Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ.

Поученіе въ недѣлю тридцатую по Пятьдесятницѣ.

И вопроси Его (Іисуса Христа) нѣкій князь, глаголя: Учителю благій! что сотворивъ животъ вѣчный наслѣдствую? (Лук. 18, 18).

Этотъ весьма важный, жизненный вопросъ, предложенный Іисусу Христу однимъ изъ начальниковъ іудейскихъ, разрѣшенъ впослѣдствіи времени, на пространствѣ вѣковъ, святыми угодниками Божіими самымъ положительнымъ, рѣшительнымъ и достойнымъ общаго подражанія способомъ: усерднымъ исполненіемъ заповѣдей Христовыхъ, презрѣніемъ къ здѣшней суетной жизни и къ многострастной плоти, крайнимъ прилежаніемъ о душѣ, существѣ безсмертномъ, и безвозвратнымъ стремленіемъ къ жизни вѣчной. Примѣровъ тому неисчетное число и въ древнія и среднія и новыя времена. Но послушаемъ, какой отвѣтъ далъ Іисусъ Христосъ князю или начальнику іудейскому на вопросъ его: что сотворивъ животъ вѣчный наслѣдствую? Господь «отвѣчалъ ему: знаешь заповѣди: не прелюбодѣйствуй, не убивай, не крадь, не лжесвидѣтельствуй, почитай отца своего и мать свою. Онъ же сказалъ: все это сохранилъ я отъ юности моей. Услышавъ сіе, Іисусъ сказалъ ему: еще одного недостаетъ тебѣ: все, что имѣешь, продай и раздай нищимъ, и будешь имѣть сокровище на небесахъ, и приходи, и слѣдуй за Мною. Онъ же, услышавъ сіе, опечалился, потому что былъ очень богатъ. Іисусъ видя, что онъ опечалился, сказалъ: какъ трудно имѣющимъ богатство войти въ царствіе Божіе! ибо удобнѣе верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти въ царствіе Божіе. Слышавшіе сіе сказали: кто же можетъ спастись? Но Онъ сказалъ: невозможное человѣкамъ, возможно Богу (Лук. 18, 20-27)». На этихъ словахъ оканчивается нынѣшнее евангеліе. Изъ сказаннаго видно, что всякій, кто хочетъ наслѣдовать жизнь вѣчную, долженъ соблюсти заповѣди, которыхъ существо есть любовь къ Богу и ближнему. Іудейскій начальникъ, повидимому, соблюдалъ ихъ и не далекъ былъ отъ царствія Божія, но на повѣрку оказалось, что ему недоставало одного и весьма важнаго подвига, а именно, оставить пристрастіе къ богатству, которое было идоломъ его сердца, удаляло отъ Бога и дѣлало его жестокосердымъ къ нищимъ, и изъ-за котораго онъ не могъ искренно любить ни Бога, ни ближняго. Вотъ что значитъ страсть къ богатству! Она глубоко коренится въ сердцѣ человѣка и непримѣтно подтачиваетъ духовную жизнь его, какъ червь древесный дерево. Человѣкъ, преданный страсти къ любостяжанію, бываетъ, повидимому, и благочестивъ, молится всегда Богу, хотя поверхностно, соблюдаетъ наружное цѣломудріе, честность въ сношеніяхъ и дѣлахъ съ сосѣдями и согражданами, отвращается лжи и клеветы, — не прочь онъ и отъ милостыни, хотя по своему взгляду на нее, по своему понятію и вкусу или изъ тщеславія; — когда же потребуется отъ него жертва большая, требующая его самоотверженія и лишенія нѣкотораго, — когда небесная правда потребуетъ отъ него, чтобы онъ сокрушилъ кумиръ, которому онъ усердно служилъ, который лелѣялъ всегда, можетъ быть, самъ того не замѣчая, тогда оказывается, что онъ находится весь во власти этого кумира, т. е. любостяжанія. Тогда онъ вдругъ охладѣваетъ къ Богу и ближнимъ; тогда не столь дорога ему и вѣчная жизнь, о которой онъ прежде помышлялъ и которой желалъ; тогда страсть къ богатству оказывается у него какъ бы ракомъ, — извѣстною болѣзнію въ тѣлѣ, — который глубоко врѣзался своими корнями смертоносными въ сердце его и губитъ его. Всѣ добродѣтели, которыя онъ прежде дѣлалъ, заглушаются и какъ бы умираютъ, подобно сѣменамъ хлѣбнымъ, заглушаемымъ дурною травою. Вотъ что называется, по извѣстному народному присловію, «бочка меду, да ложка дегтю»: какъ заражаетъ одна страсть всѣ добрыя дѣла и разрушаетъ ихъ! — А когда такая опасность душѣ безсмертной отъ любостяжанія, то явно, что надо искоренять его усердною милостынею, презрѣніемъ къ роскоши, умѣренностію во всемъ, постомъ и молитвою, — убѣжденіемъ себя въ суетѣ и тлѣнности всего земнаго, въ несравненномъ превосходствѣ благъ вѣчныхъ, непреходящихъ — предъ благами тлѣнными, грубыми, какъ дымъ исчезающими. Поэтому, братія мои, мы должны исполнять не одну, не двѣ или три только добродѣтели, — а всѣ, по возможности, чтобы намъ быть совершенными и не имѣть недостатка ни въ какой добродѣтели. Да будете совершенни и всецѣли, ни въ чемже лишени (Іак. 1, 4), говоритъ святый апостолъ Іаковъ. Будите убо совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48), говоритъ Господь въ Евангеліи. Когда богатый юноша-начальникъ удалился отъ Господа съ печалію, и Господь сказалъ, что трудно войти уповающимъ на богатство въ царство небесное, то ученики Господни спросили съ удивленіемъ своего Учителя: кто же можетъ спастись? Онъ сказалъ: невозможное человѣкамъ, возможно Богу. Это значитъ, что Богъ можетъ благодатію Своею смягчить и уврачевать и сердце любостяжательнаго богатаго, просвѣтить очи сердечныя, ослѣпленныя корыстію, убѣдительно представить его уму и сердцу тлѣнность и ничтожность земнаго богатства и вѣчность, несравненную красоту и сладость благъ небеснаго царствія, которыя онъ можетъ получить взамѣнъ земныхъ благъ, — и невозможное сдѣлается для него возможнымъ, — онъ будетъ щедро подавать милостыню нищимъ, коихъ прежде пренебрегалъ, будетъ преуспѣвать во всякой добродѣтели, восходить отъ силы въ силу, и такимъ образомъ удостоится жизни вѣчной.

Апостольское чтеніе нынѣшняго дня служитъ какъ бы продолженіемъ и поясненіемъ, развитіемъ евангелія, оно излагаетъ предъ нами цѣлый ликъ добродѣтелей христіанскихъ: милосердіе, благость, смиренномудріе, кротость, миръ, долготерпѣніе, снисхожденіе и всепрощеніе, и главу и корень всѣхъ добродѣтелей — любовь. Оно читается такъ: облекитесь, какъ избранные Божіи, святые и возлюбленные, въ милосердіе, благость, смиренномудріе, кротость, долготерпѣніе, снисходя другъ другу и прощая взаимно, если кто имѣетъ на кого жалобу: какъ Христосъ простилъ васъ, такъ и вы. Болѣе же всего облекитесь въ любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествуетъ въ сердцахъ вашихъ миръ Божій, къ которому вы и призваны въ одномъ тѣлѣ, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется въ васъ обильно, со всякою премудростію; научайте и вразумляйте другъ друга псалмами, славословіемъ и духовными пѣснями, во благодати воспѣвая въ сердцахъ вашихъ Господу (Кол. 3, 12-16). Итакъ, если желаемъ живота вѣчнаго, будемъ отрѣшаться отъ пристрастія къ жизни временной и къ благамъ временнымъ, доколѣ не пришло время по необходимости оставить ихъ, — и облечемся въ любовь къ Богу и ближнему, которая есть совокупность совершенства; будемъ держаться мира со всѣми, безъ котораго никто не узритъ Бога (Евр. 12, 14), и поучаться непрестанно въ славословіи въ храмѣ и дома. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 700-704.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0