Рима для сбора, — и сколько возможно обогатиться на счетъ народной нужды. И Закхей, по этой причинѣ, былъ очень богатъ и былъ очень нелюбимъ народомъ, который и прозвалъ его грѣшникомъ. Но грѣшникъ этотъ — дивенъ Ты, Господи, во всѣхъ! — съ пришествіемъ Господа въ Іерихонъ и въ домъ неправды, очнулся, позналъ безобразіе и гибельность сребролюбія, наживы, неправды съ жестокосердіемъ, и искренно покаялся Господу во всѣхъ неправдахъ своихъ и сдѣлался праведникомъ. Господи! сказалъ онъ, половину имѣнія моего я отдамъ нищимъ, и если кого чѣмъ обидѣлъ, воздамъ вчетверо. О, блаженный гласъ кающагося мытаря, почувствовавшаго все блаженство свое отъ посѣщенія его дома первою Благостію и Источникомъ блаженства разумныхъ тварей! Какъ переродился вдругъ мытарь! Тотъ, который предъ симъ зналъ только искусство наживать и богатѣть, — теперь вдругъ узналъ добрую науку подавать и раздавать и тщательно разматывать тотъ клубокъ, который прежде усердно наматывалъ. Да послужитъ это примѣромъ намъ съ вами, братія и сестры! Много и нынѣ, братія мои, между нами русскими, хотя не именно между нами, — есть мытарей жестокихъ, льстящихся на легкую наживу и неправедное обогащеніе, только крайне жаль, не подобныхъ евангельскому мытарю. Закхей, что неправедно нажилъ, все то и роздалъ нищимъ, коихъ видно было не мало и въ то время, не только въ наше, и кого обидѣлъ, тому вчетверо возвратилъ, а наши мытари, скоро наживающіе гораздо болѣе Закхея, обогащаются только сами и не думаютъ неправедно нажитое раздавать бѣднымъ, или даже — какая дерзость и гордыня — смѣются надъ тѣми, которые подаютъ или раздаютъ бѣднымъ, по ихъ мнѣнію, не заслуживающимъ куска хлѣба; — видите ли, — всѣ тунеядцы да пьяницы эти нищіе, всѣ будто бы до одного; оно правда — легче всѣхъ осуждать, — разбирать вѣдь долго — отличать настоящаго нищаго отъ ненастоящаго. Положимъ, что и между нищими не безъ грѣха, всѣ люди грѣшны, и между ними есть дѣйствительные пьяницы и тунеядцы. Но скажу я слово этимъ строгимъ судьямъ — не мое, а Господне, что они скажутъ на него? Какимъ судомъ судите, такимъ будутъ судить васъ, и какою мѣрою мѣрите, будутъ мѣрить вамъ (Матѳ. 7, 2). Вы чисты и праведны предъ Богомъ, столь строго судящіе меньшую братію? А вы — сказалъ бы я имъ — вѣчные добросовѣстные труженики, воздержники, цѣломудры, нерастлѣнны до глубины сердца, нестяжательны, — ваше богатство нажито праведными трудами, совѣсть васъ не обличаетъ во лжахъ, неправдахъ, во взяткахъ, въ праздности, въ праздной, питающей корысть игрѣ, въ зависти, тщеславіи, соперничествѣ, во взаимной враждѣ и непріязни, въ пиршествахъ, во всякой роскоши и пр.? И вы смѣете поднимать бровь и осуждать меньшую братію на голодовку и едва не на голодную смерть? Да развѣ у бѣдныхъ желѣзная, изъ стали слита природа, а не подобострастная и слабая, какъ и у всѣхъ насъ, что имъ непозволительно ни пить, ни ѣсть, ни обогрѣться въ тепломъ углу, послѣ коченѣнія на морозѣ въ теченіе нѣсколькихъ часовъ? Нѣтъ, наши мытари жестоки, хотя и въ христіанской, небесной, любвеобильной вѣрѣ и родились и воспитались, и живутъ и пользуются ея неисчислимыми благами. Да впрочемъ, пользуются ли? Евангельскій мытарь сіяетъ свѣтлой звѣздой дѣятельнаго покаянія и милосердія: ему должны подражать мы.

Да умягчитъ всеблагій и всемогущій Господь сердца наши и сердца всѣхъ имущественныхъ и зажиточныхъ людей. Въ обыкновеніе вошло только бранить нищихъ, презирать ихъ, называть тунеядцами, а дать имъ работу и дѣло никто не потрудится или дать одежду, чтобы можно было работать на морозѣ, никто не хочетъ. Да развѣ бранью и презрѣніемъ можно помочь горю? Придите къ этимъ нищимъ съ дѣятельною помощію: одѣньте ихъ, накормите, дайте имъ дѣло — и увидите, что они съ радостію будутъ работать. Или — безъ дальнихъ хлопотъ — дайте матеріальную помощь приходскому попечительству на устройство Дома Трудолюбія, что-бы оно могло построить его и учредить въ немъ постоянныя работы, чтобы не даромъ ѣли хлѣбъ наши и ваши тунеядцы, да позаботьтесь всѣ давать имъ посильныя работы, — и не будетъ тунеядцевъ. Всѣ они, между прочимъ, плодъ и нашего жестокосердія, невниманія, нашей гордыни и самоугодія, — не они только виноваты въ своей праздности, а и общество. Скажите: что бы вы стали дѣлать, попавши въ ихъ среду, ставши на ихъ мѣсто? Избави Богъ всякаго отъ ихъ участи, и да благодарятъ Бога счастливцы міра сего за то, что они, при всемъ множествѣ грѣховъ своихъ вольныхъ и невольныхъ, живутъ въ довольствѣ, роскоши, что всѣ блага льются имъ рѣкой, — да каются они въ своей суетной жизни, въ своихъ играхъ и забавахъ; но пусть не забываютъ, что когда имъ очень тепло и свѣтло и сытно и весело, — многимъ, многимъ очень и холодно и голодно и крайне невесело. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 713-716.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0